Проблемы конкурентной стратегии предприятия в условиях конкурентоспособности рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассмотрены варианты, какими компания может достичь конкурентоспособности или защитить свои позиции на рынке.
Цель курсовой работы - дать представление о конкуренции, ее истоках, видах и методах, а также охарактеризовать основные конкурентные стратегии предприятия и их проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..6
1. Конкуренция, ее виды и методы………………………………………………..8
2. Понятие и виды конкурентных стратегий……………………………………..14
3. Анализ альтернатив и выбор стратегии………………………………………21
4. Основные моменты мобилизации ресурсов………………………………….25
5. Проблемы применения конкурентных стратегий на рынке…………………30
Заключение…………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………......36

Работа содержит 1 файл

КП фин мен.docx

— 50.22 Кб (Скачать)

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..6

1. Конкуренция, ее виды и методы………………………………………………..8

2. Понятие и виды конкурентных стратегий……………………………………..14

3. Анализ альтернатив и выбор стратегии………………………………………21

4. Основные моменты мобилизации ресурсов………………………………….25

5. Проблемы применения конкурентных стратегий на рынке…………………30

Заключение…………………………………………………………………………34

Список литературы……………………………………………………………......36

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Усиление  конкурентной борьбы за последнее десятилетия  отмечено фактически во всем мире. А  ведь еще недавно она отсутствовала  во многих странах. Рынки были защищены и главенствующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно  не было столь ожесточенным. Рост конкуренции  сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Когда сопоставляют конкуренцию с развивающейся  экономикой, забывают, как много  изменений произошло в государствах, занимающих ведущее положение в  мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с  одной стороны, и усилением конкуренции, с другой, связаны с экономическим  рывком Германии и Японии после второй мировой войны, Южной Кореи и  Китая с развитием электроники и машиностроения на современном этапе.

Ни одна страна и ни одна компания не могут  позволить себе игнорировать необходимость  конкуренции. Они должны постараться  понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Структура, и развитие экономики, и способы, которыми компании достигают конкурентного  преимущества, являются сутью теории конкуренции. Четкое понимание их служит основой, на которой базируется конкурентная стратегия компании.

Признанным  лидером разработки конкурентного  анализа является профессор Гарвардской  школы бизнеса М. Портер, автор  основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.

В курсовой работе рассмотрены варианты, какими компания может достичь конкурентоспособности  или защитить свои позиции на рынке.

Цель  курсовой работы - дать представление о конкуренции, ее истоках, видах и методах, а также охарактеризовать основные конкурентные стратегии предприятия и их проблемы.

 

1. Конкуренция, ее виды  и методы

 

Под конкуренцией (от лат. Concurrere - сталкиваться) подразумевается борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

Но понятие  конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это  и способ хозяйствования, и такой  способ существования капитала, когда  один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается  как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и  способ развития. Кроме того, конкуренция  выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут  управляться организацией.

Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и борьбой с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

1) Количество  фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих  права юридического лица), поставляющих  товары на рынок;

2) Свобода  вхождения предприятия на рынок  и выхода из него;

3) Дифференциация  товаров (придание определённому  виду товара одного и того  же назначения разных индивидуальных  особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

4) Участие  фирм в контроле над рыночной  ценой.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что и в каких количествах создавать, а также:

- Объём  производства отдельной фирмы  является незначительным и не  оказывает влияния на цену  реализуемого этой фирмой товара;

- Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

- Покупатели  хорошо информированы о ценах,  и если кто-то повысит цену  на свою продукцию, то потеряет  покупателей;

- Продавцы  действуют независимо друг от  друга;

- Доступ  на рынок никем и ничем не  ограничен.

Последнее условие предполагает возможность  каждому гражданину стать свободным  предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение всех вышеперечисленных условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно заметить, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию существующих в реальности рыночных структур. И в этом ее ценность.

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в.в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно–технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: “Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей”.

Термин  “монополия” в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях термин используется для обозначения различных  видов рыночных ситуаций, характерных  для несовершенной конкуренции. Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность совершенной конкуренции (таблица 1).

В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный  характер. Во-первых, монополия в  современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия  оказывает существенное влияние  на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий  реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает  воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или  на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень  риска в процессе конкуренции  и обеспечивают получение монопольной  прибыли.

В экономике  принято разделять конкуренцию  по ее методам на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

Продавец  должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной  власти.

Продавец  должен быть способен выделять покупателей  в группы, которые имеют разную покупательскую способность.

Первоначальный  покупатель не может перепродавать  товар или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется  в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, улучшении сервиса сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое - совершенствование технических характеристик товаров; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой, качество - это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции  получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т. е. в процессе его эксплуатации.

Сильнейшим  орудием неценовой конкуренции  всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью  рекламы фирмы не только доносят  до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как “хорошего гражданина” той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

К незаконным методам неценовой конкуренции  относятся промышленный шпионаж, переманивание  специалистов, владеющих производственными  секретами, выпуск товаров, внешне ничем  не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно значительно  более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству  французского МОСИ, наиболее активны  “фирмы-имитаторы”, находящиеся в Марокко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и виды конкурентных стратегий

 

Конкурентная  стратегия связана исключительно  с планами руководства по ведению конкурентной борьбы, предоставлению дополнительных ценностей для покупателей.

Базовая стратегия конкуренции, предложенная М.Портером, представляет собой основу конкурентного поведения предприятия  на рынке и описывает схему  обеспечения преимуществ над  конкурентами, являясь центральным  моментом в стратегической ориентации предприятия. От правильного выбора конкурентной стратегии зависят все последующие маркетинговые действия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного обоснования данной процедуры. Прежде чем приступить к выбору базовой стратегии конкуренции необходимо избавиться от вредных стереотипов, штампов и ошибок.

В первую очередь сказанное относится  к неправильному представлению  о том, какой рынок является наиболее перспективным с точки зрения конкуренции. Часто считают, что привлекательные рынки те, которые развиваются быстрее всех или используют совершенные технологии.

Как показывает практика, преуспевающие и перспективные  рынки имеют высокие входные  барьеры, протекции со стороны государства, непритязательных потребителей, дешевую  систему поставок и наименьшее число  альтернативных отраслей, способных  их заменить. Бизнес с новейшими  технологиями и высокой эффективностью больше всех подвержен атакам конкурентов, вероятность банкротства на таких  рынках очень велика.

Информация о работе Проблемы конкурентной стратегии предприятия в условиях конкурентоспособности рынка