Применение японского опыта в российском менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3
1 Теоретические аспекты моделей менеджмента
1.1 Менеджмент и модели………………………………………………………..4
1.2 Описание японской модели менеджмента…………………..........................7
2 Применение японского опыта в российском менеджменте
2.1Формирования российского менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента……………………………………………………………………..16
2.2 Проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения……………………………………………24
Заключение………………………….…………………………………………...28
Список используемой литературы.....………………………………………….30
Практическое задание…………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.docx

— 81.55 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………... 3

1 Теоретические  аспекты моделей менеджмента

1.1 Менеджмент  и модели………………………………………………………..4

1.2 Описание японской  модели менеджмента…………………..........................7

2 Применение  японского опыта в российском  менеджменте

2.1Формирования  российского менеджмента на основе  зарубежных школ менеджмента……………………………………………………………………..16

2.2 Проблемы менеджмента  в России и возможность использования  японского опыта для их устранения……………………………………………24

Заключение………………………….…………………………………………...28

Список используемой литературы.....………………………………………….30

Практическое  задание…………………………………………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Общей теории менеджмента, пригодной для  всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы  менеджмента со своими неповторимыми  особенностями, поскольку учитывают  определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система  менеджмента признана наиболее эффективной  во всем мире и главная причина  ее успеха – умение работать с людьми.             

     В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам  управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило  ей занять лидирующее положение в  мире.

     Японская  система управления развивалась  частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой  войны, частично – как реакция  на необходимость борьбы с бедностью  и разрухой после войны.            

     Японский  менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.

     Японская  модель менеджмента основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и  менеджеры одна семья. Компании, которым  удалось это сделать, достигли наибольшего  успеха. Менеджмент в Японии, как  и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно  связан с общественно-экономическим  укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских.

     Японский  менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические  рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед  коллективом, что в японском менталитете  почти тождественно чувству стыда.

     Чем отличается японский метод управления от  методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Вот ключевая тема данной курсовой работы. Прежде всего, своей направленностью: основным  предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. 

     1 Теоретические аспекты моделей менеджмента

     Менеджмент  – совокупность методов, принципов, средств и форм управления хозяйственными организациями с целью повышения  эффективности их работы.

     1.1 Менеджмент и модели

     Требуемые для эффективного управления организацией навыки и умения необходимы не только профессиональной группе людей, которые  называются менеджерами. Менеджмент как  общечеловеческая деятельность распространяется на различные сферы деятельности. Отмечено, что «всеобщий человеческий процесс» включает в себя пять отдельных, но взаимосвязанных элементов:

     ·         решение о постановке цели и планирование деятельности по ее достижению

     ·         распределение времени и действий, необходимых для решения задач

     ·         мотивация и пробуждение к действиям

     ·         координация отдельных, но взаимосвязанных действий

     ·         осуществление контроля над тем, что сделано, чтобы убедиться, что результаты соответствуют намеченным планам

     В фундаментальном смысле «менеджмент» – это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом  большинства видов труда, даже если в отношении них данный термин не употребляется. По различным причинам и разными способами произошло  обособление управления в функцию  специалистов или особую профессию. Степень и форма данного разделения труда непостоянны: в современных  организациях распространенной практикой  является объединение непосредственно  труда и менеджмента.

     По  мере роста организации менеджмент разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация  управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается  иерархия менеджмента. Обычно выделяют:

     ·         функциональные – ответственность за отдельные элементы деятельности организации (управление персоналом, исследованиями, маркетингом, производством)

     ·         генеральные – возглавление подразделений организации, ответственность за общую деятельность

     ·         линейные – выполнение функций, напрямую связанных с производством или поставкой продуктов или услуг потребителю

     ·         аппаратные – исполнение непроизводственных функций деятельности предприятия, таких как финансы, персонал, закупки или правовые вопросы

     Менеджмент  осуществляется в потоке исторических событий, что предполагает признание  равного воздействия на него прошлого, настоящего и будущего. Прошлое оказывает  влияние на все специальные функции  управления. На повседневном уровне менеджмент имеет дело с настоящем, с необходимостью интеграции ресурсов, с координацией различных видов деятельности, с мониторингом текущей ситуации, с выявлением проблем, с производством. Решение оперативных вопросов может включать в себя проверку поставок, техническую деятельность с ресурсами или работу с требованиями потребителей.

     Менеджмент  предполагает прогнозирование. Насколько  бы ни была благоприятна ситуация в  настоящем, насколько эффективно ни было бы текущее производство, менеджеры  должны внимательно следить за событиями  во внешнем мире и пытаться заглянуть  в будущее. Это предполагает проверку существующих систем и их постоянное совершенствование, анализ изменений  внешней среды и их воздействия  на текущую деятельность.

     Модель  – упрощенное отражение реального  бытия. Она помогает нам осознать его сложность и предлагает альтернативные точки зрения на изучаемый вопрос. Ни одна модель не предлагает полного  решения, поэтому менеджерам-практикам  полезно научится совмещать их, используя  все самое ценное. Например, конкурирующей  на мировом рынке компании необходимы высокое качество продукции, гибкость производства и низкие издержки, поэтому  ее прежде всего интересуют модели эффективной организации процесса производства с технической точки зрения. Ее руководители также заинтересованы в моделях поведения человека на работе, которые показывают ограничения упрощения рабочих операций и их негативное воздействие (уменьшение гибкости, снижение качества продукции) на сотрудников в долгосрочном периоде.

     Управленческие  модели прямым или косвенным образом  направляют действия менеджеров; для  того, чтобы получить представление  об их природе, необходимо познакомиться  с максимально широким кругом возможных точек зрения и вкладом  каждой из них в процесс менеджмента.             

     Моделирование позволяет нам анализировать  действительность с помощью формального  выделения основных переменных, предлагая  возможные взаимосвязи и предсказывая вероятные результаты изменения. Модели помогают нам понять сложность реальной жизни и не игнорировать ее, а взять в «союзники». Чарльз Хэнди отметил, что теории: «Помогают объяснить прошлое, которое в свою очередь помогает понять настоящее, предсказать будущее, что позволяет повлиять на него и навести в нем относительный порядок.

     Многие  из тех, кто начинает систематическое  изучение менеджмента, поначалу испытывают немалые затруднения (особенно если раньше они изучали физические или  естественные науки, в которых феноменами управляют четкие законы, позволяющие  в определенных обстоятельствах  с большей точностью предсказать  взаимосвязи между причинами  и следствиями). Менеджмент же далек  от определенности. Одна из причин –  весьма большое число переменных, определяющих положение и развитие организации.

     Впрочем, и у естественнонаучных феноменов  можно выделить множество переменных. Различие менеджмента и естественных наук состоит в проблемах с  получением объективных, точных данных.

     Использование при обсуждении некоего феномена различных моделей дает возможность  рассмотреть разные теоретические  подходы, что позволяет расширить  горизонты анализа. Некоторые модели представляют организации как некие  механизмы, другие – как арену  политических баталий, третьи – как  карьерную лестницу. Образы и метафоры, которые используют исследователи, непосредственно влияют на оценку проблем, которые они изучают, и на рассматриваемые  переменные.

     Различие  метафор – один из источников несовместимых  результатов исследований менеджмента.

     Исследователи разрабатывают модели и теории в  ответ на определенные обстоятельства. В конце XIX в. предложение квалифицированного труда был ограниченно, а неквалифицированный, напротив, был в избытке, управленцы же стремились установить контроль как над тем, так и над другим. Проблема фабричного менеджмента заключалась в его способности контролировать большое число имеющихся ограниченный производственный опыт наемных рабочих. В ответ на потребности «командиров производства», стремившихся в ответ на растущий спрос увеличить объем предложения, появлялись первые теории о методах производства, авторы которых были заняты поиском способов упрощения задач, стоявших перед рабочими, редукции сложного труда к простому, что позволяло расширить использование малоквалифицированной рабочей силы.

     Сегодня основной проблемой менеджмента  можно считать вопрос об организации  гибкого производства, способного удовлетворить  спрос на быстро изменяющихся рынках, а значит, руководителей прежде всего интересуют модели, которые предлагают способы максимально эластичной организации деятельности. Современные теории отражают этот интерес, предлагая организациям различные способы выживания в высоко турбулентном и конкурентном мире, акцентируя внимание руководства компаний на гибкости производства, качестве товаров и услуг и низких издержках. 

     1.2 Описание японской модели менеджмента 

     Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая  поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности.

     Руководители  японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных  ими теории и методов американского  управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный  опыт к новым условиям, но и извлечь  полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития.

     В результате основные черты японской системы управления определяет ряд  концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и  процесс коллективного принятия решений.

     Японское  общество однородно и пронизано  духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность - как  индивидуальность  части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями Э. Майо, который показал, что работа есть групповая деятельность.

     Вопрос  о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы  на них можно было опереться в  условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что  даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при  этом традиционные  методы управления не забываются.

Информация о работе Применение японского опыта в российском менеджменте