Правовой статус государственного служащего

Автор: s**************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и прикладной значимостью вопросов, связанных с формированием в Российской Федерации новой подотрасли права, что обусловлено качественным изменением законодательства о государственной гражданской службе и формированием служебного права, регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И КВАЛИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 7
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО 14
РАЗДЕЛ
ТРЕТИЙ
Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и Россия 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Государственные служащие.docx

— 61.25 Кб (Скачать)

     з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

     и) обязательное государственное страхование  на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением  им должностных обязанностей;

     к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания  или потери трудоспособности в период прохождения им государственной  службы.

     Государственному  служащему могут компенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом  на государственную службу, переводом  на государственную должность в  другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются  связанные с этим транспортные расходы  и расходы на оплату жилья.

     Государственному  служащему в зависимости от условий  прохождения им государственной  службы предоставляется в установленном  законом порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.9

     Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.

     Круг  общих (основных) обязанностей государственного служащего сводится к следующему:

     а) Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции  РФ, реализации федеральных законов  и законов субъектов РФ, в том  числе регулирующих сферу его  полномочий.

     б) Добросовестное исполнение должностных  обязанностей; соблюдение установленных  в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения  со служебной информацией; выполнение должностных инструкций. Государственный  служащий обязан исполнять должностные  обязанности в соответствии с должностным регламентом.10

     в) Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.

     г) Исполнение приказов, распоряжений и  указаний вышестоящих в порядке  подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.

     д) Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных  обязанностей.

     е) Соблюдение норм служебной этики.

     ж) Хранение государственной тайны  и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших  известными государственному служащему  в связи с исполнением им своих  должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь  и достоинство граждан.

     з) Своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных  органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

     Существуют  также должностные обязанности, которые присущи конкретному  виду государственной службы и конкретной занимаемой должности. Они регламентированы в должностных инструкциях, а  также локальных нормативных  актов того учреждения, в котором  проходит службу государственный служащий.

     Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

     Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

     Основным  видом ответственности государственных  служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного  проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся  к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных  на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

     Дисциплинарная  ответственность заключается в  наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий  властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными  взысканиями, применяемыми к гражданским  служащим, являются:  замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным законом.

     Противоправное  виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных  обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято  именовать должностным (дисциплинарным) проступком.

     Приказ (распоряжение) или постановление  о дисциплинарном взыскании с  указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

     Перед применением дисциплинарного взыскания  проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

     Если  в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный  служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается  не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному  взысканию.

     Орган (должностное лицо, представитель  нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения  года со дня применения взыскания  по собственной инициативе, по письменному  заявлению гражданского служащего  или по ходатайству его непосредственного  руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

     В течение срока действия дисциплинарного  взыскания, меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением  досрочного снятия ранее наложенного  дисциплинарного взыскания.

     В случае несогласия государственного служащего  с решением о привлечении его  к дисциплинарной ответственности  он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

     Российское  законодательство предусматривает  административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом в КоАП РФ11 понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

     Действующим законодательством предусмотрена  уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ12). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

     Для государственных служащих установлена  материальная ответственность. Она выполняет право-восстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

     Действующее законодательство о государственной  службе не содержит соответствующих  правовых норм о материальной ответственности  государственных служащих. Однако, как известно, в сфере регулирования  государственно-служебных отношений действует законодательство о труде. Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нормативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих.

     Именно  высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые  принимает государственный служащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него.

      В качестве вывода к данной главе, хотелось бы отметить, что существующее законодательство, регламентирующее государственную  службу,  имеет, на наш взгляд, нуждается  в конкретизации и тщательной доработке.

      Во-первых, одним из существенных недостатков действующего механизма правового регулирования государственной службы является его громоздкость. Непосредственно в Федеральном Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится 42 отсылки к федеральным законам, 20 отсылок к законам субъектов Российской Федерации и 17 отсылок к административным актам. И это при том, что в самом законе содержится 30 статей. Но самое главное состоит в том, что большей части правовых актов, к которым содержатся отсылки, просто не существует. Поэтому нормы  закона в значительной степени остаются нереализованными.

      Во-вторых, необходимость принятия закона о системе государственной службы в Российской Федерации вытекает из задачи построения целостной системы государственной службы в Российской Федерации. Отсутствие такой системы является серьезным препятствием на пути реформирования государственной службы.  
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  ТРИТИЙ. Социальные аспекты государственной  службы: зарубежный опыт и Россия

 
 

     Динамический  процесс социальных изменений в  конце XX века принципиально новых  качеств и навыков от профессиональных государственных служащих и руководителей: они должны владеть современными средствами и мерами реформирования государственных организаций, обладать способностью управлять инновационными процессами, преодолевать социальную и организационную инертность бюрократических  структур. Современный служащий государственной  администрации должен иметь высокую  профессиональную квалификацию, обладать высоким уровнем политической культуры. Ему необходимы глубокие знания теории политики, теории управления, конфликтологии, теории принятия решений, социального  прогнозирования. Помимо этого, он должен в совершенстве изучить технику современного государственного администрирования, общую теорию административно-государственного управления.

Информация о работе Правовой статус государственного служащего