Применение японского опыта в российском менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3
1 Теоретические аспекты моделей менеджмента
1.1 Менеджмент и модели………………………………………………………..4
1.2 Описание японской модели менеджмента…………………..........................7
2 Применение японского опыта в российском менеджменте
2.1Формирования российского менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента……………………………………………………………………..16
2.2 Проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения……………………………………………24
Заключение………………………….…………………………………………...28
Список используемой литературы.....………………………………………….30
Практическое задание…………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.docx

— 81.55 Кб (Скачать)

     Традиции  командной экономики явились  одной из важнейших причин неэффективности  советской системы. В настоящее  время дуализм русского менталитета, его противоречивость, перешли на качественно иной уровень. Наблюдается  новая волна роста индивидуализма, с одной стороны, и стирания общинных традиций, с другой. Однако дуализм  был и остается главной чертой отечественной ментальности. Это  и дает возможность определить его  место по отношению к американскому  и японскому менталитету. Если считать  американский индивидуализм и основанный на нем менеджмент одной крайней  точкой, а японский, базирующийся на психологии группизма, другой, то Россия с её двойственностью должна занимать промежуточное между этими двумя точками положение. Причем надо учитывать, что русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Исходя из этого, мы считаем, что основная тенденция становления русского менталитета – постепенное и неуклонное движение к индивидуализму в сторону американизированной ментальности и постепенное отклонение от Японского направления. Правильно это или нет – время покажет.

     

     Формирование  российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального  контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее  значение должно приобретать повышение  по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно  на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления надо как можно сильнее учитывать  деловые качества индивида, способность  его к восприятию нового, настойчивость. В крупных городах с развитой психологией индивидуализма все  чаще отношения строятся на практицизме, все больше проявляется стремление к обогащению. Система формирующегося российского менеджмента должна учитывать это, отличая и отмечая  лиц, у которых преобладает индивидуальная ментальность. Таким людям лучше  всего поручать индивидуальные участки  работы, где они могли бы проявить все свои способности и получать зарплату в соответствии с ними. Работников с коллективистской психологией  целесообразно использовать на участках, где применяются специфические, адекватные им методы управления, с  акцентом на коллективный труд, коллективную ответственность и контроль, использование  бригадной формы организации  труда и его оплаты и т.д. При  таком подходе можно осуществлять и целенаправленный отбор управляющих. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении  целей и задач управления и  твердостью, когда цель выбрана, в  неуклонном стремлении к ее достижению. Подобный тип руководителя, сочетающий в себе гибкость, приспособляемость  и огромные волевые качества придется формировать длительные годы. Специфической  чертой российского менеджмента  должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить  постепенный переход от жестких  управленческих решений к гибким. Сегодня жесткость является необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению. Российский менеджмент должен учитывать христианские традиции. Бердяев отмечал, что “ душа русского народа была сформирована православной церковью, она получила чисто религиозную формацию. Религиозная формация выработала некоторые устойчивые свойства, догматизм, аскетизм, способность нести страдание и жертвование во имя веры, устремленность к трансцендентному, которое относится то к вечности и иному миру, то к будущему, то к этому миру”. Стремление к богатству все больше пронизывает различные слои общества и является определяющим стимулом деятельности. Христианство в своей сущности нежелательно относится к жадности, власти “ желтого дьявола”. Отсюда еще одна черта русского менталитета: люди могут работать не столько ради денег, а для осуществления какой-либо общественной, политической или религиозной идеи. Энтузиазмом русского народа пользовались многие поколения советских руководителей. В то же время энтузиазм, возникший на основе какой-либо объединяющей национальной идеи, мог бы стать важнейшей составляющей выхода России из кризисной ситуации, дав толчок ее социально-экономическому развитию и в наши дни. Целесообразно вспомнить слова Тейлора: “ Искусство научного управления это эволюция, а не изобретение”. Однако и эволюция предполагает сознательный отбор. Поэтому мы можем добавить к высказыванию Тейлора следующее: “ ...искусство научного управления это эволюция и отбор оптимальных форм и методов менеджмента, отражающего в себе важнейшие специфические особенности национального менталитета” .

     В России слово "менеджмент" как  управление в условиях рыночной экономики  является новым термином, сущность которого отличается от традиционного  управления централизованной командно-административной системы, которая функционировала  в России весь советский период.

     Старая  парадигма управления в России в  течение 70 лет базировалась на марксистской идеологии экономического развития, которая характеризовалась следующими особенностями:

     1. Закрытостью хозяйственного комплекса  страны и ориентацией на народнохозяйственную  эффективность.

     2. Критерием на социальную ориентацию, на общественную собственность  и справедливое разделение по  результатам труда.

     3. Крайней политизацией, вызвавшей  монополизацию и концентрацию  производства.

     4. Централизацией и бюрократизацией  управления.

     В новой парадигме управления в  российском менеджменте развиваются  такие процессы, как:

     1. Интеграция хозяйства России в мировую экономику.

     2.  Формирование и функционирование рыночных хозяйственных субъектов как открытых систем.

     3.  Гибкое сочетание методов государственного управления и рыночного регулирования.

     4.  Использование рыночных и административных методов управления предприятиями различных направлений деятельности и форм собственности.

     Российское  предприятие, становясь самостоятельным  объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему  эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию  добиться конкурентоспособного и устойчивого  положения на рынке.

     По  сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии  и политики развития, поиск необходимых  материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.

     В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность  и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность  путем нововведений удовлетворять  потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость  проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции  в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные  с управлением персонала, который  в новых российских реалиях становится основным ресурсом.

     Менеджмент  на российских предприятиях предъявляет  высокие требования к профессионализму управленческого персонала и  стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость  использовать наработанные мировой  практикой менеджмента методы мотивации. Опыт пожизненного найма Японии вряд ли подойдет Российским предприятиям, по причине их не стабильности, но все  же на ряде крупных предприятий это  можно вполне реализовать, т.к. все  же люди пытаются удержаться в стабильно  работающих компаниях в которых есть возможность продвижения. Хотя порой продвинуться в профессиональном плане гораздо быстрее меняя одну работу на другую, с повышением должности или просто заработной платы. в качестве .

     Российский  опыт в области делового управления сводится только к использованию  методов планирования и контроля за исполнением планов.

     Российские  так называемые "новые коммерческие структуры" - пока не деловые, а чисто  спекулятивные предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в  условиях рынка, встречают множество  проблем и ограничений в области  окружающей среды их хозяйственной  деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации  нового для нашей страны типа, включающего  современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую устойчивость.

     Подход  с позиций человеческого фактора  для России, имеющей многолетний  опыт административно - бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен.

     Особенности российского менеджмента:

     - приоритеты в проблематике, акцепты  внимания и усилий;

     - инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления;

     - комплекс факторов, затрудняющих  и благоприятствующих укреплению  менеджмента в России:

     - культурная среда, особенности  общественного сознания, которые  невозможно

     изменить.

     Российский  менеджмент - творческое осмысление зарубежного  опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры. Проще  говоря, все у нас пока на стадии становления и мы пытаемся найти  среднее между Японской школой менеджмента  и Американской и ищем приемлемые методы из той и другой.  
 
 
 
 

2.2 Проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения

     Переход от административно-командной экономики к рыночной, с одной стороны, и специфика российской системы ценностей, российского менталитета, с другой, определили особенности российского менеджмента на современном этапе, в период после 1992 года выявлены реальное направление реформ экономики и управления, а также роль отдельных сфер хозяйствования общественно-активных групп и личностей. Различные темпы перестройки основных групп субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) - осложнили переходные процессы и их анализ.

     Для поведения руководителей в рамках благоприятной экономики характерно: сохранение рабочих мест, минимизация  потерь квалифицированных рабочих  при сокращении объемов производства и его диверсификации. Но бывает у нас случаи «подсиживания», когда  один человек чтобы продвинуться пытается всеми возможным способами  скинуть с должности, к которой  стремятся, человека, который там  работает. В результате существует вероятность потери кого-то из сотрудников. Данные методы в Японии не допустимы - вот этому принципу необходимо следовать и нашим людям.

     В рамках рациональной экономики это  жесткое распределение ресурсов внутри предприятия: борьба за рынки  сбыта, укрепление своих позиций  на рынке, проведение новой финансовой политики и изменение внутренней организации, - при усилении роли финансового  капитала над производственным и человеческим.

     Изменение поведения и целей трудового  коллектива в сторону более рационального  отношения к себе. Это, прежде всего, предложения, поступающие "снизу" и касающиеся более рационального  использования ресурсов, производства более выгодных и потребляемых рынком товаров.

     Акционерами из числа рабочих осознается дилемма, возникающая при требовании выплат дивидендов, повышение зарплаты, с  одной стороны, и дополнительный налог в форме выплат неработающим акционерам, с другой.

     Подобное  смешение происходит в силу до конца  не прошедшего разделения интересов  менеджмента и рабочих. Там где  разделение произошло, контроль становится менеджерским, а работники превращаются в элемент издержек в деятельности предприятия.

     С другой стороны, можно отметить увеличение числа переподготовленных работников, неконфликтное решение вопросов увольнения, сокращение производственного  и административно-управленческого персонала. Активная роль рабочих - акционеров проявилась и облегчила смену менеджерской команды на предприятии.

     Плохое  качество продукции, вот еще одна из наших проблем, которая не позволяет  по большому счету выходить нам на мировой рынок. Весь наш экспорт  состоит только из сырья, по причине  большого его наличия. Но оно то со временем заканчивается. А товаров, свободно конкурирующих на мировом рынке, по-прежнему, нет. Так вот опыт необходимо перенимать  в части качества продукции. Контроль за которым в Японии отработан от и до.

     Российские  менеджеры в начале переходного  периода ориентировались на управление с позиций рационального использования  всех внутренних ресурсов и опирались  на работников - собственников этого  предприятия (владельцев крупных пакетов  акций). В настоящее время акценты  изменились, и управление добровольно  идет на увеличение доли акций, принадлежащих  внешним владельцам. Иными словами, сдвиг произошел от "закрытого" управления в сторону "открытого". При этом доля "внешних" владельцев акции часто расширяется в  целях привлечения инвесторов для  реконструкции производства, его  перепрофилирования и диверсификации. Прослеживаются и тенденции добровольного  уменьшения "цены" за переход под "внешнее" управление. Речь идет об уступке менеджерами части своей  власти "внешним" управлениям  взамен на гарантированное владение определенной долей акций.

     Формирование  этой категории управленцев происходило  по двум направленным. С одной стороны, это работники, которые воспользовались  экономической свободой и построили  сами свой бизнес. Начальной стадией  практически у всех было создание малых предприятий. Как правило, это высокообразованные молодые  люди (25-40 лет), способные к быстрой  переориентации, хорошие организаторы, желающие и умеющие много работать для достижения своей цели. Менеджеров этой категории характеризует быстрое  восприятие норм экономического поведения  их "зарубежных" коллег, умение комплексно видеть и решать проблемы своего бизнеса, быстрое освоение методов выстраивания деловых, партнерских отношений  с "зарубежными" коллегами. При  этом ранее эти люди, как правило, не имели опыта руководителей  работы, хозяйственными объектами, крупными производственными коллективами, так  как не проходили школы экономического взаимодействия административно-командной  экономики.

     С другой стороны, - руководители крупных  предприятий, управленческий опыт которых  сложился в административно-командной  экономике, но вынужденные осуществлять управление в рыночных условиях, на своем опыте. "Ошибки" в таком  обучении приобретают большую цену для предприятия. Более того, иная качественная определенность управления в рыночной экономике во многом определила небольшой удельный вес успешных руководителей. Это руководители уже старшего поколения (50-65 лет) на смену им приходят более, молодые (30-40 лет), имеющие опыт руководящей работы на данном предприятии. К ним относятся работники, ушедшие со своих должностей и пробовавшие строить свой самостоятельный бизнес. Эту категорию работников объединяет опыт самостоятельного управления бизнесом в условиях рынка. Иными словами, на должности первых руководителей крупных предприятий приходят работники данного предприятия. Работа по Японскому принципу – люди хотят работать. И поэтому у новых менеджеров в России важную роль играет стремление к самовыражению, они пытаются достичь тех целей, которые перед собой поставили. Они приносят с собой опыт рыночного менеджмента, свои капиталы, накопленные в частном бизнесе и наработанные связи с банками.

Информация о работе Применение японского опыта в российском менеджменте