Принятие и реализация управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Понятие управленческих решений основывается на том, что руководитель, принимая решение, учитывает классификацию решений, их основной состав, а также общие этапы управленческих решений. Существуют некоторые требования, предъявляемые к управленческим решениям: эффективность, оптимальность, реализуемость.

Содержание

Понятие, виды и значение решений в процессе управления предприятием. Этапы рационального решения проблем. Факторы, влияющие на процесс принятия решений…………………………….3
Методы принятия управленческих решений………………………….9
Характеристика организации. Анализ видов управленческих решений на, использование ЭВМ при подготовке и принятии решений………………………………………………………………..19
Предложения по совершенствованию процесса принятия управленческих решений на предприятии…………………………..28
Список используемой литературы……………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента 16.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     Проблема  рассматривается и идеи генерируются в атмосфере раскованности и  непринужденности. От вынесения суждения отказываются и поощряют все идеи, особенно безумные. Именно такие идеи, в сущности, и служат отправными точками для выработки чего-то нового, имеющего большое практическое значение. Идеи свободно высказываются, происходит доброжелательный обмен мнениями.

     Достоинством  этого метода является то, что ему  чужды предвзятость, рутина, стереотипы в мышлении, боязнь критики и скептического отношения со стороны руководства. Как показывает опыт применения этого метода, людям, не являющимся специалистами, легче генерировать идеи, поскольку они способны подходить к решению нестандартно. Все идеи и предложения принимаются во внимание независимо от авторства.

     Главная цель — разработка максимально возможного количества вариантов решения задачи.

     Основным  недостатком метода «Мозговая атака» является тот факт, что приходится оценивать все идеи, а ведь многие из них довольно глупы или совершенно не относятся к рассматриваемому вопросу, и их приходится отбрасывать, чтобы оставить несколько действительно ценных.

     Достаточно  широко используется в менеджменте метод «Синектика». При этом методе, схожем с предыдущим, проблема рассматривается группой примерно из 9 чел. «Клиент», он же менеджер-инструктор, выдвигает проблему, объясняет ее, а «ученики» предлагают вариант ее решения. Несколько минут «клиент» его анализирует и говорит, что ему и нем нравится, а что нет. Затем выдвигаются новые предложения, которые также анализируются до тех пор, пока не будет найдено возможное решение. Периоды времени, в течение которых проводится этот метод, называются «сессии».

     Еще один метод творческого мышления менеджера при принятии решений «Разложение на части». При этом методе составляется перечень основных характеристик идеи или предмета и рассматривается каждая из них с целью усовершенствования. Обычно этот метод применяют в отношении материальных (вещественных) объектов. Каждую характеристику изучают и предлагают ее изменения.

     Широко  распространенным методом творческого  мышления является метод, получивший название «Принудительные взаимосвязи». При  этом методе берутся объекты или  идеи и задается вопрос: «Сколько возможно иметь различных их комбинаций для получения нового объекта или идеи?» Этот метод используется, например, при разработке новых моделей мебели.

     Очень известным и широко используемым является сегодня метод «Морфологический анализ». При этом методе все переменные заносят в матрицу и пытаются комбинировать их по-новому. Например, в случае, если нужна новая форма транспорта, можно составить список переменных. В упрощенном виде матрица имеет следующий вид: в левой колонке перечисляются объекты воздействия, а в верхней строке — возможные способы воздействия (мероприятия). Затем свободные клетки заполняются возможными воздействиями на объект какими-либо вариантами данного способа. Достоинством данного метода является то, что можно целенаправленно формировать как объекты воздействия, так и способы воздействия, а затем систематически исследовать различные варианты.

     Еще одним методом, используемым в менеджменте, является «Латеральное мышление и РО». В случае, если проблема изучается  аналитически и необходимо в нее  погружаться все глубже и вдаваться  в все большие детали, речь идет о вертикальном мышлении. Творческое же мышление включает в себя рассмотрение всех возможностей, включая те, которые, казалось бы, выходят за пределы данной области — это латеральное, или боковое мышление. Специалист по менеджменту Э. Де Боно рекомендовал не спешить с суждениями и предварять идею буквами «РО», что означает: «Дайте этой идее шанс, не убивайте ее слишком быстро, она может привести к полезным идеям».

     Распространенным  методом, используемым в менеджменте, является метод «Опросныхлистов». Такие листы могут служить в качестве указателей идей. Они могут касаться конкретной области деятельности предприятия или быть общими, например: по маркетингу, дизайну, финансам и т.п. Широко используется так называемый опросный лист Осборна. Основными его подзаголовками являются следующие: использовать по другому назначению, приспособить, модифицировать, уменьшить, заменить, реорганизовать, комбинировать. Менеджер должен знать, что опросные листы следует применять с осторожностью, так как они могут подавить творческие способности, ограничивая области опроса.

     Метод «Дневных грез». Если длительная интенсивная  работа по какой-либо проблеме не дает новаторского решения, то в такой  ситуации полное расслабление и мечтания могут привести к творческому  озарению.

     Метод «Группового гения». Позволяет собрать  в одной группе несколько лиц, которые обычно пользуются разными  типами творческого мышления, образуя  группу, способную сочетать разные методы.

     При проведении всех вышеперечисленных  методов следует соблюдать следующие четыре правила:

     1. Воздерживаться от преждевременных  суждений — исключить преждевременную  критику какой-либо идеи.

     2. Быть раскованными.

     3. Стараться увеличить количество  идей.

     4. Комбинировать и усовершенствовать  идеи, высказанные другими («перекрестное опыление»). 
 

  1. Характеристика  УЧП Витебская  чулочная фабрика  “Василина”. Анализ видов управленческих решений на УЧП “Василина”, использование ЭВМ при подготовке и принятии решений
 

     Унитарное частное предприятие «Витебская чулочная фабрика «Василина» создано в порядке реорганизации Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Алена».

     Витебская чулочная фабрика «Василина» является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права Фабрика «Василина» имеет в банке расчетный счет в белорусских рублях, а также валютный счет. Форма собственности – частная.

     Учредителем предприятия является ООО ПКФ  «Алена». Ежегодно решением учредителя определяется должна ли прибыль от реализации продукции (часть прибыли) изыматься в пользу учредителя или  оставаться в распоряжении фабрики «Василина» для удовлетворения потребностей в капитале, расширения производства, приобретения основных средств, обслуживания или погашения долгов и т.д.

     Предприятие является самостоятельной хозяйственной  единицей, действующей на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования. Фабрика «Василина» специализируется на производстве чулочно-носочного ассортимента для мужчин, женщин и детей. На предприятии используется в основном, отечественное оборудование, применяются прогрессивные новейшие технологии, в меру возможностей приобретается новая техника, в том числе за счет банковских кредитов. Постоянно идет процесс изучения новшеств в промышленности не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами.

     Предприятие имеет линейную структуру управления. Управляет фабрикой директор, который нанимается по контракту Учредителем сроком до 5 лет. Директор фабрики осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия, заключает договоры от имени предприятия, принимает на работу и увольняет работников в соответствии с трудовым законодательством, применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания, издает приказы и дает указания, обязательные для всех подчиненных ему работников.

      Организационную структуру предприятия можно  представить в виде схемы (рис. 3.1.) 

     Рис. 3.1 - Производственно-технологическая структура предприятия

     Условные  обозначения на схеме:

1. Заместитель  директора по производству

2. Заместитель  директора по маркетингу и  внешнеэкономическим связям

3. Заместитель  директора по экономике и финансам

4. Заместитель  директора по строительству и  социальным вопросам

5. Заместитель  директора по общим вопросам

6. Главный  бухгалтер

     Директору предприятия непосредственно подчиняются  пять заместителей и главный бухгалтер. Должности заместителей распределены таким образом, чтобы охвачено было все производство и директор с помощью заместителей обладал полной информацией о работе предприятия во всех сферах его деятельности. Каждому из заместителей подчинены один или несколько отделов, работу которых они координируют и несут ответственность за своевременное и качественное исполнение поставленных задач.

     На  Витебской чулочной фабрике «Василина» функционируют следующие основные цеха:

     - Вязальный цех

     - Выпускной цех

     - Участок резиноокрутки

     - Участок сортировки отходов

     Основная  часть рабочих более 70% занята в  вязальном цехе. В данном цехе производится непосредственно вязка чулочно-носочного  ассортимента фабрики.

     В выпускном цехе окончательно формируются  готовые трикотажные изделия, происходит упаковка и маркировка продукции. Из данного цеха готовая продукция попадает на склад.

     Участок сортировки отходов выделен отдельно в связи с тем, что фабрика «Василина» имеет дополнительный доход за счет реализации отходов производства.

     В качестве вспомогательного хозяйства на предприятии выступает участок по ремонту оборудования, на котором заняты слесаря по ремонту вязального оборудования и слесаря по ремонту швейного оборудования.

     Основным  конкурентом фабрики является ОАО  «КИМ». Однако фабрика «Василина» в отличие от ОАО «КИМ» работает с высоким экспортным потенциалом. В 2006 году приблизительно 90% продукции реализовано на Российском рынке. Однако и на территории Республики Беларусь фабрика является достойным конкурентом ОАО «КИМ», избрав ценовой метод конкурентной борьбы. Продукция фабрики в среднем на 10% дешевле аналогичной продукции ОАО «КИМ».

     На  предприятии экономическими службами регулярно проводится анализ хозяйственной деятельности, который не сводится только к измерению показателей эффективности работы, а конкретно указывает, что необходимо сделать для успешного выполнения плановых заданий, улучшения использования производственных ресурсов, выявляет недостатки и неиспользованные резервы роста экономических показателей. Это помогает в решении наиболее важных и актуальных задач хозяйствования – снижение издержек производства, рациональное использование материальных ресурсов, повышение производительности труда и на этой базе снижение себестоимости. В таблице 3.1 отражена оценка результатов хозяйственной деятельности.

Таблица 3.1 – Динамика основных технико-экономические показатели работы УЧП «Витебская чулочная фабрика «Василина» 

Показатели Ед.

изм.

Годы Отклонение 
2006 2007 (+,-) Темп роста, %
1. Объем  реализованной продукции млн.

руб.

2083 2316 +233 111,2
2. Среднесписочная  численность ППП, чел. чел.  
220
 
208
 
-12
 
94,5
3.Среднемесячная  заработная плата тыс.

руб.

380,3 419,9 +39,6 122,0
4.Производительность труда

- 1 рабочего

- 1 работающего

 
млн.

руб.

 
 
10,8

9,5

 
 
13,2

11,1

 
 
+2,4

+1,6

 
 
122,2

116,8

5. Стоимость  основных производственных фондов  
млн.руб.
848 2469 +1621 291,1
6. Себестоимость  реализованной продукции млн. руб. 1873 2165 +292 115,6
7. Затраты  на  1 рубль реализованной продукции руб. 0,9 0,93 +0,03 103,3
8. Прибыль  от реализации продукции млн.

руб.

210 151 -59 71,9
9. Прибыль  балансовая млн. руб. 110 -12 -122 9,8
10. Рентабельность  реализованной продукции % 11,2 7,0 -4,2 62,5
11. Дебиторская  задолженность млн.

руб.

61 225 +164 368,9
12. Кредиторская  задолженность млн.

Руб.

640 894 +254 139,7

Информация о работе Принятие и реализация управленческих решений