Проблемы и перспективы развития франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной научной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность франчайзинга.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
Что же представляет из себя франчайзинг
Перспективен ли франчайзинг в России
Важную ли роль играет франчайзинг в экономике и может ли он вскоре стать преобладающей формой розничной торговли
Дает ли франчайзинг возможность быстрого роста и расширения
Показать все преимущества и недостатки франчайзинга

Содержание

Оглавление 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 5
§1.1 История развития франчайзинга 5
§1.2.Понятие франчайзинга 7
§1.3.Виды франчайзинга 9
§1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга 14
Глава 2. Механизм франчайзинговой сделки 20
§2.1. Общие положения франчайзинговой сделки 20
§2.3. Виды франчайзинговых соглашений. Ответственность франчайзора и франчайзи 22
Ответственность франчайзора и франчайзи 22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития франчайзинга 25
§3.1. Общемировые тенденции развития франчайзинга и особенности развития франчайзинга в России 25
§3.2 Проблемы франчайзинга в России и способы их разрешения 29
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая Жени.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

     Лицензия  дала бы им право использования нового технологического процесса в обмен  на комиссионное вознаграждение, которое  называется роялти. В данном случае лицензиар фактически является франшизером; лицензиат является франчайзи. При системе франчайзинга, связывающей производителя с производителем, франчайзи остаются относительно автономными. Такие франчайзи располагают почти полной свободой действия. Политика и процедуры могут быть их собственной разработки; даже цеха и оборудование могут быть их собственной конструкции.

     Другая  франшизная система соединяет производителя  и розничного торговца. Лучшим примером является система, соединяющая производителей автомобилей и розничных автомобильных  дилеров. Еще одним примером являются станции автообслуживания, которые предоставляют места для парковки и продают горюче-смазочные материалы, поставляемые по контракту нефтеперерабатывающими компаниями типа "Тексако". Франшизные системы, соединяющие производителя с оптовым торговцем, оптового торговца с оптовым торговцем и оптового торговца с розничным торговцем, действуют аналогичным образом.

     Розничные и обслуживающие франшизные системы  типа "Кентукки фрайд чикен" и "Кволити инн." заметно отличаются от систем франшизных соглашений между производителем и оптовым торговцем, потому что франчайзи фактически является здесь продолжением франшизера. В подобных системах каждый франчайзи напоминает торговую точку компании с единственным исключением: франшизер вкладывает для создания этой торговой точки деньги франчайзи, а не собственные средства. 

 

      §1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга 

     Наиболее  сложным элементом сотрудничества франчайзера и франчайзи является психологическое взаимодействие. Франчайзер должен помнить, что франчайзи — это не его наемный работник, а предприниматель, обладающий полной юридической и экономической самостоятельностью. В то же время франчайзи должен запомнить, что после вступления во франчайзинговую систему его решения должны строго подчиняться договору франчайзинга, так как любое его действие влияет не только на его собственное финансовое положение, но и на все франшизированные предприятия (предприятия франчайзера и других франчайзи).

     Достижение  психологического взаимодействия между  франчайзером и франчайзи — уже 50% удачи франчайзинговой системы.

     Какие же преимущества дает использование франчайзинга?

     Для составления наиболее четкой картины  о достоинствах применения франчайзинга необходимо проанализировать отдельно те преимущества, которые получают от его использования франчайзер, франчайзи и все потребители.

     Преимущества  для франчайзера:

     1. Франчайзер (правообладатель) получает уникальную возможность расширять сеть своих предприятий и продвигать собственный бренд без прямых затрат на создание предприятия. Размер экономии денежных средств нетрудно вычислить: он равен размеру первоначальных инвестиций франчайзи на создание предприятия заданного бизнес-формата, который различается, в зависимости от отрасли функционирования.

     2. Привлечение франчайзи и передача им своих технологий позволяют франчайзерам осуществлять региональную экспансию. Естественно, что предприятие, обладающее опытом функционирования на региональном рынке, уже обладает информацией о ситуации в данном регионе, что существенно сокращает расходы на маркетинговые исследования относительно ситуации на рынке, а за франчайзером остаются только контрольные функции.

     К примеру, сеть магазинов постельного  белья «Бельпостель» в апреле 2004 г. приняла решение открывать  собственные магазины только в Москве и Санкт-Петербурге, а в регионах — работать только по франчайзингу. 11 региональных магазинов «Бельпо-стели» (по два в Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде, по одному в Волгограде, Красноярске и Оренбурге) также могут быть проданы франчайзи.[10]

     3. Франчайзинг позволяет получить  франчайзеру дополнительные средства  для развития бизнеса, которые  складываются, как правило, из  двух составляющих: первоначального  взноса (паушального платежа) и  регулярных ежемесячных или ежеквартальных  выплат (роялти).

     Так, для открытия винного супермаркета «Ароматный мир» необходимо внести единоразовую выплату франчайзеру в 3000 долл. США  и со второго года платить 100 долл. США в месяц в качестве роялти, при открытии же «соседского» универсама «АБК» в Москве стоимость франшизы равна 2000 долл. США, а размер роялти составляет 1,5% от оборота.

     Также франчайзинг способствует формированию специальных фондов с помощью  франчайзи — например, специального рекламного фонда. Так франчайзи  кафе-мороженое «Баскин Роббинс» должны перечислять не менее 5% от объема закупок на рекламу.

     4. Франчайзи, будучи собственником  предприятия, более заинтересован  в его развитии, чем наемный  работник, — таким образом, не  требуется дополнительных средств  для мотивации франчайзи. 

     Преимущества для франчайз:

     1.Франчайзинг  предоставляет франчайзи возможность  получить значительные выгоды  от передачи ему франчайзером  доказавшей эффективность на  практике бизнес-технологии, что  позволяет предприятию сэкономить  значительные средства на своей  «раскрутке». Франчайзинговая система предоставляет информацию, которая помогает франчайзи выбрать подходящее местоположение для предприятия, использовать выработанную и успешно функционирующую маркетинговую и логистическую стратегию ведения бизнеса — таким образом, франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому что он располагает опытом своего франчайзера.

     2. Франчайзи получает право пользоваться  известной торговой маркой. Клиенты  не видят существенной разницы  между покупками в корпоративном и франшизиро-ванном фирменном магазине сети. Так, при покупке обуви в фирменных салонах «Эконика-Стиль» в разных городах невозможно понять, какой магазин принадлежит непосредственно франчайзеру, а какой-франчайзи. Кроме того, партнер получает права на продажу широко известных эксклюзивных торговых марок обуви из коллекций « Эконика-Обувь»: Alia Pugachova, Parmen, Aragona, Wind, E-Collection.

     3. Методическая и информационная  поддержка франчайзи франчайзером. Являясь, как правило, крупной  фирмой, франчайзер имеет большие возможности по подготовке качественного методического и информационного обеспечения, разнообразных учебных и справочных материалов. Эти материалы используются франчайзи для повышения качества обслуживания клиентов. При вступлении во франшизную систему франчайзеры, как правило, предоставляют франчайзи специальное обучение.

     Например, франчайзер сети универсамов «Копейка»  осуществляет первоначальное обучение в своих учебных центрах бесплатно; при открытии франшизированного  фирменного салона обуви «Монарх» проводится бесплатное обучение в момент передачи коммерческой документации и подписания договора, а с периодичностью раз в две недели проводится обучение персонала, осуществляются методические рекомендации по всем направлениям деятельности магазина, раз в полгода (перед началом сезона) проводятся семинары.

     4. Франчайзи, владея собственным  предприятием, обладает уникальной  возможностью работать в сети, что значительно повышает его  конкурентоспособность. Так, франчайзи  получают возможность закупать  товары по более низким оптовым  ценам, а при наличии единого  распределительного центра-сокращать издержки предприятия на логистику. К примеру, при покупке франшизы винного супермаркета «Ароматный мир» франчайзи включается в единую логистическую систему; сеть универсамов «Копейка» владеет собственным распределительным центром, а для франчайзи мебельных салонов «Феликс» скидки, предоставляемые на покупку продукции, выше, чем у их дилеров.

     5. Франчайзи получает возможность  рекламировать свое предприятие  с помощью более масштабной  рекламы, чем обычные малые  предприятия. Так, франчайзи фирменного салона обуви «Эконика-Стиль» получают мощную рекламную поддержку за счет обшей рекламы розничной сети салонов «Эконика-Стиль» и рекламы эксклюзивных торговых марок обуви.

     6. Франчайзи получают доступ к  кредитным ресурсам. Как известно, в России коммерческие банки неохотно работают с малыми предприятиями. Предприятия франчайзи более привлекательны для банков, так как их кредитование коммерческими банками характеризуется более низким уровнем риска, чем при работе с малыми предприятиями, не входящими во франшизную систему. Это связано как с более низким уровнем банкротств предприятий-франчайзи, так и со значительной степенью планирования бизнеса франчайзинговыми компаниями, в том числе и политики заимствования. В рамках программы сотрудничества с компанией «Энтон» (производство и продажа мужской одежды) банк «РНКБ» предлагает выгодную систему кредитования для участников сети фирменных магазинов по системе франчайзинга. 

     Преимущества  для клиента:

     1. Клиент имеет возможность получить  качественное предоставление товаров и обслуживание через франчайзи, сочетающее в себе качество технологии, характерное для крупного предприятия, и индивидуальный подход к обслуживанию, характерный для малого предприятия.

     2. Единая, известная торговая марка  — это гарантия качества товаров и услуг, это чувство уверенности, что потребности клиента будут удовлетворены — причем удовлетворены должных образом.

     3. Наличие единого фирменного стиля  и единой технологии обслуживания, применяемой всеми франчайзи  одного франчайзера, гарантирует, что клиент, обращаясь к любому франчайзи, получит одинаковый комплекс услуг одинаково высокого качества. Клиент при высоком уровне организации франчайзинговой сети не может отличить корпоративные предприятия франчайзера от предприятий франчайзи и предприятия одних франчайзи-от других.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  франчайзинг для клиентов — это  способ получить высококачественную продукцию  и услуги у более широкого круга  операторов рынка. 

     Франчайзинг может быть выгоден и для экономики России в целом:

     1. Франчайзинг способствует развитию  малого предпринимательства в  стране, положительно влияя на  уровень развития отдельных отраслей  хозяйства как путем внедрения  новых идей, методов и технологий  в малом бизнесе, так и за  счет усиления эффективности положительного государственного влияния.

     2. Франчайзинг создает комплексную  систему практического обучения  для малого предпринимательства  без создания каких-либо специальных  учебных структур и программ, повышая тем самым общую культуру  предпринимательских отношений.

     3. Франчайзинг способствует решению  проблемы занятости населения  посредством создания новых рабочих  мест.

     4. Франчайзинг способствует развитию  внешней торговли и привлечению  иностранных инвестиций за счет  применения международного франчайзинга.

     Франчайзинг, как видно из вышесказанного, является эффективным методом организации  и ведения коммерческой деятельности. Однако, несмотря на все преимущества, франчайзинг, как и любой метод  ведения бизнеса, характеризуется  и определенными недостатками для обеих сторон франчайзинговых отношений. 
 

     Недостатки  франчайзинга 

     Недостатки  для франчайзера:

     1. Влияние деятельности франчайзи  на всю франшизную систему  в целом. Клиент формирует мнение  не о деятельности конкретного  предприятия-франчайзи, а обо всех предприятиях, функционирующих под данной маркой. Таким образом, деятельность одного франчайзи, не соблюдающего корпоративные законы, может негативно сказаться на имидже всей франшизной системы.

     2. Франчайзи является самостоятельным  предпринимателем, он связан с франчайзером лишь договором, и для франчайзера проблематично проконтролировать франчайзи и добиться правовыми методами соблюдения всех условий договора. Для франчайзера необходимо постоянно контролировать деятельность франшизированных предприятий: это и специализированное программное обеспечение для отслеживания финансовых и материальных потоков, и проверки полноты представленного ассортимента и выкладки товаров, и регулярный мониторинг соблюдения условий пакета франшизы. Также франчайзеру необходимо создать специальный отдел контроля франчайзи, осуществляющий плановые и внезапные выборочные проверки предприятий франчайзи, что увеличивает количество сотрудников франчайзера и, как следствие, влечет дополнительные расходы.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития франчайзинга