Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 17:54, курсовая работа
Цели курсовой работы - изучить материалы по выбранной теме, рассмотреть методы управления конфликтами и найти способы применения их на практике.
Задачи курсовой работы - выявить функции, особенности, причины и типы конфликтных ситуаций, дать подробную характеристику стратегиям и методам разрешения конфликтных ситуаций.
Введение 3
1. Определение конфликта 8
1.1 Мнение социологов и философов 8
1.2 Модель конфликта как процесса……………………………………………10
1.3 Функции конфликта 12
1.4 Классификация конфликтов 13
1.5 Основные типы конфликтов по отношению к субъектам 15
2. Причины конфликта в организации 17
2.1 Группы работников по приверженности к конфликтам 19
2.2 Типы работников по Роберту Брамсону 19
3. Управление конфликтными ситуациями 21
3.1 Стадии управления конфликтом 21
3.2 Прогнозирование конфликта 21
3.3 Предупреждение конфликта 22
3.4 Регулирование 22
3.5 Методы управления конфликтом 25
3.6 Межличностные стили разрешения конфликтов 26
3.7 Завершение конфликта 27
3.8 Задачи руководителя при разрешении конфликта 29
3.9 Цена конфликта 31
Заключение 32
Список используемой литературы………………………………………….....34
Приложение ……………………………………………………………………..35
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
на
тему: «Принятие управленческих решений
в условиях конфликтных ситуаций»
СОДЕРЖАНИЕ
5
ВВЕДЕНИЕ
Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциально сознательный прогресс.
"Самый верный способ разрешать конфликты - это избегать их". Так заявил судья Верховного суда США Феликс Франкфуктер на процессе, известном адвокатам под названием "Дело Western Pacifiс". Но, как знает каждый из нас, в жизни не всегда удается следовать этому совету. Было бы прекрасно, если бы все мы учли совет судьи Франкфуртера и стали избегать конфликтов. Но согласитесь, конфликт неизбежен, когда два человека одновременно претендуют на одно и то же. Сведите вместе двоих, и они найдут из-за чего поспорить. Таким образом, конфликты всегда с нами, с нами они и остаются. Раз мы не можем от них уйти, научимся жить с ними. К сожалению, по целому ряду причин большинство способов разрешать конфликты малоизвестны или не применяются.1
Актуальность данной темы в том, что в настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарного владения конфликтологией. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Исследования показали, что руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов. Но при всем при этом, конфликт способен иметь как разрушительные, так и конструктивные последствия.
В структуре курсовой работы будет рассмотрено: что же такое конфликт, какие бывают конфликты, как они могут развиваться, а также какие пути разрешения конфликтов наиболее эффективны. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах.
Цели курсовой работы - изучить материалы по выбранной теме, рассмотреть методы управления конфликтами и найти способы применения их на практике.
Задачи курсовой работы - выявить функции, особенности, причины и типы конфликтных ситуаций, дать подробную характеристику стратегиям и методам разрешения конфликтных ситуаций.
Определение конфликта
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает «противостоять, противоборствовать». Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежать различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.2
Мнение социологов и философов
Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития».3
Конфликт
чаще всего ассоциируется с
Один из основателей чикагской школы социальной психологии Р. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (от лат. «видоизменять»). С его точки зрения, соревнование являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.5
Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, «конфликт очищает». Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом.6
Модель конфликта как процесса
Рис. 1. представляет модель конфликта как процесса. Из нее видно, что существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления. Однако, даже и при большей возможности возникновения конфликта, стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Одна группа исследователей обнаружила, что люди не всегда реагируют на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери или которые они считают малоопасными. Однако, во многих ситуациях человек будет реагировать так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели.7
ГЛАВА I. Определение
конфликта
Слово
конфликт происходит от латинского глагола,
который в переводе на русский
означает «противостоять, противоборствовать».
Как и у многих понятий, в теории
управления, у конфликта имеется
множество определений. В психологии
под конфликтом понимают «столкновение
противоположно направленных целей, интересов,
позиций, мнений или взглядов оппонентов
или субъектов взаимодействия». В связи
с этим можно дать определение конфликту
как одной из форм человеческого взаимодействия,
в основе, которой лежать различного рода
реальные или иллюзорные, объективные
и субъективные, в различной степени осознанные
противоречия между людьми, с попытками
из разрешения на фоне проявления эмоций8
.
1.1
Мнение социологов и философов
Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития .
Конфликт
чаще всего ассоциируется с
Один из основателей чикагской школы социальной психологии Р. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (от лат. «видоизменять»). С его точки зрения, соревнование являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.10
Конфликт
как социальное действие дает, без
сомнения, известный ярко окрашенный негативный
эффект. Но он выполняет важную позитивную
функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности
или протеста, информированию конфликтующих
сторон об их интересах и потребностях.
В определенных ситуациях, когда негативные
взаимоотношения между людьми контролируемые,
и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает
не только личные, но и организационные
интересы в целом, конфликты помогают
сплотиться окружающим, мобилизовать
волю, ум на решение принципиально важных
вопросов, улучшить морально-психологический
климат в коллективе. Более того, бывают
ситуации, когда столкновение между членами
коллектива, открытый и принципиальный
спор желательней: лучше вовремя предупредить,
осудить и не допустить неправильное поведение
коллеги по работе, чем попустительствовать
ему, не реагировать, опасаясь испортить
отношения. Как выразился М. Вебер, «конфликт
очищает». Такой конфликт позитивно влияет
на структуру, динамику и результативность
социально-психологических процессов
и служащих источником самоусовершенствования
и саморазвития личности, называют продуктивным
(конструктивным) конфликтом Мескон М.
Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.
М.11
1.2
Модель конфликта как процесса
Рис.
1.1 Модель конфликта
как процесса
Рис. 1. представляет модель конфликта как процесса. Из нее видно, что существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления. Однако, даже и при большей возможности возникновения конфликта, стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Одна группа исследователей обнаружила, что люди не всегда реагируют на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери или которые они считают малоопасными. Однако, во многих ситуациях человек будет реагировать так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели12 .
1.3 Функции конфликта
В
целом выделяют следующие функции
конфликта (табл. 1.1):
«Таблица 1.1»
Функции конфликта13
Функции конфликта | Направленность и последствия конфликтов | |
Позитивные | негативные | |
Интеграция персонала | Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов | Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии |
Активизация социальных связей | Придание взаимодействию
сотрудников большей |
Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству |
Сигнализация об очагах социальной напряженности | Выявление нерешенных
проблем и стимулирование работы;
обнаружение недостатков в |
Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом |
Инновация, содействие творческой инициативе | Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям | Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы |
Информация о работе Принятие управленческих решений в условиях конфликтных ситуаций