Проблемы корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является формулировка рекомендаций ОАО «Северсталь», связанных с повышением эффективности ее деятельности.
Поставленная цель требует выполнения следующих задач:
1 Определения сущности корпоративного управления
1 Рассмотрения распространенных корпоративных проблем
2 Изучения системы корпоративного управления ОАО «Северсталь», а так же внешней ситуации предприятия

Содержание

Введение 3
1 Особенности корпоративного управления 4
1.1 Модели корпоративного управления 4
1.2 Распространенные проблемы корпоративного управления 11
2 Корпоративное управление и положение ОАО «Северсталь» 18
2.1 Система корпоративного управления ОАО «Северсталь» 18
2.2 SWOT-анализ ОАО «Северсталь» 25
3 Рекомендации ОАО «Северсталь» 31
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Курс.docx

— 66.34 Кб (Скачать)

Уральский институт экономики управления и  права

Нижнетагильский филиал

(УИЭУиП) 
 

Курсовая  работа

по  теме:

ПРОБЛЕМЫ  КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

Факультет региональный                               Исполнитель Шлыкова Е. А.                                                                        

Специальность экономика и управление        Группа ЭП - 401                                                                                                           

на предприятии                                               Научный руководитель Евстефеев В.Н.

Кафедра экономика                                        

Дата защиты                                                                   

Оценка                                                                               
 
 

Нижний  Тагил 2011

 
Содержание 
 
Введение 3
  1. Особенности корпоративного управления
4
    1.1 Модели корпоративного управления
4
1.2 Распространенные проблемы корпоративного управления 11
2 Корпоративное управление и положение ОАО «Северсталь» 18
2.1 Система корпоративного управления ОАО «Северсталь» 18
2.2 SWOT-анализ ОАО «Северсталь» 25
3 Рекомендации ОАО «Северсталь» 31
Заключение 33
Список  использованных источников 34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Проблема  корпоративного управления возникла с  появлением крупных корпораций на рубеже XIX-XX вв., когда стал происходить процесс  разделения права собственности  и управления этой собственностью. До этого Рокфеллеры и Морганы были полновластными хозяевами предприятий и держали в своих руках как исполнительные, так и контрольные функции.

   Установление  в России рыночных отношений и  повышение роли акционерных обществ в развитии экономики государства и благосостояния граждан обусловили необходимость осознания важности проблемы корпоративного управления, возникновение которой неизбежно связано с переходом на рыночные условия хозяйствования. В современной российской экономике корпоративное управление является одним из важнейших факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный и инвестиционный климат.

   Необходимость корпоративного управления обусловлена  тем, что бизнес как собственность принадлежит принципалам (собственникам, инвесторам), а права управления этим имуществом делегированы агентам — совету директоров и менеджменту, что порождает асимметрию информации и связанные с ней агентские издержки, выражающиеся в действиях менеджмента, не направленных на удовлетворение интересов собственников.

   Целью нашей работы является формулировка рекомендаций ОАО «Северсталь», связанных  с повышением эффективности ее деятельности.

   Поставленная  цель требует выполнения следующих  задач:

   1 Определения  сущности корпоративного управления

  1. Рассмотрения распространенных корпоративных проблем
  2. Изучения системы корпоративного управления ОАО «Северсталь», а так же внешней ситуации предприятия
 
 

1 Особенности корпоративного  управления 
 

   В самом широком понимании корпоративное управление включает вообще все отношения, так или иначе влияющие на положение акционеров и поведение акционерного общества. Согласно названному подходу, субъектами корпоративного управления выступают лица, которые имеют права в сфере корпоративного управления акционерным обществом - акционеры, директора - члены совета директоров, директор - исполнительный орган и члены исполнительных органов акционерного общества [6].

   Корпоративное управление (англ. corporate governance) — система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния [10]. 

    1. Модели  корпоративного управления
 

   Система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с помощью которой компания представляет и защищает интересы своих инвесторов. Данная система может включать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена и механизмов объявления банкротства [4].

   Системы корпоративного управления в разных странах различны. Отличается распределение  функций между советом директоров и исполнительными органами, структура  акционерного капитала, отличается роль и участие других заинтересованных лиц в жизни компании. Безусловно, на то, какой традиционно сложится система корпоративного управления, влияют особенности культурного и экономического уклада и развитие фондового рынка. Соотношение всех этих факторов и характеристик и позволяет говорить о различных «моделях корпоративного управления». Традиционно выделяют три модели корпоративного управления – англо-американскую модель, немецкую (рейнскую) и японскую [5]. 

   Основными экономическими особенностями, повлиявшими  на формирование англо-американской модели, являются следующие:

    1Высокая степень распыленности акционерного капитала. Среди крупнейших американских компаний очень незначительное число имеет крупных по американским меркам (как правило, владельцев не более 2-5%), акционеров. Основными владельцами капитала этих компаний являются большое число институциональных (пенсионные, страховые и инвестиционные фонды) и еще большее число мелких (миноритарных) частных инвесторов. Как правило, средства этих инвесторов распределены между большим числом компаний, а сами акционеры не связаны с компаниями какими-либо отношениями помимо владения акциями. Распыленность вложений позволяет инвесторам быть готовыми к принятию высокой степени рисков, связанных с деятельностью компаний.

   2 Большинство инвесторов ориентировано на краткосрочные цели, на получение дохода за счет курсовой разницы.

   3 Фондовый рынок высоколиквиден благодаря такой структуре акционерного капитала и особенностям регулирования.

   4 Структура капитала и высокая ликвидность обусловливают высокую распространенность враждебных поглощений. Фондовый рынок является не просто рынком акций, а рынком компаний – через него осуществляется переход контроля над крупнейшими компаниями.

   5 Вследствие особенностей законодательства и деловой традиции последних 60 лет, банки играют незначительную роль как акционеры, их отношения с компаниями не выходят за рамки отношений «заемщик – кредитор».

   Выделяют  следующие преимущества англо-американской модели:

   1 Высокая степень мобилизации личных накоплений через фондовый рынок, легкость и быстрота их перемещения между компаниями и отраслями.

   2 Инвесторы ориентированы на поиск сфер, обеспечивающих высокий уровень дохода (через рост курсовой разницы или высокие дивиденды), готовность ради этого принять повышенные риски, что стимулирует компании к инновациям, поиску перспективных направления развития, поддерживает их конкурентоспособность.

  1. Легкость «входа» и «выхода» для инвесторов в компании.
  2. Высокая информационная прозрачность компаний, вытекающая из указанных особенностей.
  3. Основные недостатки англо-американской модели:
  4. Высокая стоимость привлеченного капитала.
  5. Ориентация высших менеджеров, вынужденных учитывать ожидания инвесторов, преимущественно на краткосрочные цели. Они стараются избегать шагов, которые могут привести к снижению курсовой стоимости акций.
  6. Завышенные требования к доходности инвестиционных проектов.
  7. Значительные искажения реальной стоимости активов фондовым рынком, высокая опасность переоценки (чаще) или недооценки (реже) активов.
  8. Завышенный уровень вознаграждения высшего менеджмента.

   Отличительным признаком англо-американской модели корпоративного управления стал так  называемый «унитарный» (одноуровневый) совет директоров, включающий как  исполнительных членов (менеджеров компании), так и неисполнительных (не являющихся работниками компании), часть из которых является «независимыми» директорами, не имеющими никаких отношений с  компанией помимо членства в совете директоров. В последние годы после  ряда корпоративных скандалов и  банкротств, обусловленных мошенническими действиями со стороны менеджмента  и недостаточным контролем со стороны советов директоров, число  независимых директоров в компаниях  растет.

   Немецкая (рейнская) модель корпоративного управления сформировалась в контексте следующих  экономических особенностей:

   1 Высокая концентрация акционерного капитала в руках средних и крупных акционеров и широкая практика перекрестного владения акциями. Институциональные и мелкие частные инвесторы, до последнего времени, владели незначительным объемом акций и пассивно участвовали в процессе принятия решений в компаниях.

   2 Большим весом в структуре собственности компаний обладают банки, а также другие промышленные компании, связанные с компаниями, акциями которых они владеют, не только отношениями собственности, но и деловыми интересами. Как крупные, так и мелкие акционеры являются «терпеливыми акционерами», ориентированными на долгосрочные цели. Преобладающей формой получения доходов от владения акциями до самого недавнего времени были дивиденды.

   3 Фондовый рынок до последнего времени обладал меньшей ликвидностью по сравнению с фондовыми рынками США и Великобритании. Для привлечения финансирования компании более активно используют банковские инструменты.

   4 Структура акционерного капитала и невысокая ликвидность обусловливают незначительное влияние враждебных поглощений на систему корпоративного управления.

   Основными преимуществами немецкой модели считаются:

  1. Более низкая по сравнению с США и Великобританией стоимость привлечения капитала.
  2. Ориентация инвесторов на долгосрочное развитие.
  3. Высокий уровень устойчивости компаний.
  4. Более высокая степень корреляции между фундаментальной стоимостью компании и  стоимостью ее акций.

   Среди недостатков немецкой модели выделяют следующие:

  1. Более сложный, по сравнению с США и Великобританией, «вход» и «выход» вложений инвесторов в компании.
  2. Невысокая степень информационной прозрачности компаний.
  3. Недостаточное внимание к правам миноритарных акционеров.

   Отличительным признаком немецкой модели корпоративного управления стал «двухуровневый» совет  директоров – жесткое разделение на наблюдательный совет, состоящий  из внешних директоров, не являющихся работниками компании, и правление. В состав наблюдательного совета обязательно входят представители  банков и работников компании.

Информация о работе Проблемы корпоративного управления