Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:22, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является теоретическое изучение природы и состава функций менеджмента.
Объект работы: теоретические аспекты функций менеджмента.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть специфику понятий управления и менеджмента;
2. провести теоретический анализ системы функций менеджмента.
Введение
1. Управление и менеджмент
2. Система функций менеджмента
2.1. Функция планирования
2.2. Функция организации
2.3.Функция мотивации
2.4.Функция контроля
3. Практическая часть
3.1 Общая характеристика ООО «Метелица»
3.2 Реализация основных функций менеджмента в ООО «Метелица»
3.3 Рекомендации по совершенствованию функций планирования и мотивации на ООО «Метелица»
Заключение
Список литературы
Приложение А Содержание деятельности менеджера при выполнении им функций управления
а) выбор наилучшей альтернативы,
б) учет возможностей исполнителей принимаемого решения.
Этими
факторами определяется качество решения.
Эффективное решение может быть
выражено условно формулой:
Эффективность
решения = Качество решения x Принятие
его исполнителями
Планирование исключает выполнение незапланированных действий, поскольку они могут быть неадекватны поставленной цели.
При
осуществлении функции
При выполнении функции планирования реализуется принцип принятия обязательств, который рассматривается с учетом гибкости самого планирования для уменьшения риска потерь (финансовых, материальных и др.)
Остановимся
на некоторых характерных
2.2.
Функция организации.
А.Файоль говорил об организации как об одной из функций управления: «Организовать предприятие – значит снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом».
Управление является динамическим, изменяющимся процессом, что касается организации, то это есть статика дела, или «анатомия» предприятия.
По П.Друкеру, организационная деятельность – это процесс, посредством которого руководитель устраняет неразбериху, конфликты между людьми и создает внутриорганизационную среду, пригодную для осуществления совместной деятельности.
Исходными предпосылками выполнения функции организации являются следующие факторы:
а)
учет руководителем своих
б) учет возможностей своих исполнителей;
в) правильная расстановка персонала.
Смыслом
организационной работы менеджера
является установление и поддержание
определенного порядка в
Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления.
Для того чтобы организация могла выполнить свои цели, ее задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. По этой причине управление является важнейшей деятельностью в организации.
Общее
для всех организаций – это
то, что они нуждаются в
Совпадение полномочий и ответственности менеджера | ЦЕЛЬ организации |
Положительное мотивирование работников |
Принятие
общих целей организации |
Знание о неформальных связях внутри группы | Своевременное устранение конфликтных ситуаций внутри группы | Правильное руководство работой персонала |
Рис.2
Схема действий менеджера по выполнению
функций организации.
2.3.Функция
мотивации.
В жизни поведение человека всегда мотивировано. Под мотивом понимают активные движущие силы, определяющие поведение людей, мотивация – система факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи.
Мотивация
в организационном контексте
– это процесс побуждения себя
и других работников к активной деятельности
для удовлетворения личных потребностей
и для достижения целей организации.
С другой стороны, мотивация как создание
внутреннего побуждения к желательным
действиям является сложным психологическим
процессом. Цепочка взаимосвязи основных
факторов, обуславливающих поступки человека,
выглядит следующим образом: внешняя среда
– потребности – интересы – побуждение
– решение действовать – установка –
поступок (действие). Упрощенную модель
процесса мотивации можно представить
состоящей из трех элементов:
Потребности | Целенаправленное поведение | Удовлетворение потребностей |
Рис.3
Модель процесса мотивации .
Функция
мотивирования в процессе управления
деятельностью организации
Р.Н. Ботавина, в учебнике «Этика менеджмента» предполагает деление коллективов по мотивационным характеристикам, поскольку мотивация деятельности коллектива в целом складывается из мотиваций отдельных сотрудников. Разница в мотивах, определяющих и направляющих группу, влияет на подбор методов воздействия менеджера на подчиненных, на восприятие ими действий руководителя, на формирование взаимоотношений между сотрудниками и, следовательно, на результаты совместного труда.
Для направления стремлений работника на достижение поставленных целей часто употребляется термин «стимулирование труда», под которым понимается широкий арсенал методов для выполнения принятых решений и намеченных работ. Соотношение между понятиями «мотивация» и «стимулирование» примерно такое же, как между понятиями «климат» и «погода». Климат в определенной местности если меняется, то крайне медленно, а погодные условия – каждый день. Установки мотивации являются более общими, а стимулирование чаще зависит от рабочей ситуации.
Сотрудники Р.Уотермена, проанализировав интервью, взятые у американских руководителей, считают, что «мотивы – наша главная движущая сила». Приводится одна интересная притча, которую рассказал о различных мотивах человеческого поведения главный управляющий компанией «Порше» Питер Шульц: «Работали три человека, которые что-то строили. Занимались-то все одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы были разные. Один сказал: «Я дроблю камни», другой: «Я зарабатываю себе на жизнь», третий: «Я строю храм».
Р.Уотермен,
ссылаясь на классическую книгу «Работа»
Штудса Теркела писал, что каменщики
– самые счастливые люди из тех, кто занят
тяжелым физическим трудом. Оглядываясь
на прожитые годы, они вспоминают построенные
своими руками дома и понимают, что жизнь
их прошла не зря.
2.4.Функция
контроля.
Контроль
– одна из основных функций обеспечения
процесса управления. Она занимает
большую часть времени
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, если полученные результаты в существенной степени отличаются от установленных стандартов.
Г.Кунц
и С.О`Доннелл отмечают: «Разработанная
должным образом система
Осуществление функции контроля – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. И контролировать может только тот, кто знает, что в действительности должно быть, и своевременно делает это достоянием других.
В
контроле можно выделить две стороны:
организационную и
Организационная сторона контроля. В ней выделяют четыре стадии:
Контроль должен прежде всего ориентироваться на результат, производиться своевременно, быть простым и экономичным. Отвечать существу проводимой работы.
Поведенческая сторона контроля. Человеческий фактор при контроле – это психологическая реакция подчиненных на контролируемые функции. Для многих людей контроль означает прежде всего ограничения, принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. – все то, что не совпадает с представлениями о свободе личности. Однако возможен другой подход: контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Как отмечает американский теоретик управления Р.Уотермен, чтобы преуспевать, следует осуществлять только благожелательный контроль.