Принципы управления предприятием

Автор: v*******@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть роль и значение принципов в системе управления предприятием, а также выявить пути совершенствования формирования принципов управления на отечественных предприятиях.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
– раскрывается сущность и значение принципов управления предприятием;
– проводится анализ системы принципов управления в ОАО «Неман»;
– предлагаются направления совершенствования принципов управления на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...........4
1. Сущность и классификация принципов управления предприятием……………..6
1.1 Сущность принципов управления…………………………………………………6
1.2 Классификация принципов управления…………………………………………..7
2. Система принципов управления в ОАО «Неман»………………………………..12
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия……………...12
2.2 Принципы управления ОАО «Неман»…………………………………………..13
3. Предложения по совершенствованию принципов управления в организации……………………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...........27

Работа содержит 1 файл

принципы управления2.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...........4

1. Сущность и классификация принципов управления предприятием……………..6

1.1 Сущность  принципов управления…………………………………………………6

1.2 Классификация  принципов управления…………………………………………..7

2. Система принципов управления в ОАО «Неман»………………………………..12

2.1 Организационно  – экономическая характеристика  предприятия……………...12

2.2 Принципы  управления ОАО «Неман»…………………………………………..13

3. Предложения  по совершенствованию принципов  управления в организации……………………………………………………………………………21

Заключение…………………………………………………………………………….25

Список  использованных источников…………………………………………...........27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Стабильная социально-экономическая ситуация в стране возможна только при развитии производства, формировании высокого производственного  потенциала. В этих условиях особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления, позволяющих   повысить социально - экономическую эффективность любого производства, а следовательно обеспечить рост производства в целом.

      Нельзя  сказать, что эффективность производства зависит исключительно от эффективного управления. Существует множество иных факторов, оказывающих влияние на этот показатель, однако тенденции развития производственного потенциала в странах с эффективной экономикой показывают, что системе управления предприятием уделяется первостепенное значение. Это обусловлено тем, что в современных условиях глобальной конкуренции и стремительного движения НТП, когда продукция, технологии, операционные методы и даже организационные структуры устаревают с небывалой скоростью – основным источником конкурентоспособности и долгосрочного процветания любой  компании становятся знания и навыки ее сотрудников, их лояльность к  организации, их мотивация к высокопроизводительному труду и т.д. Иными словами, в основе процветания предприятия в современной экономике лежит   адекватная современным условиям система управления. 

      Система управления, в свою очередь базируется на определенном наборе принципов, для реализации которых используются различные методики. Принципы управления зависят не только от целей управления, но и от управленческой культуры, которая находится в тесной связи с историей и традициями данного предприятия или фирмы. Принципы оказывают непосредственное влияние на качество управления.

      Таким образом, предприятие для того, чтобы  сохранить или повысить эффективность деятельности, должно непрерывно совершенствовать систему управления, ее структуру, опираясь при этом на основные принципы управления и используя методы, позволяющие совершенствовать управление производством.

      Актуальность  темы курсовой работы обусловлена необходимостью обеспечения управления предприятиями  в рыночной экономике на принципах, обеспечивающих его нормальное функционирование.

      Объектом  исследования является ОАО «Неман».

      Предметом исследования являются принципы управления предприятия.

      Цель  данной работы: раскрыть роль и значение принципов в системе управления предприятием, а также выявить пути совершенствования формирования принципов управления на отечественных предприятиях.

      Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

      – раскрывается сущность и значение принципов управления предприятием;

      – проводится анализ системы принципов управления в ОАО «Неман»;

      – предлагаются направления совершенствования принципов управления на предприятии.

      Базой данной работы послужили: опубликованные результаты экономических исследований, посвященных проблемам управления предприятий, работы отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента и маркетинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и классификация  принципов управления  предприятием (организацией) 
 

      1.1 Сущность принципов управления 

      Механизм  взаимодействия между управляющей  и управляемой подсистемами обусловливается принципами, то есть правилами, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила синтезируют в себе объективность экономических законов и закономерностей управления, характерные черты практики функционирования и развития социально-экономических систем и определяют «линию» поведения менеджера.

      Под принципами менеджмента следует  понимать основополагающие идеи, закономерности, нормы и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих действий в сложившихся социально-экономических условиях.

      Принципы  менеджмента устанавливают общие  требования к системе, структуре, организации и процессу управления. В специальной литературе нет единого подхода к формированию и классификации принципов управления. Г. Кунц и С. О'Доннел в шестом издании, которое переведено на русский язык, рассматривают десять принципов планирования; пятнадцать — организации; десять — мотивации и четырнадцать — контроля [5, с. 108].

      А. А. Беляев и Э. М. Коротков считают, что все принципы организации можно разделить на общие, частные и ситуационные, которые связаны между собой, и только их комплексное использование может обеспечить успех организации [ 5, с. 109].

      В литературе одним из ведущих общих  принципов организационных систем приводится принцип развития, который принимает эволюционную форму, когда речь идет о постепенных количественных и качественных изменениях и революционную, характеризующуюся скачкообразным переходом от одного состояния к другому.

      К общим принципам относят принцип  соревновательности, конкуренции и принцип дополнительности, суть которого сводится к диалектическому механизму взаимодействия и самоорганизации.

      Частные принципы имеют ограниченное распространение в различных подсистемах общества – экономической, социальной, политической и др. К этим принципам относят принципы, применяемые в процессе различных видов организационной деятельности (принцип управления персоналом, принцип продвижения по служебной лестнице и др.); принципы управления фирмой, корпорацией.

      Содержание ситуационных принципов обусловливается складывающейся ситуацией или особым характером деятельности.

      Принципы  менеджмента - это  общие  закономерности,  в  рамках  которых реализуются связи  (отношения)  между  различными  структурами  (элементами) управленческой  системы,  отражающиеся  при  постановке  практических  задач управления [1, c. 9].

      Принципы  управления — это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.  

      1.2 Классификация принципов управления 

      Принципы  управления можно представить как  основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей  по осуществлению управленческих функций.

      Каждый  уровень экономического механизма управления имеет свои принципы. Так, например, для внутрифирменного планирования характерны: принципы централизации и децентрализации в управлении, их сочетание, ориентация на долгосрочные цели развития, участие работников в управлении, принцип планомерности и др. Все они составляют группу структурно-функциональных принципов управления.

      Вторая  группа принципов – принципы управления производством, третья – принципы управления персоналом. Может быть и другая классификация, однако, в целом принципы можно разделить на общие и структурно-функциональные. Основывается это деление на том, что менеджмент охватывает два практических аспекта управления:

      – обеспечение принятия решений в сфере бизнеса, предполагающее комплексный анализ влияющих на его эффективность факторов;

      – организацию эффективной работы сотрудников, целенаправленное воздействие менеджера на персонал в интересах решения стоящих перед ним задач и прибыльной работы.

      Принципы  менеджмента, прежде всего, отражаются в учредительных документах предприятия, а также в приказах, распоряжениях, нормативных документах предприятия. К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности [1, c. 16].

      Принцип применимости заключается в том, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

      Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних  и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

      Принцип многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

      Принцип интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

      Принцип ориентации на ценности – управление включено в общественный окружающий мир с определенными представлениями  о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

      Едва  ли не самым главным частным принципом  менеджмента можно считать научность в сочетании с элементами искусства. Менеджмент использует данные и выводы множества наук, в то же время ситуация может меняться так стремительно и непредсказуемо, что возникнет необходимость искать нетрадиционные подходы к проблеме. Это, помимо глубоких знаний, требует от руководителей большого опыта, владения искусством межличностного общения, умения находить выход из безвыходных ситуаций. Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

      Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

      Одним из основных частных принципов управления является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Процесс управления должен быть целенаправленным, т. е. всегда быть ориентированным на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.

      Принципы  сочетания централизации и децентрализации  предполагают необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

Информация о работе Принципы управления предприятием