Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:16, курсовая работа
Экономическое содержание заработной платы - оценка количества и качества труда, социальное положение - создание условий для удовлетворения потребностей человека, развитии его личности. В России государство отказалось от регулирования оплаты труда, предоставив все права области оплаты труда администрации предприятий при отсутствии или фактическом воздействии профсоюзных организаций предприятий. В этих условиях появилось множество заводских тарифных систем, и возник разнобой в оплате труда равной сложности и квалификации. Одной из таких систем является премиальная система оплаты труда.
Введение
Каждое предприятие, привлекая в производственный процесс такой ресурс как рабочая сила, несет соответствующие затраты. Затраты предприятия на приобретение рабочую силу представляют собой сумму вознаграждений в денежной и натуральной формах за выполненную работу и отработанное время. Заработная плата представляет собой форма вознаграждения за труд.
Экономическое содержание заработной платы - оценка количества и качества труда, социальное положение - создание условий для удовлетворения потребностей человека, развитии его личности. В России государство отказалось от регулирования оплаты труда, предоставив все права области оплаты труда администрации предприятий при отсутствии или фактическом воздействии профсоюзных организаций предприятий.
В этих условиях появилось множество заводских тарифных систем, и возник разнобой в оплате труда равной сложности и квалификации. Одной из таких систем является премиальная система оплаты труда. Данная система является дополнительной, которая применяется в сочетании с какой либо основной - повременной или сдельной. По своему назначению делиться на 2 группы: премии за основные результаты хозяйственной деятельности и за улучшение отдельных сторон производственной деятельности. Премии, как правило, носят целевой характер и служат средством стимулирования мотивации к достижению определенных целей, значимы для организации. Системы, в которых размер премии ставиться в зависимость от агрегированных показателей называется всефакторными. Они, как правило, предназначены для стимулирования всех работников предприятия.
1.Теоретические
аспекты исследуемой проблемы.
1.1 Понятие
и сущность премирования
Величина тарифной ставки (оклада), под которым понимается основной заработок, учитывает в основном постоянные факторы, т.е. затраты труда в пределах норм и заданий, и не учитывает личных качеств работников (отношение к труду, проявление творческой инициативы в выполнении заданий).
Учёт этих личных качеств,
которые в значительной степени
влияют на рост производительности труда,
выполняет система
Следовательно, под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения достигнутых успехов в работе и стимулировании дальнейшего их возрастания.
Общее понятие премирования принято подразделять на два более узких понятия: премирование как поощрение, предусматриваемое системой оплаты труда, и премирование как поощрение (награждение) отличившихся работников вне системы оплаты труда.
Премиальная система оплаты
труда предполагает выплату премии
заранее предусмотренному кругу
лиц на основании установленных
конкретных показателей и условий
премирования. Круг лиц подлежащих
поощрению, показатели и условия
премирования, размеры премий, конкретные
по каждой профессии, должности (или
их предельные размеры) предусматриваются
в положении о премировании. На
основании этих положений у работника
при выполнении конкретных показателей
и условий премирования возникает
право требовать выплату
Показатели и условия премирования индивидуально оплачиваемых рабочих, исходные базы и размеры поощрения по всем системам премирования должны быть взаимосогласованы так, чтобы их выполнение и перевыполнение обеспечивало решение задач, поставленных перед участками, выполнение задач участков обеспечивало выполнение заданий цехов, а цехов -- предприятия в целом. Показатели и условия премирования, их исходные уровни определяются в соответствии с хозрасчетными показателями работы, установленными для данного участка, цеха и с учетом степени влияния рабочих на изменение этих показателей.
Премирование индивидуально оплачиваемых рабочих осуществляется в первую очередь за выполнение производственных (нормированных) заданий, установленных исходя из планов участков и цехов, рост производительности труда, улучшение качества продукции (работ), освоение новой техники и технологии, сбережение всех видов ресурсов.
Рабочих, занятых обслуживанием
основного производства, рекомендуется
премировать по показателям, непосредственно
характеризующим улучшение
Премирование рабочих производится пофакторно (раздельно). Пофакторное премирование рабочих по отдельным показателям осуществляется исходя из величины эффекта, заложенного в плановых уровнях каждого из них. На основе величины эффекта определяются нормативы (размер) премирования по каждому показателю.
При пофакторном премировании требуется соблюдать соотношение, при котором сумма премии не должна превышать величину эффекта. При этом величина эффекта определяется на основе изменения уровня плановых показателей по сравнению с их плановыми уровнями в базисном периоде.
Премия рабочим из фонда заработной платы и фонда материального поощрения или единого фонда оплаты труда (при второй модели хозрасчета) максимальными размерами не ограничивается. Показатели, условия и размеры премирования различных категорий рабочих определяются непосредственно на предприятиях с учетом конкретных производственных условий и задач, стоящих перед ними.
Руководителям предприятий
предоставляется право по согласованию
с профсоюзным комитетом
На практике применяются различные шкалы премирования рабочих, сочетающие увеличение количественных и качественных показателей.
-По своему целевому назначению премии, предусмотренные премиальной системой оплаты труда, делятся на две группы:
-Премии за основные
результаты хозяйственной
-Премии за улучшение
отдельных сторон
Декретом Президента РБ от 27 марта 1997 года №10 " О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики" установлено. Что выплаты по системам премирования рабочих, руководителей специалистов и служащих за производственные результаты свыше 40% тарифной ставки (должностного оклада) в расчёте на одного работника осуществляется за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
Премирование дополнительно
стимулирует работников на достижение
результатов как
1.2 Этапы выбора
оптимальной системы оплаты
Каждая организация выбирает систему оплаты труда исходя из своих потребностей. Однако есть несколько правил, которые пригодятся любой фирме. Обычно систему оплаты труда выбирают, пока не началась деятельность. Если фирма уже работает, а ранее установленная система оплаты труда неэффективна, ее можно изменить.
Итак, выбор системы оплаты труда можно разбить на следующие этапы.
1. Создается рабочая группа,
которая будет оценивать
2. Персонал организации
распределяется по группам,
3. Определяется сфера
ответственности каждой группы
персонала. НА этом этапе
Другими словами, нужно понять, может ли работа персонала изменить величину расходов, доходов или прибыли организации.
Если персонал напрямую не отвечает за финансовые результаты организации, то для этой группы можно ввести специальные показатели ответственности.
Например, финансовый отдел может отвечать за снижение дебиторской задолженности, юридический отдел -- за улучшение сальдо полученных и уплаченных штрафов и т. д.
4. В зависимости от
сферы ответственности
5. Оцениваются качественные
показатели каждой из
6. По пятибалльной шкале
оцениваются выбранные для
7. Выбираются системы
оплаты труда с максимальными
оценками. Если какая-либо система
оплаты труда предусматривает
одинаковые оценки, то руководитель
отдела или подразделения
8. Выбранные системы оплаты
труда для каждой группы
1.3 Методика определения
экономической эффективности
Качественная оценка эффективности премирования
При оценке эффективности системы премирования, прежде всего надо дать ей качественную оценку с точки зрения выполнения ею своего функционального назначения. Для этого выявляется:
1.Соответствие установленных
показателей премирования
2. Правильность выбора исходной базы поощрения, определяющей норму выполнения показателей премирования. Оценка правильности установления исходной базы, должна вестись с учётом срока действия системы премирования. Если система премирования за выполнение или перевыполнения какого - либо показателя действует длительное время, то целесообразно установленную исходную базу сравнить со средним фактическим достигнутым уровнем в период оценки эффективности, а так же со среднем и средне - регрессивным уровнем выполнения показателя в какой - либо достаточно длительный предшествующий период, принимаемый в качестве базового.
В случае, когда установленный уровень показателя премирования ниже среднего фактически достигнутого в базовом периоде, а тем более, ниже средне - регрессивного уровня, можно с большей вероятностью утверждать, что система премирования не обеспечит оплату в соответствие с количеством и качеством труда, поскольку ориентируется на заниженную меру его. В этом случае, премия превращается в механическую надбавку к заработной плате. Если система премирования за выполнение и перевыполнения показателя действует непродолжительное время, то установленную исходную базу следует сравнить со средним фактически достигнутым уровнем до её введения. Система отвечает своему назначению, если исходная база установлена на уровне выполнения показателя премирования или несколько превышает его;
3. Заданность воздействия на материальную заинтересованность работников в нужном направлении. При решении этого вопроса необходимо учитывать целевое назначение системы премирования. Если её задачей является поддержание выполнения показателя на определённом, ранее достигнутом уровне, то при оценке эффективности нужно сопоставить средний фактически достигнутый уровень выполнения показателя с исходным. В случае их равенства или некоторого превышения исходного уровня система премирования, очевидно, положительно воздействует на материальную заинтересованность. Если задачей системы премирования является стимулирование улучшения показателя премирования, то вопрос о её положительном воздействии на материальную заинтересованность, решается на основе сопоставления фактических уровней выполнения показателя в период оценки эффективности и в базовом периоде.
Отсутствие фактического
улучшения показателя или даже его
ухудшения свидетельствует о
том, что стимулирующее воздействие
системы премирования на заинтересованность
работников в повышении уровня выполнения
показателя исчерпало себя. При этом
не имеются в виду случаи ухудшения
показателя премирования по объективным
причинам. При оценке стимулирующего
воздействия системы