Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:01, курсовая работа
Целью нашей работы является формулировка рекомендаций ОАО «Северсталь», связанных с повышением эффективности ее деятельности.
Поставленная цель требует выполнения следующих задач:
1 Определения сущности корпоративного управления
1 Рассмотрения распространенных корпоративных проблем
2 Изучения системы корпоративного управления ОАО «Северсталь», а так же внешней ситуации предприятия
Введение 3
1 Особенности корпоративного управления 4
1.1 Модели корпоративного управления 4
1.2 Распространенные проблемы корпоративного управления 11
2 Корпоративное управление и положение ОАО «Северсталь» 18
2.1 Система корпоративного управления ОАО «Северсталь» 18
2.2 SWOT-анализ ОАО «Северсталь» 25
3 Рекомендации ОАО «Северсталь» 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Комитеты Совета директоров играют роль консультативных и наблюдательных органов. Их деятельность регулируется Положением «О комитетах Совета директоров».Заседания комитетов проводятся отдельно от заседаний Совета директоров, что позволяет уделять больше времени на обсуждение вопросов, требующих предварительной проработки до принятия решения по ним Советом директоров, а также определить необходимость принятия решения Советом директоров по конкретному вопросу.
Корпоративный секретарь обеспечивает контроль соблюдения органами управления и должностными лицами ОАО «Северсталь» правил и процедур корпоративного управления, требований применимого законодательства, устава и внутренних документов компании, в том числе регулирующих защиту интересов акционеров компании.
В сферу деятельности корпоративного секретаря входит:
Компания придерживается не дискриминационной политики по отношению ко всем акционерам, независимо от их доли в капитале, национальности или места регистрации соответствующего юридического лица.
Компания обеспечивает соблюдение всех требований применимого корпоративного законодательства и стремится следовать международным стандартам корпоративного управления.
Ключевой принцип инвестиционной стратегии компании – применение лучших мировых практик в области корпоративного управления.
Создание прозрачных механизмов защиты прав и интересов акционеров — один из приоритетов корпоративного управления компании «Северсталь».
2.2 SWOT-анализ ОАО
«Северсталь»
Изученные материалы по деятельности компании ОАО «Северсталь» позволяют сделать следующие основные заключения: деятельность компании как и всех остальных компаний в отрасли черной металлургии подвержена факторам внешнего и внутреннего влияния. Нужно отметить, что ситуация в отрасли черной металлургии в настоящее время может быть охарактеризована как сложная и в некоторых случаях сложнейшая (проблемы НТМК, ЗСМК, ММК, входящих в Евраз Холдинг у всех на виду), в иных металлургических компаниях ситуации практически похожие. Северсталь не является исключением.
Здесь необходимо отметить, что кризис 2008 года конечно же способствовать обострению проблем в сфере черной металлургии, однако не был источником данных проблем, так как основные проблемы сферы черной металлургии (высокая энерго-, издержко- и капиталоемкость отрасли, техническая отсталость, низкое качество выпускаемого продукта) сформировались еще в конце 1990-х гг. – начале 2000-х гг. До недавнего времени металлургические компании искали решение проблемы исключительно за счет привлечения государственных ресурсов и программ модернизации металлургического комплекса. Однако при этом собственные средства компаний не направлялись на решение данных проблем, но использовались на приобретение дочерних и зависимых обществ за рубежом. В частности Северсталь владеет четвертой по величине металлургической компанией в США – по свидетельствам специалистов данная компания обладает современным оборудованием, использует новые технологии, а собственные производства Северстали в России находятся на грани технического и технологического дефолта.
Представленный
общий обзор отрасли
Согласно представленным материалам можно сделать вывод, что основная цель компании в краткосрочной перспективе заключается в устойчивом финансовом и производственном развитии за счет использования современных технологий и организации труда, закрепление лидерских позиций на внутреннем рынке.
В среднесрочной перспективе цель компании заключается в полномасштабном выходе на внешние рынки, закрепление лидерских позиций на внешних и внутренних рынках – «флагман отрасли».
Отметим весьма существенный момент: в 2008 – 2009 гг. в компании шла оптимизация управленческих процедур, которая на данный момент еще полностью не закончена и, как следует из статьи, будет закончена только в среднесрочной перспективе, поэтому быть флагманом отрасли не имея должного уровня развития стратегического и тактического руководства весьма сложно.
Также нужно отметить, что в данных по развитию компании указано увеличение уровня добычи и производства, но не указан уровень роста сбыта готового продукта, а это говорит о том, что нарастить производственные мощности проблемой для данного предприятия не является, но может стать проблемой продукт, который не найдет потенциальных рынков сбыта. В этой связи представляется необходимым решить проблему дистрибуции или развития собственной сбытовой сети.
Как отмечено в данных по предприятию ОАО «Северсталь» показывает преимущественные темпы роста по отдельным направлениям деятельности, следовательно, именно в данных направлениях деятельности и нужно усиливать позиции компании (производство кокса, экспортные операции).
Для того чтобы определить достигнет либо не достигнет ОАО «Северсталь» намеченных целей необходимо провести анализ сильных и слабых сторон компании, включая возможности и угрозы развития во внешней среде, то есть SWOT-анализ, который дает полную информацию о факторах влияния внешней и внутренней среды. Он представлен в таблице 1.
Возможности:
1 закрепление лидерских позиций на внешнем и внутреннем рынке
2 полномасштабное развитие экспорта
Угрозы:
1 наличие прямых и более востребованных на рынке конкурентов – Липецкий МК и Магнитогорский МК
2 сокращение потребления продукта предприятия на внутреннем рынке
3 сложность
реализации продукта на внешнем рынке
Таблица 1 – SWOT-анализ
Среда | ||
Преобладают возможности | Преобладают угрозы | |
Cильные
стороны:
1 планирование технологических процессов, позволяющих снижать издержки управление себестоимостью (экспорт за счет собственных возможностей, использование металлолома в производстве стали и так далее.) 2 наличие собственного дистрибьютора «Металлснаб» наличие организованных поставок сырья и ресурсов выгодное географическое положение |
1 стратегия вертикальной
и горизонтальной интеграции
2 стратегия концентрированного роста 3 стратегия лидерства |
1 стратегия умеренного
роста
2 закрепление лидерских позиций в отдельных направлениях деятельности или сегментах рынка (как внутренних так и внешних) |
Слабые
стороны:
1 низкий уровень технического оснащения 2 морально устаревшее оборудование 3 невысокий уровень конкурентоспособности при высоком уровне амбициозных планов развития компании 4 низкая финансовая устойчивость и зависимость от внешних источников финансирования |
экспортная стратегия развития и/или стратегия умеренного роста | стратегия умеренного роста |
Итак, представленные в таблице 1 факторы влияния внешней и внутренней среды показывают, что ОАО «Северсталь» может реализовать следующие стратегии:
Пять представленных стратегий имеют место быть реализованными при определенных условиях. Рассмотрим каждую из представленных стратегий более подробно, учитывая факторы влияния внешней и внутренней среды.
Первая
стратегия – стратегия
Аналогичным
образом, используя сильные стороны
и угрозы, ОАО «Северсталь» может
реализовать стратегии
Реализация стратегий и с учетом сильных сторон и возможностей может идти по направлению развития умеренного роста, либо по закреплению лидерских позиций в определенном сегменте или направлении деятельности, это может быть классифицировано как реализация стратегии дифференциации или фокусирования на сегментах. Однако необходимо помнить, что прямые конкуренты компании (Магнитогорский МК и Липецкий МК) имеют более устойчивые позиции в металлургической области, даже с учетом трудностей, которые в настоящее время испытывает Магнитогорский МК, соответственно конкуренты также могут реализовать данные стратегии, что еще раз приведет к усилению конкуренции.
Кроме этого, амбициозные планы, заявленные ОАО «Северсталь» будет весьма сложно осуществить, поэтому реализация лидерской стратегии все-таки на настоящем этапе развития предприятия практически невозможна, в качестве альтернативы можно предложить стратегию умеренного роста. Данная стратегия предполагает, что ОАО «Северсталь» будет использовать в основном собственные возможности для финансирования стратегий. Стратегия умеренного роста также дает возможность постепенно обновить материально-техническую базу, что и пересмотреть уже имеющееся техническое оснащение. В том случае, если ОАО «Северсталь» все же решит использовать стратегию лидерства, то здесь нужно помнить, что сочетание неустойчивого финансового положения, слабой технической оснащенности, а также с учетом сложностей реализации продукта не внешних рынках (высокие требования к сертификации, стандартизации маркировке и упаковке продукции) стратегия лидерства вряд ли будет успешной.