Применение системного подхода в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей применения системного подхода в менеджменте.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
изучить возникновение и этапы развития системного подхода в теории менеджмента;
исследовать особенности системного подхода в рамках муниципального управления;
изучить практику применения системного подхода при принятии управленческих решений в Департаменте муниципальной собственности Администрации Петропавловск Камчатского городского округа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В
МЕНЕДЖМЕНТЕ ………………………………………………………..
6
1.1 Возникновение и развитие системного подхода в менеджменте.
Современное понимание системного подхода и его специфика 6
1.2 Основные признаки системности и системные концепции 13
1.3 Муниципальное управление как вид управленческой
деятельности: особенности и характерные черты …………………
25
2 ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ
МЕНЕДЖМЕНТЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ……………………

28
2.1 Особенности процесса управления и принятия решений на
муниципальном уровне ……………………………………………….
28
2.2 Общая характеристика и организационно-функциональная
структура Департамента муниципальной собственности
Администрации Петропавловск Камчатского городского округа
30
2.3 Практика применения системного подхода в работе
Департамента муниципальной собственности Администрации
Петропавловск Камчатского городского округа: процесс
принятия управленческих решений ………………………………..

37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

теория управления сист подход 04056.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

    К числу внешних факторов, на которые  организация вынуждена реагировать, могут быть отнесены государственные  постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты, быстрые технологические изменения и т.д. Для каждой организации число и разнообразие внешних факторов различны.

    Неопределенность  внешней среды является функцией количества информации, которой располагает  организация (или лицо) по поводу конкретного  фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все чаще становится глобальным занятием, требуется все больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. Характеристики внешней среды можно представить следующим образом:

  1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
  2. Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию.
  3. Подвижность: относительная скорость изменения среды.
  4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и неуверенность в ее точности.

    На  диаграмме представлены факторы  и переменные внешней и внутренней среды организации.

    Рисунок 1.3.3 - Факторы внешней и внутренней среды организации 

    Таким образом, можно выделить следующие  признаки системности:

  1. структурированность (возможность выделить части);
  2. взаимосвязанность;
  3. целенаправленность (без цели система не существует

    1.3 Муниципальное управление как вид управленческой

          деятельности: особенности и характерные черты

    Муниципальное управление как специфический вид управленческой деятельности начало формироваться в России вместе с возрождением и становлением местного самоуправления

    Характерными  чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:7

  • опора на философию и базовые принципы местного самоуправления;
  • объект управления – локальная территория и происходящие на ней социально-экономические процессы;
  • наличие двух субъектов управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества.

    Систему муниципального управления удобно представить  в виде схемы (Приложение 1)

    Перечисленными  характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности обусловлены его особенности, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления. Они связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, обустройство территории, создание условий для воспроизводства и развития самого человека. В этом смысле муниципальное управление можно рассматривать как вид социального менеджмента: 
 
 
 

     Рисунок 1.3.1 – Особенности муниципального менеджмента8 

    

    

    

    

      

      
 

    В этом смысле местное сообщество в  определенной степени можно сравнить с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. Иногда говорят о местном сообществе как о «социальной корпорации» жителей.

    В качестве автор предлагает привести сходства и различия между акционерным обществом и муниципальным образованием:

    Таблица 1.3.1 – Базовые характеристики муниципального образования и акционерного общества

    Показатели
Акционерное общество
    Муниципальное образование           |
Участники Акционеры Жители                                             
Характер  участия Добровольный Обусловлен  местом проживания           
Общий интерес (цель) участия Дивиденд Общественные  блага (среда обитания, муниципальные услуги)                         
Способ  достижения цели Развитие АО, получение прибыли Социально-экономическое  развитие муниципального образования                      
Экономическая основа деятельности Уставный капитал Муниципальная собственность             
Формирование  экономической основы Приобретение  акций Выделение из состава  государственной собственности, последующее  наращивание 
Финансирование  текущей деятельности и развития Самофинансирование Налоги и  сборы, рентные платежи, платные услуги, средства государственной поддержки
Форма участия в управлении Собрание акционеров Выборы, референдумы, другие формы прямого участия граждан
Способ  принятия основных решений Пропорционально числу акций Один человек – один голос
Орган, определяющий политику Совет директоров Совет депутатов
Исполнительный  орган Дирекция Администрация
Руководитель  исполнительного органа Генеральный директор Глава администрации
 

    Общий вывод состоит в том, что муниципальное  управление является более сложным и более рискованным занятием, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом ее виде нет такой глобальной зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления. За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.

    Таким образом, в первом разделе исследования автор изучил эволюцию развития системного подхода в менеджменте, современное  состояние системного подхода и  его отличия от традиционного, а также кратко описал особенности использования системного подхода в муниципальном менеджменте.  
 
 
 
 

    2 ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

       СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ

       МЕНЕДЖМЕНТЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА

       МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ

        ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ).  

    2.1 Особенности процесса управления и принятия решений на

           муниципальном уровне

    Особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей муниципального образования  как объекта управления, а также муниципального управления как вида управленческой деятельности.

    С точки зрения возможностей воздействия  субъекта на объект управления необходимо разделить характеристики муниципального образования, на устойчивые, изменение которых в процессе управления затруднено, и изменяемые, восприимчивые к управляющим воздействиям.

    Рисунок 2.1.1 – Характеристики муниципального образования по восприятию управляющих воздействий9

      

    

      

    

    

    

    

    

    

    

    Устойчивые  характеристики муниципального образования как объекта управления интересны тем, что их модификация приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение взаимоотношений между объектом и субъектом управления. Поэтому процесс муниципального управления осуществляется главным образом через воздействие на изменяемые! характеристики муниципального образования.

    Например, повышая квалификацию трудовых ресурсов или совершенствуя систему взаимоотношений  органов местного самоуправления с  хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества, можно добиться существенного улучшения социально-экономической ситуации.

    Процесс муниципального управления, как и  всякий управленческий процесс включает изучение и анализ исходной ситуации, планирование, координацию разработку, принятие и реализацию управленческих решений, контроль их осуществления. Он тесно связан с организацией деятельности самой муниципальной власти. Здесь представляется целесообразным осветить лишь общие принципы принятия и реализации управленческих решений в системе муниципального управления, обусловленные его спецификой:10

  • необходимость изучения мнения различных слоев местного сообщества при подготовке управленческих решений, затрагивающих их интересы;
  • коллегиальный характер принятия наиболее важных решений, установленный законодательством и уставом муниципального образования;
  • необходимость отработки системы взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования – представительный орган – администрация) в процессе принятия управленческих решений;
  • наличие, кроме обычных форм контроля исполнения принятых управленческих решений, дополнительного вида контроля – общественного, подконтрольность муниципальной власти местному сообществу.

    Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и более эффективный контроль их исполнения. И наоборот, нарушение рассмотренных принципов приводит к сбоям в системе муниципального управления, порождая конфликты между ветвями муниципальной власти, недовольство граждан, и в конечном итоге обходится дороже, чем их соблюдение.

    Таким образом, мы рассмотрели особенности  муниципального управления с позиции  системного подхода и можем перейти к изучению практики его применения на конкретном примере – Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска 

    2.2 Общая характеристика и организационно-функциональная

          структура Департамента муниципальной собственности

          Администрации Петропавловск Камчатского городского округа

    Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования играют первостепенную роль в муниципальной экономике.

    Рисунок 3.1.1 – Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования

    

    

      

    

      

       
 

    Включение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управления в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому развитию муниципального образования. Из всего этого и вытекает потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах.  Чем больше услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется.

    Департамент имеется структуру, обуславливающую его функции и полномочия в сфере управления муниципальной собственностью.

    Департамент муниципальной собственности администрации  города Петропавловск-Камчатский является органом администрации, осуществляющим в пределах своих полномочий  управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

    Департамент осуществляет следующие функции:11

  • разрабатывает с учетом требований Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ и представляет на утверждение органам местного самоуправления г. Петропавловск-Камчатский проект местной программы приватизации, изменения и дополнения к ней, а также проекты городских нормативных актов по вопросам приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом;
  • разрабатывает и вносит в установленном порядке в Комитет по управлению государственным имуществом Камчатского края для утверждения перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Петропавловск-Камчатский;
  • принимает и регистрирует заявки на приватизацию объектов муниципальной собственности, муниципальных предприятий, подразделений и составных частей имущественных комплексов муниципальных предприятий г. Петропавловск-Камчатский;
  • создает комиссии по приватизации объектов муниципальной собственности;
  • учреждает акционерные общества открытого типа в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • анализирует ход и эффективность мероприятий по приватизации муниципального имущества;
  • создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке муниципальные предприятия;
  • в установленном действующим законодательством РФ и нормативными актами органов самоуправления г. Петропавловск-Камчатский порядке, утверждает уставы муниципальных предприятий, заключает и расторгает трудовые контракты с их руководителями;
  • обеспечивает проведение инвентаризации и оценку муниципального имущества, а также объектов недвижимости на территории городского округа;
  • ведет реестр муниципального имущества, находящегося на территории городского округа;
  • выступает арендодателем муниципального имущества, в том числе объектов жилищного фонда и земельных участков, являющихся муниципальной собственностью г. Петропавловск-Камчатский, в установленном органами самоуправления города порядке;
  • осуществляет закрепление муниципального имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, передачу в безвозмездное пользование на договорной основе;
  • по поручению администрации города выступает учредителем организаций с долей муниципальной собственности в уставном капитале, в установленном действующим законодательством РФ порядке;
  • осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью муниципального имущества;
  • выполняет функции продавца объектов муниципальной собственности, в том числе объектов жилищного фонда и земельных участков;
  • владеет долями (паями, акциями) муниципальной собственности в капитале организаций различных организационно-правовых форм;
  • в соответствии с решениями органов самоуправления г. Петропавловск-Камчатский продает вышеуказанные доли (паи, акции) организации, любые объекты муниципальной собственности, в том числе объекты нежилого и жилищного фонда, основные средства муниципальных предприятий, объекты незавершенного строительства, земельные участки;
  • осуществляет полномочия города как собственника, включая представление интересов города (самостоятельно либо через доверенных лиц) на общих собраниях акционеров (пайщиков), собраниях учредителей организаций любых организационно-правовых форм, имеющих в уставном капитале долю муниципальной собственности;
  • является держателем долей (паев, акций) и учредителем организаций, развитие которых диктуется интересами города;
  • организует и проводит продажу в порядке приватизации муниципальных предприятий, активов ликвидированных муниципальных предприятий и иного муниципального имущества, либо назначает представителей для их проведения;
  • получает и перечисляет средства от продажи долей (паев, акций), находящихся в муниципальной собственности, от реализации мероприятий программы приватизации, а также дивиденды от находящихся в его владении долей и арендную плату от сдачи в аренду муниципального имущества, муниципальных земельных участков, муниципального жилищного фонда, в установленном действующим законодательством и нормативными актами органов самоуправления г. Петропавловск-Камчатский порядке;
  • контролирует порядок предоставления льгот работникам приватизированных муниципальных предприятий, а также выполнение условий договоров, заключенных по сделкам приватизации;
  • осуществляет контроль за выполнением условий при приватизации объектов муниципальной собственности по конкурсу;
  • осуществляет регулирование деятельности по размещению на территории г. Хабаровска средств наружной рекламы;
  • получает средства от выдачи разрешений на размещение наружной рекламы на территории городского округа, средства по договорам на размещение наружной рекламы;
  • согласовывает распределение жилищного фонда, сдающегося в эксплуатацию на территории города;
  • контролирует соблюдение жилищного законодательства при распределении жилищного фонда на территории города;
  • распределяет муниципальный жилищный фонд между администрациями районов и подведомственными городской администрации организациями;
  • готовит необходимые документы по переводу объектов жилищного фонда в нежилой фонд;
  • ведет учет граждан, имеющих право на получение субсидий на строительство либо приобретение жилья;
  • осуществляет ведение учета граждан и организаций по строительству кооперативного жилья, принимает участие в формировании жилищно-строительных кооперативов, осуществляет рассмотрение заявлений по вопросам ЖСК;
  • осуществляет ведение учета граждан, обменивающих жилье;
  • заключает договоры мены, пожизненного содержания и пожизненной ренты, предметом которых являются объекты муниципального жилищного фонда;
  • оформляет и выдает ордера на обмениваемое гражданами жилье и ведет охранные свидетельства на бронируемое гражданами жилье;
  • приватизирует объекты муниципального жилищного фонда в порядке, установленном действующим законодательством РФ;
  • ведет реестр объектов муниципального жилищного фонда;
  • ведет учет объектов муниципального жилищного фонда, подлежащего продаже и сдаче в аренду;
  • осуществляет управление долями муниципальной собственности в товариществах собственников жилья, в том числе и представляет интересы собственника на общих собраниях участников ТСЖ;
  • осуществляет управление муниципальными общежитиями.

Информация о работе Применение системного подхода в менеджменте