Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:45, курсовая работа
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Принятие стратегических решений…………………………….…………….4
1.1 Выбор стратегии управления…………………………..………………………….……9
1.2 Виды стратегических решений………………………………………………….…..12
1.3 Параметры системы управления…………………….………………………..……15
2. Теория и процесс принятия управленческих решений………………………...….18
2.1 Теория принятия решений………………………………………………………….….18
2.2 Содержание процесса принятия управленческих решений………...20
3. Формулировка стратегической проблемы……………………………….…………….…24
3.1 Моделирование проблемной ситуации…………………………………..……25
3.2 Проблемы стратегического управления…………………………….…………26
4. Практическая часть. Стратегии управления на примере организации ЗАО «СВЯЗНОЙ»…………………………………………………………………………………….……….……..29
Заключение…………………………………………………………………….………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………………………..………..40
В данном случае требуется изменение интересов контактных групп. Исполнено оно может быть посредством пересмотра системы принятия решений или перераспределением собственности, что, и приведет к изменению влиятельности контактных групп. При существенном рассогласовании стратегии и системы целей требуется более действенное решение проблемы.
При формировании стратегии единицей анализа внешней среды компании являются наборы областей хозяйственной деятельности. Для того чтобы в окружении фирмы выделить внутренне однородные области хозяйственной деятельности, осуществляется стратегическая сегментация. Исследованию при этом подвергаются как ныне действующие сегменты окружения, так и представляющие для предприятия потенциальный интерес.
В литературе стратегическую сегментацию предлагается осуществлять на основе следующих критериев: удовлетворяемая потребность, базовая технология, географический регион, тип клиента. Но объективными потребительскими свойствами и своим жизненным циклом помимо технологий и рынков обладает и продукция. Поэтому для компании продукт тоже является отдельным сегментом окружения.
Указанные критерии могут быть разделены на две группы.
Дифференцирование внешней среды по критериям потребности, географического региона, типа клиента связано с уровнем развития рынка и социальными ограничениями на деятельность компаний. Сегменты окружения, полученные на основе декомпозиции по этим критериям, будем называть областями спроса.
Изменчивость
технологии и продукции непосредственно
связана с инновационной
Взаимное
пересечение областей спроса и инновационных
областей образует наиболее полный перечень
областей хозяйственной деятельности
и позволяет довести
После завершения стратегической сегментации необходимо определить характер изменений, которые будут происходить во внешней среде компании. На первом этапе решения этой задачи должен быть построен прогнозный сценарий, который содержит качественное описание тенденций эволюции макроэкономической системы, ожидаемые сроки и вероятность появления связанных с ними событий. Методология построения таких сценариев широко освещена в специальной литературе.
На основе сценария глобальных изменений макросистемы для областей деятельности составляются индивидуальные сценарии институциональных изменений и их влияний на экономические показатели.
Построение системы целей и выбор набора областей деятельности наиболее удобно осуществлять посредством традиционных матриц стратегий. Для этого экспертным путем определяется перечень групп влияния, оценивается их относительная значимость и важность получения тех или иных результатов деятельности компании.
Путем перемножения оценок относительной значимости и важности результатов и их суммирования для каждого результата определяется оценка относительной значимости каждого из результатов хозяйственной деятельности.
Далее,
аналогичным образом, на основе оценок
влияния экономических
Важной
особенностью процедуры формирования
целевой функции и выбора набора
областей деятельности является необходимость
четкого определения временных
результатов деятельности, горизонтов,
ожидаемых группами влияния, и целей
компании. Связано это с уже
упоминавшейся
Данная
методология использует хорошо известные
модели, но ее простота не должна вводить
в заблуждение. Наполнение формальной
методологии реальным содержанием
в каждом конкретном случае требует
больших затрат квалификации, времени
и ресурсов. Кроме того, выполнение
предлагаемых формальных процедур, как
правило, сразу не дает необходимого
результата, особенно если в компании
нет ясной системы
1.2 . Виды стратегической реакции
Количество областей хозяйственной деятельности, включенных в выбранный набор, и характеристики изменений в каждой из них определяют требуемый уровень многообразия стратегии компании.
Главными параметрами внешних изменений являются:
Глубина внешних изменений влияет на состав видов управленческой реакции в стратегии предприятия. Рыночные изменения могут быть маркетинговыми и стратегическими (таблица 1).
Рыночные изменения | Глубина изменений | Тип управленческой реакции | Конкурентные изменения |
Новые
рынки, изменение общественных
ценностей
и приоритетов |
Стратегические |
Предпринимательская |
Новые технологии,
разрушение привычных технологических
и продуктовых
границ ОХД (отраслей), организация системы управления |
Сегментация
рынка,
изменение предпочтений потребителей |
Маркетинговые |
Инновационная |
Сменяемость продукции,
технологии, оптимизация наборов сегментов «продукт - рынок» |
- |
- |
Операционная |
Совершенствование
действующей продукции и |
Им
соответствуют инновационная и
предпринимательская виды управленческой
реакции, посредством которых компания
отвечает на импульсы возмущения внешней
среды. Посредством инновационной
реакции компания, обновляя набор
своих продуктов и технологий,
приводит их в соответствие потребительским
предпочтениям на выбранных рынках.
Предпринимательская реакция
В данной классификации проведено разделение рыночных и конкурентных факторов изменчивости. Так как указанные группы факторов имеют разные корни.
Рыночная изменчивость возникает из-за макроэкономических и рыночных изменений, а конкурентная - из-за инновационной деятельности конкурирующих компаний. Нововведения, инициированные одним из конкурентов в рамках любой из этих реакций, для остальных участников рынка становятся внешними конкурентными изменениями.
Рыночные изменения меняют границы областей спроса, а инновационные - границы инновационных областей. Между действием этих факторов не всегда наблюдается тесная корреляция. Так, области деятельности с относительной рыночной стабильностью могут отличаться высоким уровнем конкурентной инновационной изменчивости. . [9; с. 94]
В том случае, если во внешней среде компании происходят маркетинговые или стратегические изменения, ее стратегия должна включать в себя адекватные им виды управленческой реакции.
Оперативная
реакция в системе управления
обеспечивает внутреннюю эффективность
компании. Любая фирма, масштабы которой
требуют внутренней координации, при
любом состоянии внешней
При
классификации внешних
1.3 Параметры системы управления
После определения необходимых видов стратегической реакции и соответствующих ей уровней системы управления для каждого из них задаются оптимальные параметры горизонта и периодичности планирования. Для предпринимательского и инновационного управления эти параметры задаются характеристиками внешних изменений.
Предельная величина горизонта планирования ограничена периодом развития внешних изменений - промежуток времени между поступлением первых сигналов о грядущих событиях и моментом времени, когда изменения начинают сказываться на результатах хозяйственной деятельности предприятия. В случае кризисного управления под этим параметром можно понимать период времени до возникновения необратимых финансовых потерь. Более долгосрочное планирование не имеет смысла, поскольку предприятие не может вырабатывать эффективную реакцию на события, о возможности которых даже не подозревает.
Минимально
допустимая величина горизонта планирования
должна соответствовать периоду
разработки и внедрения всех необходимых
технических и организационных
нововведений. Иначе говоря, в идеале
предприятие должно выработать эффективную
реакцию на внешние события до
того, как их воздействие начнет
влиять на результаты хозяйственной
деятельности. В крайнем случае -
до момента возникновения
Периодичность
составления планов не должна превышать
периодичности возникновения
Количественные
оценки названных характеристик
внешней среды достаточно условны.
Периодичность и срок развития внешних
изменений могут в значительной
степени изменяться. В первую очередь
это касается стратегических изменений,
обусловленных логикой развития
макросистемы. Для инновационного уровня
управления значения характеристик
внешней среды гораздо более
стабильны, поскольку продолжительность
жизненного цикла продукции, технологий
и сегментов рынка во многом связана
с внутренними ограничениями
предприятий на сроки разработки
и внедрения технических
При
проектировании систем управления для
снятия указанной неопределенности
можно порекомендовать
Параметры системы оперативного управления задаются в первую очередь системой инновационного планирования. Сроки и объемы операций по сбыту, производству, продвижению, исследованиям и разработкам, финансированию, материально-техническому снабжению составляются в соответствии с планами балансировки жизненных циклов сегментов «продукт <-> рынок», сформированными на уровне инновационного управления.