Проблемы и перспективы развития франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной научной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность франчайзинга.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
Что же представляет из себя франчайзинг
Перспективен ли франчайзинг в России
Важную ли роль играет франчайзинг в экономике и может ли он вскоре стать преобладающей формой розничной торговли
Дает ли франчайзинг возможность быстрого роста и расширения
Показать все преимущества и недостатки франчайзинга

Содержание

Оглавление 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 5
§1.1 История развития франчайзинга 5
§1.2.Понятие франчайзинга 7
§1.3.Виды франчайзинга 9
§1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга 14
Глава 2. Механизм франчайзинговой сделки 20
§2.1. Общие положения франчайзинговой сделки 20
§2.3. Виды франчайзинговых соглашений. Ответственность франчайзора и франчайзи 22
Ответственность франчайзора и франчайзи 22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития франчайзинга 25
§3.1. Общемировые тенденции развития франчайзинга и особенности развития франчайзинга в России 25
§3.2 Проблемы франчайзинга в России и способы их разрешения 29
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая Жени.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

     3. Трудность сохранения конфиденциальности и коммерческой тайны. Чем больше франчайзи функционирует во франшизной системе, тем больше вероятность, что секрет функционирования предприятия станет достоянием конкурентов. Также есть вероятность, что франчайзи, вышедшие из системы, будут использовать бизнес — технологию франчайзера в своем новом бизнесе либо передадут ее конкурентам. 

     Недостатки  для франчайзи:

     1. Зависимость франчайзи от франчайзера  и его планов по ведению  и развитию бизнеса. Франчайзи  должен четко соблюдать требования, предъявляемые к нему, франчайзером и предусмотренные договором между ними. Франчайзи должен безусловно следовать принципам, применяемым во франшизной системе, в том числе соблюдать порядок формирования ассортимента, придерживаться единой логистической и маркетинговой политике. К примеру, сеть туристических агентств «Магазин горящих путевок» требует соблюдения единой ценовой и маркетинговой политики на предприятиях франчайзи.

     2. Полученная от франчайзера бизнес-технология  требует немалых усилий и затрат на адаптацию и дальнейшее развитие предприятия франчайзи. Например, только затраты на ремонт помещения при покупке франшизы кофейни «Шоколадница» составляют от 1000 долл. США за квадратный метр.[11]

     3. Легкость приобщения новых франчайзи  к бизнесу может привести к быстрому росту количества франчайзи и, как следствие, — к конкуренции между ними. Выходом из такой ситуации может являться подписание эксклюзивного франчайзингового договора на определенную территорию.

     4. Договор франчайзинга, как правило,  заключается на длительный срок, что делает невозможным быстро выйти из бизнеса, т.е. франчайзи не имеет возможности попробовать, подходит ли ему данный вид бизнеса или нет, и если не подходит, выйти из него. Длительность действия договора франчайзинга на российском рынке в среднем составляет 3-5 лет.

     5. Успех деятельности франчайзи  неразрывно связан с успехом  франчайзера и его финансовой  стабильностью. Перед вступлением  в систему франчайзи должен  тщательно изучить финансовую  мощь потенциального франчайзера.  В случае если франчайзер объявит о своем банкротстве, франшиза будет аннулирована, а франчайзи также не сможет работать под маркой франчайзера, так как имидж данной торговой марки упадет.

     Как видно из вышеперечисленных преимуществ  и недостатков франчайзинга, преимущества франчайзинга для франчайзера порой становятся недостатками для франчайзи, и наоборот. Однако не следует рассматривать все недостатки франчайзинга как негативные особенности той или иной франшизной системы. Требования франчайзера, которые могут рассматриваться как недостатки франшизной системы для франчайзи, являются лишь необходимыми требованиями для существования системы.

     Таким образом, перед принятием решения  о начале развития франчайзинга на предприятии потенциальный франчайзер должен рассмотреть все «плюсы» и все «минусы» будущей франшизной системы, как для себя, так и для будущих франчайзи.

     Ведение бизнеса в форме франчайзинга должно быть одновременно выгодно как  франчайзеру, так и потенциальным  франчайзи, а будущий доход предприятий  потенциальных франчайзи должен быть пропорционально разделен между субъектами франчайзинга. Тем самым, должен быть достигнут такой уровень расходов и доходов, чтобы обоим предприятиям было выгоднее вести бизнес вместе, чем организовывать предприятия раздельно. Также необходимым условием существования франшизной системы является ее устойчивость.

     Определим условия, при выполнении которых  может быть обеспечено устойчивое взаимодействие предприятий на основе франчайзинга. Их два:

     1. Прибыль, образующаяся от взаимодействия франчайзера и франчайзи, должна быть в любом случае больше суммы прибыли, которые может обеспечить себе каждый из них, функционируя автономно (принцип индивидуальной рациональности).

     2. Вся прибыль, образующаяся от  взаимодействия предприятий в  системе франчайзинга, должна быть поделена между ними пропорционально их издержкам и ожидаемым размером прибыли (принцип групповой рациональности).

     При соблюдении перечисленных выше условий  оба предприятия будут иметь  прямые экономические стимулы к  объединению и, как следствие, будет достигнуто устойчивое взаимодействие сторон.

     Организуя систему франчайзинга, необходимо также  учитывать, что, при всей полезности изучения внутренних экономических  аспектов функционирования системы, франшизированная компания должна работать в рамках законодательного поля России, с учетом отраслевой, региональной специфики, а также психологического восприятия, сложившегося в обществе.[12]

Глава 2. Механизм франчайзинговой  сделки 

     §2.1. Общие положения франчайзинговой сделки 

     Договор (контракт) является основой любых взаимоотношений между франшизером и франчайзи. При заключении франчайзингового договора возникает ряд важных вопросов, которые необходимо учесть в этом договоре. Особенно важное значение имеет вопрос: при каких обстоятельствах франчайзи может выйти из договора и сколько это будет ему стоить? 

     Предприниматели должны убедиться в понимании  того, что они могут потерять или  получить, если примут решение выйти  из договора или если франшизер решит  аннулировать франшизный договор. Обычно франшизер имеет право аннулировать договор, если франчайзи:

    • не получает запланированной прибыли;
    • бросает тень на репутацию других торговых точек плохим обслуживанием клиентов;
    • не предоставляет франшизеру требуемых месячных или недельных отчетов о состоянии дел.
 

     Прочие, хотя менее точно определенные, причины  аннулирования договора с франчайзи  включают следующее:

    • неспособность долго и упорно работать;
    • неспособность стабильно сотрудничать с франшизером;
    • злоупотребление именем и оборудованием франшизера.
 

     Обычно  франшизные права сохраняют силу в период от одного до пяти лет с  возможностью их продления. Исключением  является "Макдоналдс", который  продает за 400 000 долл. право пользования  франшизой в конкретном месте  в течение 20 лет. После истечения  контракта франчайзи должен внести еще 400 000 долл. для продолжения своей работы на этом же месте. В отличие от примера "Макдоналдса" отдельные франшизные права могут длиться без срока давности, но обычно договор имеет пункт, который дает франшизеру или франчайзи право аннулирования договора с уведомлением за 30—60 дней.

     Однако  может возникнуть проблема, если франчайзи  примет решение продать предприятие  до истечения срока действия договора. Подобная продажа не может быть осуществлена без одобрения франшизера. Это кажется очевидным недостатком франчайзинга.

     Право продать или переуступить франшизу определяет, действительно ли франчайзи  является независимым владельцем предприятия  или просто филиалом в цепи. Положения  договора должны отражать права франчайзи  на создание прибыльного предприятия и на последующую продажу его на открытом рынке. Признанная компания сделает все для защиты своих торговых знаков, патентов и уникально разработанных услуг, но ей не следует лишать франчайзи права продавать или переуступать его предприятие.

     Еще одним моментом является цена, по которой  франчайзи могут заставить продать  франшизу либо другому предпринимателю, либо обратно франшизеру. Франшизер  часто вынуждает франчайзи продавать  предприятие по цене ниже его стоимости  для перспективного покупателя. Например, франшиза может стоить на 50 000 долл. больше ее балансовой стоимости для перспективного покупателя. Если франшиза продана, кому полагается прирост в 50 000 долл. — франшизеру или франчайзи?

     Франшизеры  могут утверждать, что это их образ принес 50 000 долл. Франчайзи могут считать, что их тяжелая работа создала весь прирост. Чтобы избежать подобных проблем, предприниматели должны обеспечить себе право продажи франшизы по максимально возможной цене и получения всей продажной цены.

     §2.3. Виды франчайзинговых соглашений. Ответственность франчайзора и франчайзи 

     Комбинированные франшизы. Два или более франшизированных предприятия, которые совместно  используют рабочие площади для  более полного предоставления клиентам товара или услуги.

     Конвертируемые  франшизы. Независимые предприятия, которые становятся франшизированными  подразделениями существующих франшизированных предприятий.

     Дистрибьюторы. Франчайзи, которые распространяют товары, произведенные франшизером  или полученные из другого источника.

     Территориальные франшизы. Франчайзи, которые обладают правом использовать франшизы на территориальной  основе; это позволяет франчайзи  обслуживать весь город, область или район.

     Единичные франшизы. Франчайзи, которые обладают правом использовать франшизу только в одном месте.

     Множественные франшизы. Франчайзи, которые обладают правом открыть одновременно несколько  франшизированных точек.

     Франшизы на фирменное имя. Франшизированные предприятия, которые устанавливают с поставщиком связи, аналогичные дистрибьюторским соглашениям. Франшизеры поставляют товар, который франчайзи продает под франшизированным товарным знаком или логотипом.

     Субфраншизы. Франшизированные точки, продаваемые территориальными франчайзи другим предпринимателям в их районах. 
 

     Ответственность франчайзора и  франчайзи

     Если  вы рассматриваете франчайзинг в  качестве способа развития или инвестиции, необходимо осознавать, что у франчайзора и франчайзи существуют четкие обязанности. Только взаимное соблюдении этих обязанностей дает возможность достичь взаимовыгодного сотрудничества.

Обязанности франчайзора

     Установка всех выплат. Франчайзор должен установить все выплаты, связанные с франчайзинговой системой. Это включает первоначальный взнос, регулярно оцениваемый сервисный взнос за использования товарного знака, выплаты в рекламный фонд и другие взносы за предлагаемые франчайзором дополнительные услуги. Эти выплаты и платежные обязательства оговариваются во франчайзинговом договоре.

     Передача  деловой и технической информации. Франчайзор создал удачную бизнес концепцию, в основе которой лежит техническая информация. Для успешной деятельности франчайзингового предприятия это знание должно быть предано франчайзи через систему обучения и поддержки.

     Документация  всех правил и положений. Франчайзор, разрабатывая успешную деловую концепцию, должен стандартизировать все процедуры и положения, который сделали его бизнес успешный. После стандартизации все правила и процедуры должны быть документированы. Имея эту документацию франчайзор может тогда обеспечить каждого франчайзи практической инструкцией в бизнесе. Эта инструкция должна быть единой для всей франчайзинговой системы, что гарантирует высокое качество операций повсюду в системе.

     Контроль  качества. Франчайзор должен поддерживать репутацию франчайзинговой системы. Чтобы успешно сделать это, ему требуются система контроля качества, которая должно применяться ко всем действующим франчайзи в системе. Этот контроль качества обеспечивает метод для оценки работы франчайзи.

     Обеспечение постоянной поддержки. Франчайзор должен обеспечивать постоянную поддержку каждому франчайзи, включая повышение квалификации, поддержку в управлении и оперативные услуги по требованию.

     Заключение  и поддержка эксклюзивных договоров  о поставках. У франчайзора есть возможность вести переговоры о выгодных условиях поставок с крупнейшими поставщиками сырья и оборудования (например, муки для пекарен или кухонной мебели для специализированных магазинов). Эти специальные скидки дают возможность франчайзи значительно уменьшить свои затраты.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития франчайзинга