Проблемы и перспективы развития франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной научной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность франчайзинга.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
Что же представляет из себя франчайзинг
Перспективен ли франчайзинг в России
Важную ли роль играет франчайзинг в экономике и может ли он вскоре стать преобладающей формой розничной торговли
Дает ли франчайзинг возможность быстрого роста и расширения
Показать все преимущества и недостатки франчайзинга

Содержание

Оглавление 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 5
§1.1 История развития франчайзинга 5
§1.2.Понятие франчайзинга 7
§1.3.Виды франчайзинга 9
§1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга 14
Глава 2. Механизм франчайзинговой сделки 20
§2.1. Общие положения франчайзинговой сделки 20
§2.3. Виды франчайзинговых соглашений. Ответственность франчайзора и франчайзи 22
Ответственность франчайзора и франчайзи 22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития франчайзинга 25
§3.1. Общемировые тенденции развития франчайзинга и особенности развития франчайзинга в России 25
§3.2 Проблемы франчайзинга в России и способы их разрешения 29
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая Жени.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

     Во-первых, по ст.1034 ГК РФ франчайзер несет солидарную ответственность за франчайзи. На первый взгляд логика понятна: законодательство устанавливает повышенную защиту прав потребителя концессионных (франчайзинговых) товаров, работ и услуг, предусматривая субсидиарную ответственность правообладателя за их качество. Вступая в отношения с пользователем, потребитель вправе рассчитывать на получение результата, эквивалентного тому, который он получил бы непосредственно от правообладателя. Для обеспечения этого определенные обязанности возложены на франчайзера.

     Итак, требования к правообладателю определены в Общих правилах об ответственности  продавца за качество продаваемых товаров, установленных ст.469–477 ГК (см. также  Специальные правила о розничной  купле-продаже — ст.503–505ГК) и в Общих правилах об ответственности подрядчика за качество выполненных работ, установленных ст.721–725 ГК (см. также Специальные правила об ответственности за качество работ, выполняемых по бытовому подряду — ст.737 ГК). Эти правила распространяются и на оказание возмездных услуг. Таким образом, если по договору франчайзинга (договору концессии) пользователь не только продает, но и сам производит товар правообладателя (производственный франчайзинг), то потребитель имеет право заявить свои требования по поводу такого товара как любой, так и обеим сторонам. Однако солидарная ответственность предусматривает корпоративное ведение бизнеса, а франчайзи — это все-таки независимый предприниматель. А из-за отсутствия соответствующих нормативных рычагов франчайзер лишен возможности цивилизованного давления на недобросовестного франчайзи, бросающего тень на всю структуру.

     Во-вторых, не удовлетворяет франчайзеров и  требование не изменять условия договора при его продлении. Если ситуация на рынке меняется, то правообладатель вынужден перезаключать договор в ущерб своим интересам.

     В-третьих, компания, продающая концессию, не имеет  права диктовать франчайзи свою ценовую политику. Так, ст.1033 ГК содержит запреты на включение в договор  условий, ограничивающих права пользователя (по вопросам цены продаваемых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и определения круга потребителей), под страхом их недействительности (ст.422 ГК)!!! А если партнеры не согласятся поддерживать единый уровень цен, и их предприятия, скажем, два «Ростикcа», будут расположены рядом, то что делать? Идти франчайзеру в суд бесполезно — требования компании к проведению единой ценовой политики скорее всего будут признаны безосновательными.

     Подобные  законодательные ограничения заставляют российских франчайзеров быть особенно осторожными в выборе потенциальных партнеров. К примеру, именно поэтому «РосИнтер» (торговая марка «Ростикc»), чтобы минимизировать риски, связанные с недобросовестностью франчайзи, продает свои франшизы только в Москве и Подмосковье, т.к., по мнению руководства этой франчайзинговой системы, здесь легче найти надежных контрагентов. 
 
 
 
 

     §3.2 Проблемы франчайзинга в России и способы их разрешения 

     Решение многих экономических проблем современной  России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

     История развития франчайзинга за рубежом насчитывает  уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его  для сбыта швейных машин. В  России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах  прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению. А для этого необходимо уточнение основных понятий и определений, характеризующих этот экономический инструмент. В отечественной экономической литературе этот термин уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.

   Анализируя  различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение: Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта. Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара. Этот товар должен обладать следующими признаками:

  • известной торговой маркой;
  • номенклатура товаров должна быть ограничена.

   Объектом  франчайзинга могут быть следующие  товары:

  1. продукт (изделие, имеющее материальную форму);
  2. услуга;
  3. производственный процесс;
  4. бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);
  5. комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.

   Во  франчайзинговом процессе принимают  участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор  франчайзинга (франшиза). Первая сторона - франчайзер. Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Вторая сторона - франчайзи. Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.

   Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской  деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют:

  1. Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет право франчайзи: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.
  2. Роялти. Регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы.
  3. Отчисление в централизованный рекламный фонд.
  4. Дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг. 

   Основные проблемы российского франчайзинга и их типология

   Как уже говорилось, франчайзинг в  России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

   Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести:

   Нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;

   Отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;

   Сложность получения кредитов для создания стартового капитала.

   Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

   Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:

  • отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
  • отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
  • боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.

   Особое  место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических  проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.

   Естественно, что рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно  связаны и оказывают серьезное  влияние друг на друга. Так, экономические  проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку "обходных" правовых схем. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.

Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для  нашей страны неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности. Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области. Решение образовательных проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.

     Как видно из сказанного выше, взаимосвязь  экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных  проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной  проблемы связано с необходимостью решения других.  

     Экономические проблемы франчайзинга

     Важнейшей экономической проблемой российского франчайзинга становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.

     Последнее десятилетие, в котором началось ускоренное развитие российского франчайзинга, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи.

     Учитывая, что многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать  свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и  франчайзинговой системы в целом.

     Переделы  рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.

     Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов  самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития франчайзинга