Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:29, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей применения системного подхода в менеджменте.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
изучить возникновение и этапы развития системного подхода в теории менеджмента;
исследовать особенности системного подхода в рамках муниципального управления;
изучить практику применения системного подхода при принятии управленческих решений в Департаменте муниципальной собственности Администрации Петропавловск Камчатского городского округа.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В
МЕНЕДЖМЕНТЕ ………………………………………………………..
6
1.1 Возникновение и развитие системного подхода в менеджменте.
Современное понимание системного подхода и его специфика 6
1.2 Основные признаки системности и системные концепции 13
1.3 Муниципальное управление как вид управленческой
деятельности: особенности и характерные черты …………………
25
2 ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ
МЕНЕДЖМЕНТЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ……………………
28
2.1 Особенности процесса управления и принятия решений на
муниципальном уровне ……………………………………………….
28
2.2 Общая характеристика и организационно-функциональная
структура Департамента муниципальной собственности
Администрации Петропавловск Камчатского городского округа
30
2.3 Практика применения системного подхода в работе
Департамента муниципальной собственности Администрации
Петропавловск Камчатского городского округа: процесс
принятия управленческих решений ………………………………..
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………..
К
числу внешних факторов, на которые
организация вынуждена
Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все чаще становится глобальным занятием, требуется все больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. Характеристики внешней среды можно представить следующим образом:
На диаграмме представлены факторы и переменные внешней и внутренней среды организации.
Рисунок 1.3.3 - Факторы внешней и внутренней среды организации
Таким образом, можно выделить следующие признаки системности:
1.3 Муниципальное управление как вид управленческой
деятельности: особенности и характерные черты
Муниципальное управление как специфический вид управленческой деятельности начало формироваться в России вместе с возрождением и становлением местного самоуправления
Характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:7
Систему муниципального управления удобно представить в виде схемы (Приложение 1)
Перечисленными
характерными чертами муниципального
управления как вида управленческой
деятельности обусловлены его особенности,
отличающие его от производственного
(корпоративного) менеджмента, а также
от менеджмента в сфере государственного
управления. Они связаны с самим характером
муниципальной деятельности, ориентированной
на удовлетворение потребностей населения
в различных услугах, обустройство территории,
создание условий для воспроизводства
и развития самого человека. В этом смысле
муниципальное управление можно рассматривать
как вид социального менеджмента:
Рисунок 1.3.1
– Особенности муниципального менеджмента8
В этом смысле местное сообщество в определенной степени можно сравнить с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. Иногда говорят о местном сообществе как о «социальной корпорации» жителей.
В качестве автор предлагает привести сходства и различия между акционерным обществом и муниципальным образованием:
Таблица 1.3.1 – Базовые характеристики муниципального образования и акционерного общества
|
Акционерное общество |
|
Участники | Акционеры | Жители |
Характер участия | Добровольный | Обусловлен местом проживания |
Общий интерес (цель) участия | Дивиденд | Общественные
блага (среда обитания, муниципальные
услуги) |
Способ достижения цели | Развитие АО, получение прибыли | Социально-экономическое
развитие муниципального образования |
Экономическая основа деятельности | Уставный капитал | Муниципальная собственность |
Формирование экономической основы | Приобретение акций | Выделение из состава государственной собственности, последующее наращивание |
Финансирование текущей деятельности и развития | Самофинансирование | Налоги и сборы, рентные платежи, платные услуги, средства государственной поддержки |
Форма участия в управлении | Собрание акционеров | Выборы, референдумы, другие формы прямого участия граждан |
Способ принятия основных решений | Пропорционально числу акций | Один человек – один голос |
Орган, определяющий политику | Совет директоров | Совет депутатов |
Исполнительный орган | Дирекция | Администрация |
Руководитель исполнительного органа | Генеральный директор | Глава администрации |
Общий вывод состоит в том, что муниципальное управление является более сложным и более рискованным занятием, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом ее виде нет такой глобальной зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления. За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.
Таким
образом, в первом разделе исследования
автор изучил эволюцию развития системного
подхода в менеджменте, современное
состояние системного подхода и
его отличия от традиционного, а
также кратко описал особенности использования
системного подхода в муниципальном менеджменте.
2 ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ
МЕНЕДЖМЕНТЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ).
2.1 Особенности процесса управления и принятия решений на
муниципальном уровне
Особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей муниципального образования как объекта управления, а также муниципального управления как вида управленческой деятельности.
С точки зрения возможностей воздействия субъекта на объект управления необходимо разделить характеристики муниципального образования, на устойчивые, изменение которых в процессе управления затруднено, и изменяемые, восприимчивые к управляющим воздействиям.
Рисунок 2.1.1 – Характеристики муниципального образования по восприятию управляющих воздействий9
Устойчивые характеристики муниципального образования как объекта управления интересны тем, что их модификация приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение взаимоотношений между объектом и субъектом управления. Поэтому процесс муниципального управления осуществляется главным образом через воздействие на изменяемые! характеристики муниципального образования.
Например,
повышая квалификацию трудовых ресурсов
или совершенствуя систему
Процесс муниципального управления, как и всякий управленческий процесс включает изучение и анализ исходной ситуации, планирование, координацию разработку, принятие и реализацию управленческих решений, контроль их осуществления. Он тесно связан с организацией деятельности самой муниципальной власти. Здесь представляется целесообразным осветить лишь общие принципы принятия и реализации управленческих решений в системе муниципального управления, обусловленные его спецификой:10
Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и более эффективный контроль их исполнения. И наоборот, нарушение рассмотренных принципов приводит к сбоям в системе муниципального управления, порождая конфликты между ветвями муниципальной власти, недовольство граждан, и в конечном итоге обходится дороже, чем их соблюдение.
Таким
образом, мы рассмотрели особенности
муниципального управления с позиции
системного подхода и можем перейти к
изучению практики его применения на конкретном
примере – Департамента муниципальной
собственности Администрации города Хабаровска
2.2 Общая характеристика и организационно-функциональная
структура Департамента муниципальной собственности
Администрации Петропавловск Камчатского городского округа
Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования играют первостепенную роль в муниципальной экономике.
Рисунок 3.1.1 – Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования
Включение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управления в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому развитию муниципального образования. Из всего этого и вытекает потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах. Чем больше услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется.
Департамент имеется структуру, обуславливающую его функции и полномочия в сфере управления муниципальной собственностью.
Департамент
муниципальной собственности
Департамент осуществляет следующие функции:11
Информация о работе Применение системного подхода в менеджменте