Принципы управления предприятием

Автор: v*******@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть роль и значение принципов в системе управления предприятием, а также выявить пути совершенствования формирования принципов управления на отечественных предприятиях.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
– раскрывается сущность и значение принципов управления предприятием;
– проводится анализ системы принципов управления в ОАО «Неман»;
– предлагаются направления совершенствования принципов управления на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...........4
1. Сущность и классификация принципов управления предприятием……………..6
1.1 Сущность принципов управления…………………………………………………6
1.2 Классификация принципов управления…………………………………………..7
2. Система принципов управления в ОАО «Неман»………………………………..12
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия……………...12
2.2 Принципы управления ОАО «Неман»…………………………………………..13
3. Предложения по совершенствованию принципов управления в организации……………………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...........27

Работа содержит 1 файл

принципы управления2.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

      Принцип ориентации на ценности – управление включено в общественный окружающий мир с определенными представлениями  о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Данный принцип является одним из важнейших в работе ОАО «Неман», т.к. реализация именно этого принципа позволяет предприятию удерживать свою долю рынка. Для реализации данного принципа на предприятии обеспечено наращивание и использование связей, как с партнерами предприятия, так и с его контрагентами. Ориентация на ценности – это еще и система мировоззрения и философия управления, поскольку каждое управление использует в своей деятельности систему каких – то взглядов и представлений. Чем сложнее такая система – тем совершеннее управление, детальнее проработка целей и методик их достижения. Данный принцип реализуется всей системой управления, а не отдельными подразделениями или менеджерами.

      Принцип оптимального сочетания централизации  и децентрализации в управлении процесс целенаправленный, т. е. всегда ориентирован на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией. Руководитель конкретного  уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. Выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений предполагает коллегиальность. Сочетание коллегиальности и централизации является слабым местом многих предприятий, в том числе и ОАО «Неман», поскольку достаточно непросто определить ту границу, за которой коллегиальность может принести предприятию вред. Та же проблема существует и с централизацией, поскольку излишняя централизация приводит зачастую к потере ориентиров и подмене реальных целей процессом их достижения. Обычно принято считать, что коллегиальность уместна при выработке долгосрочных или технологически сложных решений, а также решений, реализация которых требует проведения множества этапов. Кроме того, коллегиальность уместна при выработке стратегических решений, либо при поиске решений, возникающих при значительном изменении ситуации. Что же касается самого процесса реализации уже принятого решения, то здесь наилучший вариант достигается при использовании централизованного управления. Однако сам принцип сочетания централизации и децентрализации позволяет в системе управления использовать разные инструменты достижения цели.

      Принцип плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. Планирование в целом является важнейшим инструментом управления, поскольку позволяет видеть перспективу, что для системы управления чрезвычайно важно и совершенно необходимо, т.к. именно видение перспективы отличает грамотное управление. Планирование, во всех его аспектах, создает для ОАО «Неман» необходимую программу действий как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах и поэтому осуществление планирования на всех горизонтах управления – одна из главных его функций.

      Каждый  подчиненный выполняет возложенные  на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач. Осуществление этого принципа, собственно, и позволяет осуществлять управление предприятием, которое предполагает осуществление функций каждого работающего на предприятии в полном объеме. В результате все выполняемые функции, дополняя друг друга, создают необходимый для управления фундамент, опираясь на который руководство принимает управленческие решения. В ОАО «Неман» функциональные обязанности определены для каждой штатной единицы и каждый работающий хорошо осведомлен о своих прямых обязанностях, которые дают ему необходимые инструменты для реализации управленческих решений. Таким образом данный принцип управления является основополагающим и потому его реализации уделяется достаточно большое внимание со стороны руководства.

      Создана многоступенчатая структура управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов  руководства следующего уровня. Те, в свою очередь, подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно, цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления. Данное положение также относится к основополагающим в управлении предприятием. Вертикальная структура управления, при наличии или отсутствии различных модификаций является единственно возможной, поскольку при отсутствии такого порядка наступит анархия и процесс станет неуправляемым. Поэтому в ОАО «Неман» создана определенная структура управления (см. рис. 2.1), в которой предусмотрено вертикальное распределение полномочий. И полномочий у главного инженера меньше, чем полномочий у директора, но значительно больше, чем у любого руководителя подразделений. Однако и обязанности распределены таким же образом по принципу «чем больше прав – тем больше обязанностей – тем выше ответственность». В результате распределение прав и обязанностей позволяет руководству каждого уровня управлять собственными подразделениями в увязке с общими планами и целями предприятия.

      Последующий контроль за деятельностью всех звеньев  организации осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта  на управляющее воздействие. Стремление руководства получать информацию непосредственно с рабочих мест вполне понятно, поскольку именно на местах исполнители обладают всей полнотой информации о состоянии реализации принятого решения. Причем, эта информация не искажена, поэтому ее получение чрезвычайно важно для руководства предприятием, т.к. позволяет вносить соответствующие коррективы в принятые решения непосредственно в процессе управления. Вопрос получения этой информации в неискаженном и полном виде – вопрос принципиальный и для этого применяется система возврата информации, когда она идет в обратном направлении – снизу вверх. При этом данный поток информации не просто определяет состояние дел на местах, но и выдает наверх предложения по реализации конкретных управленческих решений. Поэтому данная связь является неотъемлемой частью управленческой системы и ее отсутствие или прерывание немедленно скажется на качестве управления.

      Согласно  принципу государственной законности, система менеджмента и организационно-правовая форма фирмы соответствуют требованиям государственного законодательства. Разумеется, любые действия руководства должны соответствовать закону, кроме того, сама структура управления должна быть предусмотрена законом. Нельзя создать предприятие, организационно – правовая форма которого не предусмотрена гражданским кодексом Республики Беларусь, также нельзя создать соответствующую ему систему управления. Поэтому, в пределах страны систему управления предприятием контролирует государство, а в пределах собственно предприятия – само предприятие. При этом, при осуществлении управленческих функций противоречия с законом должны быть исключены. В ОАО «Неман» структура управления соответствует типовой структуре открытого акционерного общества и другой быть не может, поскольку в этом случае закон предписывает изменение организационно – правовой структуры.

      Подчинение  деятельности всех подразделений предприятия  единой цели и общей политике осуществляется путем усиления централизованного  оперативного контроля деятельности производственных отделений, объединения их в хозяйственные группы, а также путем усиления финансового контроля деятельности в целом. Создание хозяйственных групп в ОАО «Неман» носит временный характер и производится для решения конкретных задач, поэтому в обычной обстановке усиление централизации осуществляется несколько иначе – путем назначения ответственного за реализацию конкретного решения и, соответственно, обеспечения этого лица соответствующими полномочиями. В результате каждый такой ответственный исполнитель на период реализации управленческого решения концентрирует в своих руках расширенные полномочия, которыми он вправе наделять непосредственных исполнителей. А для того, чтобы предоставить этому лицу дополнительные полномочия, его руководство передает ему часть своих полномочий на период реализации решения и, таким образом, создает временный центр реализации решения.

      Необходимо  отметить, что данная задача во многом облегчается высокой степенью информационной обеспеченности предприятия и ее подразделений, что обусловлено необходимостью поддерживать уровень информированности на соответствующем уровне для реализации задач предприятия. Благодаря проведенной на предприятии компьютеризации информационный поток как внутри предприятия, так и при общении с внешней средой обладает высокой интенсивностью, что позволяет руководству получать необходимую информацию в полном объеме и в сжатые сроки.

      Следовательно, данная система информации позволяет каждому отделу в соответствии со своей спецификой работы получать и предоставлять требуемые данные, так в частности:

      – торговый отдел регистрирует отгрузку товаров потребителям, регистрирует в специальной картотеке покупателей продукции, предоставляет данные по формированию и отгрузке по регионам и т.д.

      – финансовый отдел прослеживает информацию по платежам за отгруженную продукцию, ведет карточку покупателя, где отражаются операции по платежам и т.д.

      – отдел снабжения заносит в систему данные по поступлению на предприятие товарно-материальных ценностей, оприходует их на склад предприятия, ведется учет поставщиков сырья по регионам и видам продукции и т.д. помещениях, данные по поступлению и отпуску продукции и сырья и т.д.

      – производственные цеха регистрируют производство основных видов продукции, поступление для производственных нужд сырья и материалов  за смену, месяц, квартал;

      – бухгалтерия отражает данные по ведению финансовых операций (платежи за сырье и материалы, распределение средств предприятия, поступление средств от хозяйственной деятельности и внереализационных операций и т.д.

      – таможенный отдел информацию о пересечении границы, растаможивании, таможенные документы и др.

      – транспортный отдел – информацию о наличии транспорта, цены на перевозку и т.д.

      Таким образом, в ОАО «Неман» руководство  осуществляется в соответствии с основными принципами, позволяющими ставить перед предприятием достаточно сложные цели и осуществлять их с минимальными затратами ресурсов и времени.

      Принципы  управления, используемые в ОАО «Неман» являются неотъемлемой частью управления, поскольку они основаны на общепринятых нормах управления и направлены на достижение целей предприятия. Способы реализации принципов управления основаны на общепринятых методиках управления и имеют целью экономическое развитие предприятия.

      В наибольшей степени в ОАО «Неман»  используются частные принципы, т.е. принципы, которые используются на уровне функциональных подразделений или отдельных людей, т.е. речь идет о принципах управления персоналом, продвижения по службе и т.д.

      В сегодняшней ситуации ОАО «Неман»  в качестве основного использует принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами. Данный принцип определяет, в сущности, всю работу предприятия, поскольку, как и у большинства предприятий Республики Беларусь, у ОАО «Неман» ресурсов всегда недостаточно, поэтому планировать реализацию каких – либо решений или программ, которые потребуют наличия большого количества ресурсов, для ОАО «Неман» невозможно, т.к. предприятие, используя привлеченные средства в оборотных средствах, все – таки старается избегать больших заимствований и в большей степени опирается на собственные средства.

      Таким образом, набор основных принципов  управления в ОАО «Неман» отвечает специфике производства и позволяет  предприятию реализовывать поставленные цели и улучшать экономические показатели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Предложения по  совершенствованию  принципов управления в оао «неман» 
 

      Благодаря целенаправленному управленческому  воздействию, основанному на соблюдении важнейших принципов управления, сложная структура ОАО «Неман» функционирует как единое целое.

      Опора на оптимальные принципы управления помогает руководству предприятия  достигать наилучших результатов  в своей деятельности, не только получая прибыль, но и удовлетворяя социальные потребности своего коллектива и потребности к его самореализации, а также удовлетворяет потребности общества в высококачественной продукции.

      Практически недостатков в выборе принципов  управления, на которых основывается политика управления на предприятии, нет.

      На  основании данных каждого отдела формируется система оперативной информации по хозяйственной деятельности предприятия, которая позволяет отследить данные по отгрузке, по оплате за отгруженную продукцию, состояние товарно-материальных запасов на складах предприятия и т.п. К такой системе имеет возможность подключиться любой отдел, который связан по компьютерной сети с локальной системой предприятия. Широкое использование информатизации отвечает принципу научности. Данные системы внутренней информации используются различными отделами, службами и подразделениями, таким образом, можно сказать, что на предприятии система внутренней информации действует достаточно эффективно, отвечает заданным требованиям и обеспечивает оперативный обмен информацией с внешней средой. Любой отдел имеет возможность подключиться к системе, в ней могут работать одновременно несколько пользователей (заносить и получать информацию), система имеет возможность охвата практически всех аспектов деятельности предприятия и достаточно оперативно реагирует на их изменение.

      Высокая степень оперативности информации обеспечивает также реализацию принципа устойчивости и мобильности системы  управления,  а также принципа сочетания прав, обязанности и  ответственности. Созданы достаточные  условия для реализации предоставленных полномочий каждому отделу и подразделению предприятия.

Информация о работе Принципы управления предприятием