Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:12, курсовая работа
Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми.
Введение…………………………………………………………………………... 3
1 Теоретические аспекты моделей менеджмента
1.1 Менеджмент и модели………………………………………………………..4
1.2 Описание японской модели менеджмента…………………..........................7
2 Применение японского опыта в российском менеджменте
2.1Формирования российского менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента……………………………………………………………………..16
2.2 Проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения……………………………………………24
Заключение………………………….…………………………………………...28
Список используемой литературы.....………………………………………….30
Практическое задание…………………………………………………………...31
Традиции
командной экономики явились
одной из важнейших причин неэффективности
советской системы. В настоящее
время дуализм русского менталитета,
его противоречивость, перешли на
качественно иной уровень. Наблюдается
новая волна роста
Формирование
российского менеджмента должно
учитывать основную тенденцию развития
ментальности в сторону развивающегося
индивидуализма, все больше ориентируясь
на личность, осуществление индивидуального
контроля, учет индивидуального вклада
и оплату согласно ему. Это означает,
что на предприятиях все большее
значение должно приобретать повышение
по службе, основанное не на знакомстве
и семейных связях, а исключительно
на личных способностях каждого индивида.
При формировании системы управления
надо как можно сильнее учитывать
деловые качества индивида, способность
его к восприятию нового, настойчивость.
В крупных городах с развитой
психологией индивидуализма все
чаще отношения строятся на практицизме,
все больше проявляется стремление
к обогащению. Система формирующегося
российского менеджмента должна
учитывать это, отличая и отмечая
лиц, у которых преобладает
В России слово "менеджмент" как управление в условиях рыночной экономики является новым термином, сущность которого отличается от традиционного управления централизованной командно-административной системы, которая функционировала в России весь советский период.
Старая
парадигма управления в России в
течение 70 лет базировалась на марксистской
идеологии экономического развития,
которая характеризовалась
1.
Закрытостью хозяйственного
2.
Критерием на социальную
3. Крайней политизацией, вызвавшей монополизацию и концентрацию производства.
4.
Централизацией и
В новой парадигме управления в российском менеджменте развиваются такие процессы, как:
1. Интеграция хозяйства России в мировую экономику.
2. Формирование и функционирование рыночных хозяйственных субъектов как открытых систем.
3. Гибкое сочетание методов государственного управления и рыночного регулирования.
4. Использование рыночных и административных методов управления предприятиями различных направлений деятельности и форм собственности.
Российское
предприятие, становясь самостоятельным
объектом товарно-денежных отношений,
полностью отвечающим за результаты
своей хозяйственной
По
сравнению со старой системой управления,
существовавшей много лет на российских
предприятиях, в новых условиях появляются
новые функции: разработки стратегии
и политики развития, поиск необходимых
материальных и трудовых ресурсов,
совершенствование
В
этих условиях резко возросли требования
к российским менеджерам за своевременность
и качество принимаемых решений.
Усилилась роль научно-технического
прогресса, дающего возможность
путем нововведений удовлетворять
потребности рынка. В российском
бизнесе появилась острая необходимость
проведения маркетинговых исследований,
позволяющих изучить эти
Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Опыт пожизненного найма Японии вряд ли подойдет Российским предприятиям, по причине их не стабильности, но все же на ряде крупных предприятий это можно вполне реализовать, т.к. все же люди пытаются удержаться в стабильно работающих компаниях в которых есть возможность продвижения. Хотя порой продвинуться в профессиональном плане гораздо быстрее меняя одну работу на другую, с повышением должности или просто заработной платы. в качестве .
Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.
Российские
так называемые "новые коммерческие
структуры" - пока не деловые, а чисто
спекулятивные предприятия. Производственные
предприятия, пытающиеся работать в
условиях рынка, встречают множество
проблем и ограничений в
Подход
с позиций человеческого
Особенности российского менеджмента:
- приоритеты в проблематике, акцепты внимания и усилий;
- инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления;
-
комплекс факторов, затрудняющих
и благоприятствующих
- культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно
изменить.
Российский
менеджмент - творческое осмысление зарубежного
опыта с учетом российской специфики,
т.е. синтез мирового опыта эффективного
управления и существующего отечественного
опыта на базе национально-исторических
особенностей нашей культуры. Проще
говоря, все у нас пока на стадии
становления и мы пытаемся найти
среднее между Японской школой менеджмента
и Американской и ищем приемлемые
методы из той и другой.
2.2 Проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения
Переход от административно-командной экономики к рыночной, с одной стороны, и специфика российской системы ценностей, российского менталитета, с другой, определили особенности российского менеджмента на современном этапе, в период после 1992 года выявлены реальное направление реформ экономики и управления, а также роль отдельных сфер хозяйствования общественно-активных групп и личностей. Различные темпы перестройки основных групп субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) - осложнили переходные процессы и их анализ.
Для
поведения руководителей в
В рамках рациональной экономики это жесткое распределение ресурсов внутри предприятия: борьба за рынки сбыта, укрепление своих позиций на рынке, проведение новой финансовой политики и изменение внутренней организации, - при усилении роли финансового капитала над производственным и человеческим.
Изменение поведения и целей трудового коллектива в сторону более рационального отношения к себе. Это, прежде всего, предложения, поступающие "снизу" и касающиеся более рационального использования ресурсов, производства более выгодных и потребляемых рынком товаров.
Акционерами из числа рабочих осознается дилемма, возникающая при требовании выплат дивидендов, повышение зарплаты, с одной стороны, и дополнительный налог в форме выплат неработающим акционерам, с другой.
Подобное смешение происходит в силу до конца не прошедшего разделения интересов менеджмента и рабочих. Там где разделение произошло, контроль становится менеджерским, а работники превращаются в элемент издержек в деятельности предприятия.
С
другой стороны, можно отметить увеличение
числа переподготовленных работников,
неконфликтное решение вопросов
увольнения, сокращение производственного
и административно-
Плохое качество продукции, вот еще одна из наших проблем, которая не позволяет по большому счету выходить нам на мировой рынок. Весь наш экспорт состоит только из сырья, по причине большого его наличия. Но оно то со временем заканчивается. А товаров, свободно конкурирующих на мировом рынке, по-прежнему, нет. Так вот опыт необходимо перенимать в части качества продукции. Контроль за которым в Японии отработан от и до.
Российские
менеджеры в начале переходного
периода ориентировались на управление
с позиций рационального
Формирование
этой категории управленцев
С другой стороны, - руководители крупных предприятий, управленческий опыт которых сложился в административно-командной экономике, но вынужденные осуществлять управление в рыночных условиях, на своем опыте. "Ошибки" в таком обучении приобретают большую цену для предприятия. Более того, иная качественная определенность управления в рыночной экономике во многом определила небольшой удельный вес успешных руководителей. Это руководители уже старшего поколения (50-65 лет) на смену им приходят более, молодые (30-40 лет), имеющие опыт руководящей работы на данном предприятии. К ним относятся работники, ушедшие со своих должностей и пробовавшие строить свой самостоятельный бизнес. Эту категорию работников объединяет опыт самостоятельного управления бизнесом в условиях рынка. Иными словами, на должности первых руководителей крупных предприятий приходят работники данного предприятия. Работа по Японскому принципу – люди хотят работать. И поэтому у новых менеджеров в России важную роль играет стремление к самовыражению, они пытаются достичь тех целей, которые перед собой поставили. Они приносят с собой опыт рыночного менеджмента, свои капиталы, накопленные в частном бизнесе и наработанные связи с банками.
Информация о работе Применение японского опыта в российском менеджменте