Принятие управленческих решений в системы военного управления и структуры вооруженных сил

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется объективными
потребностями изучения и модернизации управленческой деятельности, затрагивающей интересы Российского государства и его Вооруженных Сил.
Эффективность реформирования в системе управления Вооруженных Сил немыслима без оптимизации стиля деятельности военных руководителей-профессионалов, обеспечивающей соответствие функций армейского аппарата стратегическим задачам и современной науке управления.

Содержание

Введение 3
1. Содержание процесса принятия управленческих решений 5
1.1. Сущность управленческого решения 5
1.2. Процесс принятия решения 6
1.3. Основные процедуры процесса принятия управленческого решения. 7
2. Принятие управленческих решений в системы военного управления и структуры вооруженных сил. 10
2.1. Основы управления войсками 10
2.2 Система управления войсками 15
2.3. Проблема кадров 20
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

6122 работа.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

2. Принятие управленческих решений в системы военного управления и структуры вооруженных сил.

2.1. Основы управления войсками

     Осуществление любой деятельности человека связано  с принятием решений, которые  предшествуют действиям. Даже простейшим действиям человека предшествуют принимаемые человеком решения об их осуществлении.

     Решение-это  предписание к действию. Принятие решения - выбор определённого действия из множества возможных вариантов (альтернатив). Это многостадийный организационный процесс, имеющий сложные прямые и обратные связи, сочетающие интеллектуальную деятельность членов организации с применением различных моделей и методов, а также современной техники сбора, передачи и обработки информации.

     Управление  войсками представляет собой целенаправленную деятельность командиров, штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач. От качества управления войсками всегда зависел успех боя: умелое руководство подразделениями и частями способствовало разгрому противника с наименьшими потерями и достижению победы в короткие сроки.

     Теория  и практика управления войсками развивались  и совершенствовались по мере изменения вооружения, техники, организации войск и способов ведения боевых действий.

     В современных условиях управление войсками — сложный процесс, в котором участвуют командиры, штабы, политические органы, начальники родов войск, специальных войск и служб. Его основное содержание составляют: непрерывное добывание, сбор, изучение и обобщение данных обстановки; принятие решения; доведение задач до подчиненных войск; планирование боя; организация и поддержание непрерывного взаимодействия; организация и осуществление мероприятий по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, по политической работе, всем видам обеспечения боя; организация системы управления, непосредственное руководство подготовкой подразделений и частей к бою, постоянный контроль за выполнением поставленных задач и оказание подчиненным необходимой помощи.

     Требование устойчивости управления означает, что оно должно осуществляться в любых условиях воздействия противника. Ни удары средств поражения, ни действия подразделений или частей противника не должны приводить к таким нарушениям, при которых невозможно выполнение управленческих функций. Даже если противнику удалось ядерными, химическими ударами или массированным применением высокоточного оружия нарушить управление войсками, оно должно быть немедленно восстановлено.

     Выполнение  требования устойчивости управления приобретает  сейчас первостепенное значение. Это  обусловлено прежде всего тем, что  противник рассматривает нарушение  управления как одно из основных условий  достижения успеха в бою. Кроме того, он располагает и необходимыми возможностями для решения этой задачи — высокоэффективными и дальнобойными средствами поражения, высокоподвижными подразделениями и частями наземных войск, аэромобильными войсками.

     Для достижения непрерывности управлении войсками необходимо обеспечить постоянное функционирование пунктов управления и надежную связь между ними, с подчиненными, взаимодействующими подразделениями и частями, вышестоящими командиром и штабом. Каждый командир должен назначить себе заместителей, помимо штатных, предусмотреть определенный резерв сил и средств связи и быть готовым в любое время принять на себя руководство войсками в случае выхода из строя старшего командира. Если в результате ядерного, химического удара или применения противником высокоточного оружия управление окажется нарушенным, командиры и штабы незамедлительно принимают все необходимые меры для его быстрейшего восстановления.

     Обязательным  условием достижения непрерывности  управления войсками являются правильное уяснение задач, поставленных старшим командиром, знание обстановки и предвидение возможных ее изменений. Знание и глубокий анализ условий подготовки и ведения боя позволяют командиру, штабу, другим органам управления направлять усилия войск на преодоление встречающихся трудностей.

     Важнейшее значение имеют быстрота и правильность реакции органов управления на изменения  обстановки, то есть своевременное  принятие или уточнение решения, доведение новых или уточненных задач, порядка взаимодействия и  всестороннего обеспечения до непосредственных исполнителей. Большую роль играют постоянный контроль за выполнением поставленных задач, быстрый сбор и обработка данных о противнике и других элементах обстановки.

     Под оперативностью управления понимается быстрое, обеспечивающее упреждение противника в действиях осуществление всех мероприятий по управлению войсками при подготовке и в ходе боя. В условиях постоянной борьбы сторон за выигрыш времени оперативность управления приобретает важнейшее значение.7

     Полная  инициатива в определении способов выполнения поставленных задач должна предоставляться подчиненным на всех уровнях управления войсками. Офицер должен, не боясь ответственности, в критический момент боя использовать все имеющиеся возможности для достижения успеха. Но, чтобы действовать более решительно и целеустремленно при внезапных и резких изменениях обстановки и отсутствии указаний старшего командира, командиры и штабы должны своевременно ориентировать подчиненных о возможных действиях войск в ходе боя.

     Постоянное  знание и глубокий анализ обстановки отнесены к числу основных принципов в силу того, что без этого управление просто немыслимо. Они позволяют выделить в сложившейся обстановке главное, наиболее существенное, выявить моменты, затрудняющие выполнение полученной задачи в установленный срок, и своевременно наметить меры по устранению их отрицательного влияния на действия подчиненных войск, принять оптимальное решение на бой. Постоянное знание и глубокий анализ обстановки, в которой протекает боевая деятельность войск, дают возможность командиру, штабу и другим органам управления верно направлять усилия подчиненных на преодоление встречающихся в ходе боя трудностей, своевременно реагировать на происходящие изменения в обстановке.8

     Командиры, штабы, политорганы, начальники родов войск, специальных войск и служб должны действовать как единый сплоченный коллектив. Каждый из них обязан хорошо знать и умело выполнять свои функциональные обязанности, а действия всего управленческого организма в целом должны отличаться четким распределением задач и функций между исполнителями и согласованностью в их работе, дисциплинированностью, строгим порядком, обеспечивающими точное и своевременное выполнение мероприятий по управлению войсками в сложных условиях современного общевойскового боя.

     Профессиональные навыки офицеров управленческого аппарата и технические средства управления необходимо максимально использовать для выработки оригинальных приемов и способов действий, неожиданных для противника. Отказ от шаблона, постоянные поиски всю новых путей решения задач, возникающих в процессе руководства войсками, в значительной мере способствуют успеху управления подразделениями и частями при подготовке и в ходе боя.

     Без знания личного состава и опоры  на подчиненных командиров нельзя рассчитывать на успешное управление войсками в современном бою. Личный состав подразделений и частей является непосредственным творцом тактического искусства. Именно человеческий фактор, высокая политическая сознательность, боевые и моральные, психологические качества личного состава во многом определяют приемы и способы действий в бою, развитие тактики. 

     Чтобы всесторонне учесть умения и навыки каждого солдата, сержанта, офицера  и наилучшим образом использовать их при решении задач, возникающих  в конкретных условиях боевой обстановки, надо хорошо знать подчиненных, особенно командиров подразделений и частей, ибо без умелой опоры на подчиненных командиров, умелого использования сильных качеств того или иного командира в реально сложившейся ситуации невозможно добиться строжайшего единства действий всех сил и средств, участвующих в бою, точного выполнения замысла старшего командира, своевременного и полного претворения в жизнь принимаемых решений, разгрома противника ценой минимальных потерь.

     Вывод: Каждый из рассмотренных принципов управления войсками в различных условиях современного общевойскового боя играет неодинаковую роль. Поэтому командиры, офицеры штабов и других органов управления должны овладеть всеми этими принципами, вырабатывать навыки творческого применения их в соответствии с конкретными условиями боевой обстановки. Непременным условием успешной реализации основных принципов управления войсками при подготовке и в ходе боя являются главным образом высокие личные качества и профессиональная подготовка офицеров, применение ими совершенных методов работы и умелое использование технических средств при решении задач управления, постоянное знание противника, строжайшее сохранение в тайне всех мероприятий по управлению войсками, обеспечение живучести системы управления.

2.2 Система управления войсками

     Система управления войсками создается для  надежного и эффективного осуществления  управления подразделениями, частями, соединениями при подготовке и в  ходе боя. В ней функционально  связаны четыре основных элемента: органы управления, средства управления, пункты управления и система связи. Система управления войсками должна обладать высокой боевой готовностью, живучестью, способностью сохранять или быстро восстанавливать свою боеспособность в условиях воздействия противника и обеспечивать возможность как централизованного, так и децентрализованного управления войсками.

     Под органами управления понимаются отдельные лица руководящего состава и немногочисленные коллективы офицеров, возглавляющие воинские формирования различного  масштаба и выполняющие функции по управлению подразделениями, частями, соединениями при подготовке и в ходе боя. К ним относятся командиры, их заместители, штабы, политорганы, начальники родов войск, специальных войск и служб. Особая роль в управлении войсками принадлежит командирам и штабам.

     Руководить — значит быть организатором, умело направлять действия подчиненных на достижение намеченной цели. Командир должен знать о подчиненных все необходимое, организовывать и обеспечивать их действия, направлять их усилия на быстрый и полный разгром противника, оказывать им необходимую помощь. Но при этом он не должен подменять подчиненных, решать за них то, что они сами обязаны решать, ибо мелочная опека в вопросах управления порождает у подчиненных командиров и штабов неуверенность в своих силах, приучает их действовать лишь по указаниям сверху, ведет к потере времени.

     Командир  должен знать противодействующего  противника, лично наблюдать за действиями своих войск и войск противника на поле боя и в решающие моменты  быть в наиболее важном месте, на главном направлении. Своевременно влияя на ход боя имеющимися в его распоряжении силами и средствами, он добивается точного выполнения поставленных задач, разгрома противника даже меньшими силами.

     Современный штаб — сложный организм, решающий в процессе управления войсками ответственные и многогранные задачи. Ему приходится обеспечивать поддержание высокой боевой готовности и боеспособности войск и органов управления, заниматься многими вопросами подготовки и ведения боя. Это обусловливает необходимость иметь в организационной структуре штаба для выполнения различных функций операторов, разведчиков, связистов и офицеров других специальностей.

     Машины  управления  — командно-штабные, штабные и другие специальные машины, оснащенные современными техническими средствами, позволяют командиру и другим лицам, участвующим в управлении, выполнять свои функциональные обязанности непосредственно с рабочих мест, когда в ходе боя нет необходимости или отсутствует возможность покинуть машины.

     Командно-штабные машины бывают преимущественно бронированными. Они должны оборудоваться требуемым количеством рабочих мест для офицеров и обслуживающего персонала, аппаратурой и техническими средствами управления, дающими возможность осуществлять взаимный обмен информацией между машинами внутри данного пункта управления, с вышестоящими и подчиненными органами управления, взаимодействующими войсками и соседями. Машины обладают высокой проходимостью, как правило, авиатранспортабельны и плавающие, имеют большой запас хода. Они обеспечивают защиту личного состава от огня противника, снижают степень воздействия радиации при действиях в зонах радиоактивного заражения, имеют средства жизнеобеспечения личного состава в сложных условиях современного боя.

     Средства  механизации управления войсками облегчают составление боевых документов, их размножение, передачу по техническим средствам связи, обработку и хранение, проведение необходимых расчетов, подготовку данных для принятия решения и его оформление, обмен информацией внутри пункта управления и т. д. Сокращая затраты труда офицеров и время на исполнение документов и другую техническую работу, уменьшая объем передаваемой по техническим средствам связи информации, средства механизации в значительной степени способствуют росту производительности управленческого труда и, как следствие, повышению оперативности управления.

Информация о работе Принятие управленческих решений в системы военного управления и структуры вооруженных сил