Принятие и реализация управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Понятие управленческих решений основывается на том, что руководитель, принимая решение, учитывает классификацию решений, их основной состав, а также общие этапы управленческих решений. Существуют некоторые требования, предъявляемые к управленческим решениям: эффективность, оптимальность, реализуемость.

Содержание

Понятие, виды и значение решений в процессе управления предприятием. Этапы рационального решения проблем. Факторы, влияющие на процесс принятия решений…………………………….3
Методы принятия управленческих решений………………………….9
Характеристика организации. Анализ видов управленческих решений на, использование ЭВМ при подготовке и принятии решений………………………………………………………………..19
Предложения по совершенствованию процесса принятия управленческих решений на предприятии…………………………..28
Список используемой литературы……………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента 16.doc

— 314.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема: Принятие и реализация управленческих решений 

     Содержание 

  1. Понятие, виды и значение решений в процессе управления предприятием. Этапы рационального  решения проблем. Факторы, влияющие на процесс принятия решений…………………………….3
  2. Методы принятия управленческих решений………………………….9
  3. Характеристика организации. Анализ видов управленческих решений на, использование ЭВМ при подготовке и принятии решений………………………………………………………………..19
  4. Предложения по совершенствованию процесса принятия управленческих решений на предприятии…………………………..28

    Список  используемой литературы……………………………………….33 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Понятие, виды и значение решений  в процессе управления предприятием. Этапы  рационального решения  проблем. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.
 

     Понятие управленческих решений основывается на том, что руководитель, принимая решение, учитывает классификацию  решений, их основной состав, а также  общие этапы управленческих решений. Существуют некоторые требования, предъявляемые  к управленческим решениям: эффективность, оптимальность, реализуемость.

     Признаки  управленческих решений:

     - существование цели;

     - наличие альтернатив;

     - волевой акт.

     Кроме того, присутствует ряд специфических  особенностей:

     - высокие затраты финансовых и материальных ресурсов на разработку и реализацию управленческих решений;

     - консолидация коллектива после выполнения задачи;

     - высокая ответственность за принятые решения.

     Классификация управленческих решений может быть сформирована на основании критериев, которые  для каждой организации различны. Однако существует некоторая общая классификация, которая может служить основой для формирования собственной классификации решений в организации. Приведенные ниже критерии могут быть значимыми для конкретного решения или наоборот:

     - субьектно-объектный признак;

     - степень охвата объекта управления;

     - содержание задачи;

     - форма решения;

     - степень определенности ситуации;

     - длительность действия;

     - основание действия;

     В зависимости от вида деятельности организации и  сути принятого решения формируются управленческие решения, которые, в свою очередь, могут иметь различный состав. Однако существует общепринятая классификация основных направлений, в которую входят [7]:

     - планирование;

     - организация деятельности;

     - мотивация;

     - контроль.

     Планирование

     На  данном этапе необходимо ответить на вопросы «что представляет наша цель, методы достижения» и «как обороняться  от негативных влияний».

     Организация деятельности

     Процесс организации деятельности представляет собой процесс разработки конкретных мероприятий, таких как:

     - распределение обязанностей между сотрудниками, участвующими в процессе реализации проекта;

     - методы взаимодействия отделов, структур, филиалов между собой и с внешней средой;

     - порядок распределения конкретных работ по структурам, филиалам;

     - возможность внесения корректировки в процесс реализации на всех этапах.

     Процесс планирования состоит из определения  основных задач организации, главной  миссии, тактики и стратегии, а  также критериев влияния внешней  среды на будущий проект.

     Мотивация

     Мотивация сотрудников, принимающих участие  в процессе реализации утвержденного  варианта решения, главным образом  формирует методы воздействия на сознание работников с целью слияния  интересов организации и подчиненных.

     Контроль 

     На  этапе контроля определяются методы измерения результатов деятельности, вырабатывается оптимальная периодичность этих измерений, способы сравнения достигнутого результата с плановым уровнем. Процесс контролирования необходим для выявления различного рода отклонений от графиков и планов, кроме того, позволяет проводить своевременную корректировку на всех этапах и уровнях. Ранжирование критериев контроля позволит выявить главные и второстепенные критерии, а точно установленные временные рамки могут показать цикличность возникающих отклонений в графиках практического процесса.

     Для того чтобы эффективно осуществлять проведение контролирующих мероприятий, необходимо установить те критерии, на основании которых должен проходить  сравнительный анализ.

     Процесс принятия решений  не является односложным и единичным действием, данный процесс является сложением многочисленных сложных по структуре этапов действий, которые, в свою очередь, дробятся на более мелкие по эффективности шаги. При сложении всех таких мелких шагов складывается управленческое решение. Общепринято выделять в составе решения пять этапов.

     1. Диагностика проблемы.

     2. Формулировка критериев и ограничений  принятия решений.

     3. Определение альтернатив.

     4. Выбор альтернатив.

     5. Реализация и контроль выполнения решений.

     Диагностика проблемы

     Теоретически  проблема может быть ситуацией, в  которой не достигнуты заявленные цели, или возникновением неиспользуемой возможности. В первом случае желательно применять руководство по рассогласованию, а во втором – управление с упреждением. В зависимости от уровня сложности поставленной цели процесс диагностики можно представить состоящим из следующих этапов: поиск неиспользуемых возможностей, например низкий уровень прибыли или частые конфликтные ситуации, затем выявление проблемы в чистом виде и проведение анализа ситуации.

     Для того чтобы проводить диагностику  проблемы, необходимо четко определить, чем является сама проблема.

     Выборка альтернативных решений всегда являлась ответственным и сложным делом, так как нельзя пропускать потенциально результативные решения.

     Формулировка  критериев и ограничений 

     Для более эффективной реализации управленческого решения необходимо сформулировать имеющиеся ограничения. При формировании такого перечня в него чаще всего вносят такие ограничения, как внутренние ресурсы (финансы, трудовые ресурсы, технологический и сырьевой ресурсы и др.), так и внешние (законодательство, рыночные отношения, этика и устои общества) и другие ограничения, оказывающие значимое влияние на реализацию решения. Кроме того, желательно разработать оценочные критерии, которые чаще всего могут состоять из собственных характеристик решения, степени риска, временных критериев и другие, значимые для каждого конкретного решения критерии.

     Определение альтернатив 

     Принято считать, что можно использовать данные методы формирования идей решений в порядке новизны:

     - заимствование;

     - заимствование с адаптацией, т. е. с доработкой чужой идеи и аналогия;

     - качественно новое решение.

     Выбор альтернатив 

     Процесс выбора потенциально результативных решений  проводится исходя из того, что среди множества альтернативных решений всегда присутствуют несколько схожих. Оценка альтернативного решения проводится по многим критериям (в том числе качественного и количественного характера).

     Реализация  и контроль

     Процесс реализации всегда должен проводиться с привлечением сотрудников при разработке, так как признание коллектива повышает шансы эффективного результата, при контроле уменьшаются негативные изменения и выявляются различие отклонения.

     Контроль  может осуществляться на основе различных методов, более подходящих к каждому конкретному этапу и шагу решения.

     На процесс принятия решения по конкретным проблемам  в организации всегда оказывает  влияние множество факторов, которые  возникают как внутри самой организации (внутренние факторы), так и во внешней среде рынка (внешние факторы) [7]. 

     Внешние факторы 

     Каждое  решение в организации принимается только в том случае, когда известны все влиятельные факторы, возникающие во внешней среде. К таким факторам можно отнести политику государства относительно рыночной ситуации, поставщиков, оптовых и розничных посредников. Также особое место в категории внешних факторов занимают конкуренты, поведение которых может негативно отразиться на осуществлении хозяйственной деятельности организации. В зависимости от того, каковы составляющие внешних факторов, будут преобладать те или иные ситуации, а, следовательно, процесс принятия решений будет зависеть именно от основных внешних факторов.

     Внутренние  факторы 

     Внутренние  факторы содержат в себе не только влияющие факторы, которые возникают  внутри самой организации, но и те, что возникают внутри отделов, различных  подразделений. Например, знания и приобретенный опыт человека, который принимает непосредственное участие в принятии решений, а также уровень информированности всех участников, ответственных за принимаемые решения, будут влиять на качественную сторону выбора варианта решения. Также к внутренним факторам относят фактор времени, так как от того, насколько хватит времени проанализировать все варианты или только поверхностно изучить некоторые из них, зависит дальнейшая судьба всей деятельности организации. Объем полномочий ответственных сотрудников, личностные характеристики, способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, а также ораторское искусство сотрудника в полной мере помогут не только сделать правильный выбор, но и поддержать свое решение.

     Другими словами, мнение и поступки каждого  сотрудника организации могут оказать  существенное влияние на процесс  принятия решений.

     Необходимость самостоятельного каждодневного принятия решения по многочисленным проблемам  и вопросам раскрывает потенциальные возможности человека быть ответственным за свои поступки и планировать деятельность не только небольшого отдела или подразделения, но и всей организации в целом. 
 
 
 

  1. Методы  принятия управленческих решений
 

     Методы  принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например [3]:

     - декомпозиция — представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;

     - диагностика — поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах.

     Методы  принятия решений бывают индивидуальные - решения принимаются непосредственно ответственным лицом (руководителем), и коллективные - решения принимаются в процессе делового совещания, "мозгового штурма" или руководитель, сформулировав проблему, в письменном виде дает приказание специалистам, способным привнести существенный вклад в ее разрешение, внести свои предложения.

     Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.

     Методы  принятия управленческих решений на основе математического моделирования.

     Экспертные  методы принятия управленческих решений. Эксперт — это человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы.

     Экспертиза  — проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения. Экспертиза позволяет снизить риск принятия ошибочного решения. Типичные проблемы, требующие проведения экспертизы: определение целей, стоящих перед объектом управления (поиск новых рынков сбыта, изменение структуры управления); прогнозирование; разработка сценариев; генерирование альтернативных вариантов решений; принятие коллективных решений и т.д.

Информация о работе Принятие и реализация управленческих решений