Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 03:29, курсовая работа
Актуальность исследования определяется объективными
потребностями изучения и модернизации управленческой деятельности, затрагивающей интересы Российского государства и его Вооруженных Сил.
Эффективность реформирования в системе управления Вооруженных Сил немыслима без оптимизации стиля деятельности военных руководителей-профессионалов, обеспечивающей соответствие функций армейского аппарата стратегическим задачам и современной науке управления.
Введение 3
1. Содержание процесса принятия управленческих решений 5
1.1. Сущность управленческого решения 5
1.2. Процесс принятия решения 6
1.3. Основные процедуры процесса принятия управленческого решения. 7
2. Принятие управленческих решений в системы военного управления и структуры вооруженных сил. 10
2.1. Основы управления войсками 10
2.2 Система управления войсками 15
2.3. Проблема кадров 20
Заключение 24
Список литературы 26
Комплекс средств механизации управления войсками включает: средства производства расчетов (таблицы, графики, номограммы, дозиметрические и другие расчетные линейки, счетно-клавишные машины); средства оформления графических боевых документов (наборы специальных ручек, карандашей и линеек, шаблоны, трафареты условных знаков, планшеты); средства изготовления, размножения и обработки боевых документов (пишущие машинки, магнитофоны, диктофоны, копировальные приборы, формализованные бланки, или типовые формы боевых документов); средства наглядного отображения информации (устройства сигнализации и внутренней связи, механические и электрифицированные графики, видеомагнитофоны, телевизионные установки); специализированное оборудование пунктов управления. Кроме того, разрабатываются и внедряются в процесс управления все новые устройства и механизмы.
Средства автоматизации управления войсками позволяют повысить боевую готовность войск, оперативность и надежность руководства ими в период подготовки и в ходе боя, способствуют наиболее полному использованию боевых возможностей подразделений и частей с минимальной затратой сил, средств и времени на выполнение поставленных задач. В условиях резкого возрастания значения фактора времени и расчетной обоснованности принимаемых решений широкое внедрение средств автоматизации на всех уровнях управления становится главным направлением совершенствования управления войсками в бою.
Имеющаяся материальная база позволяет командиру, штабу и другим органам управления успешно решать большинство задач, связанных с руководством войсками в современном бою. Однако некоторые важные вопросы, например своевременный сбор всех необходимых данных обстановки или принятие оптимальных решений в реальном масштабе времени, разрешать все сложнее. Поэтому в армиях наиболее развитых капиталистических государств не прекращаются работы по дальнейшему совершенствованию средств управления войсками в бою.
Пункты управления — это специально оборудованные и оснащенные места, с которых осуществляется руководство войсками при подготовке и в ходе боя. В состав каждого пункта управления включаются в необходимом соотношении органы и средства управления, а также подразделения обеспечения и обслуживания. Наименование, количество и состав пунктов управления зависят от масштаба воинского формирования.
В
подразделении создается
В вышестоящих звеньях управления создается несколько одновременно действующих пунктов управления.
Пункты управления в тактических звеньях создаются высокоподвижными, способными быстро развертываться, свертываться и перемещаться в новые районы. В их составе используются танки, бронетранспортеры, командно-штабные и другие специальные машины управления, оборудованные средствами связи, наблюдения и другой технической аппаратурой, обеспечивающей непрерывное руководство войсками в любых условиях обстановки при нахождении командиров и штабов на месте и в движении.
Пункты управления развертываются с учетом защитных свойств местности, в укрытых местах и тщательно маскируются. Их удаление от линии боевого соприкосновения сторон в годы минувшей войны для подразделений составляло от нескольких десятков до нескольких сотен метров, для частей и соединений — от одного до нескольких километров. Пункты управления максимально приближались к подразделениям и частям, ведущим бой, и располагались на незначительном удалении друг от друга, так как возможности наблюдения за действиями противника и своих войск на поле боя и поддержания надежной связи с подчиненными войсками и между собой были ограниченны. Это приводило к перенасыщению пунктами управления незначительных по площади районов действий войск.9
В современных условиях, с одной стороны, постоянно существует угроза вывода пунктов управления из строя в случае применения противником ядерного, химического или высокоточного оружия, с другой — возможности наблюдения за полем боя и поддержания связи значительно возросли. Это требует большего, чем в прошлом, рассредоточения пунктов управления и дает возможность иметь их на большем удалении от войск.
Проблема кадров – среди основных стимулов модернизационного реформирования ВС и всего оборонного комплекса РФ, а в определенных условиях она может оказаться серьезным, если не главным тормозом на его пути. Реформа обусловлена курсом на инновационную модернизацию, создание «нового облика» ВС, осуществляется на фоне неизбежного уже в ближайшей перспективе (в силу самых разных обстоятельств) сокращения численности ВС РФ.
Насколько возможна полноценная, глубокая модернизация ВС РФ при нынешней кадровой ситуации и кадровой политике – и почему модернизации нет альтернативы?
Для России сегодня и в обозримый период действительно существует так называемое окно безопасности, предохраняющее от активной экспансии извне. Следовательно имеется время для комплексного реформирования оборонной сферы, включая его кадровую составляющую.
Однако этой возможностью не следует злоупотреблять. Между тем пока на кадровом фронте в ВС РФ мы имеем дело в основном с «рестриктивной» реформой.
Структурные изменения
Одним из основных направлений реформы является переход от четырёхзвенной системы управления «военный округ» — «армия» — «дивизия» — «полк» к трёхзвенной «военный округ» — «оперативное командование» — «бригада».
Существенной частью реформы станет сокращение численности вооружённых сил, которая в настоящее время составляет около 1,2 млн человек. Большая часть сокращений придётся на офицерский состав: с более чем 300 тысяч до 150 тысяч человек.
Сейчас в российской армии служат почти 27 тысяч офицеров, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, а еще более 9 тысяч достигло его в 2009 году. А вот численность лейтенантов и старших лейтенантов, напротив, возрастет с 50 до 60 тысяч. Таким образом, в военном ведомстве хотят «ликвидировать и имеющийся в армии дисбаланс между количеством старших и младших офицеров», а оставшиеся вакантными должности заполнить гражданским персоналом.
К концу 2010 года в армии не останется такой категории военнослужащих как прапорщики. По мнению руководства Минобороны, современной российской армии они не нужны.
Таблица 1. Планируемая численность сокращения офицерского состава
Военнослужащие по категориям | По состоянию на 2008 год | Планируется к 2012 году | Процент сокращения частей к 2012 г. |
генералы | 1107 | 877 | 20,8 % |
полковники | 25665 | 9114 | 64,5 % |
майоры | 99550 | 25000 | 75 % |
капитаны | 90000 | 40000 | 56 % |
лейтенанты | 50000 | 60000 | -20 % |
Общая численность войск | 1200000 | 1000000 | 16,6 % |
Функции прапорщиков теперь предстоит выполнять сержантам и старшинам. Разница только в том, что прапорщики и мичманы это и есть подготовленные контрактники по своим военным специальностям, отслужившие срочную службу и оставшиеся на контракт. А сержанты и старшины это люди, польстившиеся обещанным денежным довольствием, которым необходима дополнительная подготовка по данным Министерства обороны 2 года. Получается при таком подходе в течении двух лет звено младших командиров функционировать просто не будет. Разумнее просто банальная плановая замена, а не желание быстрее, доложить об успехах реформы.
Сокращение численности войск не снимает главную проблему, обеспечения повседневной жизнедеятельности войск. Ведь для обеспечения повседневной жизнедеятельности войск, их оснащения и боевой учебы требуется гораздо больше людей, чем для выполнения основной задачи самих Вооруженных сил. Замещение офицерских должностей, гражданским персоналом, эту проблему не снимает в виду низких должностных окладов гражданского персонала, нормированности рабочего дня защищенного Трудовым кодексом РФ. Это в свою очередь не лучшим образом скажется на боеготовности войск, и может поставить под срыв выполнение боевой задачи.
Таблица 2. Планируемая численность сокращения частей к 2012 году
Род войск | По состоянию на 2008 год | Планируется к 2012 году | Процент сокращения частей к 2012 г. |
Сухопутные войска | 1890 | 172 | 90 % |
Военно-воздушные силы | 340 | 180 | 48 % |
Военно-морской флот | 240 | 123 | 49 % |
Ракетные войска | 12 | 8 | 33 % |
Космические войска | 7 | 6 | 15 % |
Воздушно-десантные войска | 6 | 5 | 17 % |
Принципиально изменится и сама структура армии. Была «четырехзвенная» система управления военный округ, армия, дивизия, полк. Будет «трехзвенная» система управления военный округ, оперативное командование, бригада. Вместо дивизий и полков в российской армии появятся бригады. Это повлечет за собой сокращение численности воинских частей различных родов войск
Вывод: Дальнейшая разработка и внедрение в войска новейших технических средств позволяют значительно усовершенствовать методы решения задач управления. Реальной становится возможность быстрого производства любых расчетов по применению сил и средств в бою, накопления оперативной информации и немедленной выдачи ее по требованию командира или офицера штаба. Упрощается разработка боевых документов и резко сокращается время на их передачу. Таким образом, с одной стороны, всесторонняя модернизация ВС необходима, в числе прочего, именно по банальной причине нехватки кадров уже в ближайшей перспективе.
Очевидно, что сегодня проблема кадров – одна из главных, если не главная, для успешного реформирования ВС РФ. Запланированные на следующее десятилетие 20 трлн. руб. на переоснащение ВС РФ современными ВВТ могут оказаться мертвым капиталом, если для их надлежащего применения не будет своевременно решена задача подготовки квалифицированных, мотивированных кадров. В одногодичной армии эту проблему, как и проблему переподготовки на гражданке, все равно не решить. А значит, нынешний принцип комплектования ВС РФ – паллиатив, переходное состояние к чему-то иному.
Возможно, с фактическим восстановлением корпуса прапорщиков (особенно в качестве технических специалистов), ростом доли офицерской квоты для выполнения расширяющихся именно офицерских функций (с соответствующей системой образования) в инновационных ВС с их повышенными требованиями.
В условиях подлинной модернизации и резкого роста технической оснащенности ВС, потребностей в высокоподготовленном персонале, во всех звеньях военной сферы, от исследовательских центров до передовой, по сути сама жизнь указывает на необходимость существенного повышения финансирования кадровой составляющей ВС РФ. Для успешного решения кадровой проблемы, по количеству и качеству, в обновленной армии только на зарплату (в том числе для увеличения и выравнивания выплат рядовым военнослужащим как по найму, так и по призыву) потребуется сумма, эквивалентная на сегодня 30 млрд. долл. в год. Такова «честная цена» реальной модернизации, и на этом придется не экономить.