Применение системного подхода в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей применения системного подхода в менеджменте.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
изучить возникновение и этапы развития системного подхода в теории менеджмента;
исследовать особенности системного подхода в рамках муниципального управления;
изучить практику применения системного подхода при принятии управленческих решений в Департаменте муниципальной собственности Администрации Петропавловск Камчатского городского округа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В
МЕНЕДЖМЕНТЕ ………………………………………………………..
6
1.1 Возникновение и развитие системного подхода в менеджменте.
Современное понимание системного подхода и его специфика 6
1.2 Основные признаки системности и системные концепции 13
1.3 Муниципальное управление как вид управленческой
деятельности: особенности и характерные черты …………………
25
2 ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ
МЕНЕДЖМЕНТЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ……………………

28
2.1 Особенности процесса управления и принятия решений на
муниципальном уровне ……………………………………………….
28
2.2 Общая характеристика и организационно-функциональная
структура Департамента муниципальной собственности
Администрации Петропавловск Камчатского городского округа
30
2.3 Практика применения системного подхода в работе
Департамента муниципальной собственности Администрации
Петропавловск Камчатского городского округа: процесс
принятия управленческих решений ………………………………..

37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

теория управления сист подход 04056.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

    Департамент имеет исключительное право:12

  • проводить приватизацию муниципального имущества, находящегося на территории городского округа, в том числе и муниципальных земельных участков, включая решение вопросов о способах, сроках и формах приватизации конкретных объектов в пределах, установленных законодательством и местной программой приватизации;
  • проводить приватизацию объектов муниципального жилищного фонда;
  • оформлять договоры аренды муниципального имущества, включая земельные участки и объекты жилищного фонда;
  • распоряжаться муниципальным имуществом путем закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, передачи в безвозмездное пользование на договорной основе;
  • принимать решения о сдаче в залог муниципального имущества в пределах своей компетенции и исходя из интересов собственника;
  • в установленном порядке создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные предприятия;
  • оформлять решения о внесении имущественных вкладов, являющихся муниципальной собственностью, в уставные капиталы организаций любой организационно-правовой формы в соответствии с действующим законодательством и поручениями собственника;
  • осуществлять регулирование деятельности по размещению наружной рекламы на территории города.

    В соответствии с Положением, Департамент  муниципальной собственности обладает полномочиями в соответствии со сферами  своей деятельности.

    Департамент возглавляет директор, который по должности является заместителем мэра города.

    Директор  Департамента назначается на должность и освобождается от нее мэром города в соответствии с действующим законодательством. Директор несет ответственность за деятельность Департамента в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.

    Директор  Департамента осуществляет руководство Департаментом на основе единоначалия:

  • действует без доверенности от имени Департамента, представляет его во всех органах власти и организациях;
  • издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми муниципальными предприятиями, муниципальными учреждениями и организациями, районными администрациями города по вопросам, входящим в компетенцию Департамента в соответствии с Положением;
  • издает приказы и распоряжения во исполнение распорядительных актов мэра города и законодательных актов РФ;
  • определяет компетенцию своего заместителя;
  • назначает и освобождает от должности в соответствии с трудовым законодательством РФ работников Департамента;
  • определяет структуру и штатное расписание в пределах средств, утвержденных на содержание Департамента;
  • распоряжается в соответствии с действующим законодательством имуществом и средствами Департамента;
  • осуществляет контроль за действиями подчиненных ему служб, утверждает должностные инструкции руководителей служб и специалистов Департамента, положения о структурных подразделениях Департамента;
  • принимает к работникам Департамента меры поощрения и налагает на них взыскания в соответствии с действующим законодательством;
  • открывает и закрывает в банках расчетные и иные счета; совершает по ним операции, подписывает финансовые документы;
  • обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины.

    Структурные подразделения – отделы департамента возглавляют заместители директора  по соответствующим вопросам (Приложение 2).

    Таким образом, автор представил организационно-функциональную структуру Департамента муниципальной собственности, его функции, полномочия и руководство. 

    3.2 Практика применения  системного подхода  в работе Департамента 

          муниципальной собственности Администрации Петропавловск

          Камчатского городского  округа: процесс принятия управленческих

          решений

    Итак, деятельности Департамента по подготовке и реализации управленческих решений  рассматривается по этапам управленческого  цикла. Выделяют три последовательных этапа:

  1. вход – формирование решения;
  2. реализация;
  3. выход – оценка результатов и внесение коррекции (с учетом достигнутого результата).

    На  каждом этапе решаются специфические  задачи и действуют, в соответствии со своей компетенцией, различные  субъекты местного самоуправления. Рассмотрим эти элементы более подробно.

    На  первом этапе  происходит формулировка актуальных целей и задач –  это конкретизированные подцели, зависящие от осуществляемой стратегии управления (развитие или сохранение). Чем более эффективно организован мониторинг, тем более детальным и объективным будет перечень актуальных целей и задач будущего решения.

    Основным  содержанием этого этапа является выбор приоритетов, которые лягут в основу формирования решения. Это процесс, в результате которого должен быть достигнут компромисс между широким кругом потребностей (перечень актуальных целей) и реальными возможностями местного сообщества, ограниченными наличными ресурсами.

    Следующим шагом является определение необходимых  ресурсов (и их источников) для осуществления всех запланированных мероприятий.  Количество ресурсов (с надежными источниками) должно соответствовать потребностям, иначе ее осуществление станет под угрозу или  возникнет ситуация разрушения ее целостности. На этапе реализации («на что хватило»). Если все же остались «незакрытые» дефициты, то разумнее пересмотреть решения еще на этапе формирования, так как могут найтись более экономные решения, не разрушающие ее целостность.

    На  этапе реализации на первый план выходит  сфера технологических решений и практических действий.

    Задачи  по реализации сводятся к выбору максимально эффективных (экономичных и результативных) способов и форм исполнения решения. Это происходит при последовательном решении следующих задач.

    Определение способов реализации, форм, методов, параметров, контроля качества. Осуществление любого принятого решения всегда предполагает различные альтернативные варианты. Это касается, прежде всего, способов решения поставленных задач, а после их определения – выбора форм и методов. Очень важным аспектом является организация  эффективного контроля за достижением результатов. Это означает необходимость определения не только количественных показателей, но и качественных параметров эффективности деятельности. наличие таких параметров позволяет контролировать адекватность выбранных технологий достижения целей и корректировать их еще в процессе реализации, что приводит к существенной экономии ресурсов и более полной реализации поставленных целей.

    Очень важен выбор исполнителей. Исполнителями  решений (в соответствии с выбранными методами и формами, а также требованиями к качеству и количеству результата деятельности) могут быть не только муниципальные предприятия, но и некоммерческие и коммерческие структуры.

    Выделение ресурсов – любая деятельность при любом решении об исполнителях, требует ресурсов (финансовых, материально-технических, людских, организационных или информационных). Решение без адекватного ресурсного обеспечения никогда не может быть реализовано.

    Контролинг  – реализация управленческих решений нуждается в систематическом контроле, так как очень нелегко точно определить конечные результаты, и слишком дорого обходятся неверные решения. Проведение контролинга дает возможность скорректировать реализацию «по ходу», если такая необходимость назрела, не дожидаясь негативных последствий ошибочных решений.

    Завершающий этап – оценка эффективности. По нашему мнению технологии и формы первого этапа сохраняют свою актуальность и для. Завершающего. Специфика проявляется только в содержании деятельности определяемом решением  задач оценки эффективности.

    Задачи  завершающего этапа предполагают:

  • подведение итогов (принятие результатов) реализации решений;
  • оценку количественных и качественных результатов в соответствии с  ранее определенными критериями;
  • оценку эффективности через изучение достигнутых изменений состояния объекта. Получение информации об этих изменениях требует специальных действий или является результатом хорошо отлаженной системы мониторинга;
  • обсуждение результатов. Информация о результатах должна быть обсуждена всеми заинтересованными субъектами, так как это касается практически каждого  гражданина данного муниципального образования. Это обсуждение может быть организовано в самых разных формах, в том числе и через средства массовой информации. Чем шире будет круг участников общественных дискуссий по результатам социальной политики, тем более объективной будет ее оценка, что даст возможность внести коррекцию в соответствии потребностям и ожиданиям большого числа жителей;
  • формирование предложений по корректировке.

    Таким образом, в третьей главе исследования автор изучил возможности применений системного подхода в практике работы органов местного самоуправления, а  именно – Департамента муниципальной  собственности администрации Петропавловск Камчатского городского округа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие  общие выводы и заключения:

    Итак, в первой главе исследования автор  изучил эволюцию развития системного подхода в менеджменте, современное состояние системного подхода и его отличия от традиционного.

    Автор выявил следующие черты системного подхода:

  1. Системный подход - форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
  2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - <собственный> уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - <вышестоящий> уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - <нижестоящий> уровень.
  3. Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

    Таким образом, системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

    Исходя  из того, что в практической части  работы автор рассматривает особенности  применения системного подхода в  социальной организации – одном  из структурных подразделений муниципальной администрации, автор счел необходимым также кратко остановиться на использовании системного подхода в муниципальном менеджменте, выявив особенности муниципального управления, специфику принятия решений в муниципальном менеджменте и т.д.

    Во второй главе исследования автор изучил возможности применений системного подхода в практике работы органов местного самоуправления, а именно – Департамента муниципальной собственности администрации Петропавловск Камчатского городского округа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Регламент Департамента муниципальной собственности администрации  администрации Петропавловск Камчатского городского округа. // Текущее делопроизводство Департамента муниципальной собственности администрации Петропавловск Камчатского городского округа, 2011.
Положение о  Департаменте муниципальной собственности  администрации Петропавловск Камчатского городского округа. // Текущее делопроизводство Департамента муниципальной собственности администрации Петропавловск Камчатского городского округа, 2011
Бирман, Л.А. Управленческие решения. Учебное пособие. /Л.А. Бирман–  М.: Дело, 2004. – 208с
Большаков, А.С. Менеджмент. Учебное пособие / А.С. Большаков.- СПб.: Питер, 2000. – 342 с.
Гапоненко, А.Л., Панкрухин, А.Л. Теория управления: Учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А. Л. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 558 с.
Глухов, В.В. Менеджмент: Учебник. / В.В. Глухов – СПб.: Спецлит, 2007.- 346с.
Граждан, В.Д. Теория управления: Учебное пособие /В.Д. Граждан.- М.: Гардараки, 2005. – 416 с.
Зотов, В.Б. Система  муниципального управления. Учебник  для вузов. / под ред. В.Б. Зотова. –  СПб.: Питер, 2005. – 493с.
Иванов, В.В. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие /В.В. Иванов, А.Н. Коробкова. – М. – ИНФРА-М, 2002. – 437с.
 
Кнышова, Е.Н. Менеджмент: учебное пособие. /Е.Н. Кнышова – М.: ИНФРА-М, 2008. – 304с.
Куксов, А. Планирование деятельности предприятия /А. Куксов // Экономист. – 2002. - № 6. – С. 61-67.
Лафта, Дж. К. Управленческие решения. Учебное пособие. /Дж. К. Лафта – М.Благовест-В, 2004. – 304с.
Максимцов, М.М., Игнатьева, А.В., Комаров, М.А. Менеджмент. Учебник для вузов. /под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки  и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 343с.
Морозова, Т.Г. Прогнозирование  и планирование в условиях  рынка /под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 318с.
Новицкий, Н.В. Менеджмент организации. Учебное пособие. Н.В. Новицкий – М.: Дело, 2008. - 376 с.
Переверзев, М.П., Шайденко, Н.А., Басовский, Л.Е. Менеджмент. Учебник/под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 388с.
Румянцева, З.П. Современный менеджмент (курс кафедры теории организации и управления ГАУ) /З.П. Румянцева // Российский экономический журнал. - 2008. - № 4. – С.37-50
Румянцева, З.П., Саломатина, Н.А., Акбердин, Р.З. Менеджмент организации. Учебное пособие. / З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З.Акбердин. - М.: ИНФРА-М, 2005. -487с.
Семенова, И.И. История  менеджмента: Учебное пособие для  вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
Смирнов, Э.А. Разработка управленческих решений. Учебник для  вузов. /Э.А. Смирнов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 271с.
Солдатова, И.Ю., Чернышов, Ю.А. Менеджмент: Учебное пособие  для студентов вузов / под ред. И.Ю. Солдатовой, Ю.А. Чернышова – Ростов-н/Д, 2002. – 532с. 
Чудновская, С.Н. История менеджмента. Учебник для  вузов. /С.Н. Чудновская – СПб.: Питер, 2004. – 239с.
Шипунов, В. Г., Кишкель, Е.Н.  Основы управленческой деятельности. Учебник. /В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель - М.: Высшая школа, 2001. – 304с.
Ширенбек, Х. Экономика предприятия: учебник для вузов./ пер.с нем. под общ. ред. И.П.Бойко. – СПб.: Питер, 2005 – 784с.

Информация о работе Применение системного подхода в менеджменте