Правовой статус государственного служащего

Автор: s**************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и прикладной значимостью вопросов, связанных с формированием в Российской Федерации новой подотрасли права, что обусловлено качественным изменением законодательства о государственной гражданской службе и формированием служебного права, регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И КВАЛИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 7
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО 14
РАЗДЕЛ
ТРЕТИЙ
Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и Россия 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Государственные служащие.docx

— 61.25 Кб (Скачать)

     В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

     Совокупность  упомянутых признаков позволяет  сформулировать следующее определение. «Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус».6

     Исходя  из всего вышеизложенного можно  заключить, что определение понятия  «государственный служащий» является прерогативой государства. На современном этапе законотворчества данное понятие получило законченную юридическую форму, что является несомненным шагом вперёд, по сравнению с советским периодом, когда понятие госслужащего было сильно размыто ввиду объективных причин (ввиду отсутствия института частной собственности, любой гражданин мог быть частично признан госслужащим, т.к. государство являлось единственным субъектом трудовых правоотношений, имеющим полномочия работодателя).7

     В настоящее время при множестве действующих нормативных правовых актов о государственной службе целесообразно классифицировать государственных служащих по тем же критериям, по которым классифицируется сама государственная служба. В зависимости от органа государственной власти государственные служащие могут быть разделены на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Правовой статус федеральных государственных служащих регламентируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в будущем предполагается принятие закона «О федеральной государственной гражданской службе»), Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а также иными федеральными нормативными правовыми актами. Правовое положение государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательными актами, принимаемыми в субъектах Федерации.

     В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.

     Если  в качестве критерия классификации  государственных служащих взять  способ поступления на государственную службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.

     Все государственные служащие могут  быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, не принимающие  присягу (например, служащие отделов  и управлений областной администрации).

     Если  положить в основу деления государственных  служащих такой критерий, как специальные профессиональные обязанности и характер государственной службы, то выделяются гражданские государственные служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе (военнослужащие, сотрудники милиции, должностные лица таможенных органов и пр.).

     В соответствии с принципом разделения государственной власти различаются государственные служащие, замещающие государственные должности в органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделить и государственных служащих, занимающих должности в органах прокуратуры, таможенных органах, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и т. д.

     По  объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц (иногда их называют также сотрудниками государственных органов) и служащих, не являющихся должностными лицами (обычных служащих). Среди государственных служащих, являющихся должностными лицами, следует выделить руководителей и представителей власти. Руководящие служащие (начальники) являются носителями линейной власти по отношению к подчиненным им лицам. Представители власти, как известно, реализуют свои властные полномочия вне зависимости от подчиненности субъектов и применяют меры принуждения к не подчиненным по службе субъектам права (физическим и юридическим лицам). Руководящие служащие часто выполняют функции представителей власти (начальники и заместители начальников органов внутренних дел, государственных инспекций, других контрольно-надзорных органов).

     В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ ведутся, в том числе на электронных  носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих. Сведения, которые внесены в реестр федеральных государственных служащих в федеральном государственном органе и в реестры государственных служащих субъектов РФ в государственных органах субъектов РФ, в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

     Статья 43 Федерального закона «О государственной  гражданской службе Российской Федерации»8 определяет порядок ведения представителем нанимателя реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации. Реестры федеральных государственных гражданских служащих в федеральных государственных органах и реестры государственных гражданских служащих субъектов РФ образуют Сводный реестр государственных гражданских служащих Российской Федерации, порядок ведения которого утверждается указом Президента РФ.

     Таким образом, во-первых, существует ряд оснований, который позволяет нам классифицировать государственных служащих. Возможность классификации государственных служащих позволяет более точно определить место конкретного госслужащего в системе государственной службы Российской Федерации; во-вторых, процесс законодательного оформления госслужбы ещё не завершен. Наряду с существующим законодательством намечается принятие законов, регулирующих правовой статус госслужащих правоохранительной и военной службы.  

     РАЗДЕЛ  ВТОРОЙ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО 
 
 

     В качестве основного элемента правового  статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной  службы и обусловливающего ее эффективное  функционирование, выступают права государственного служащего. Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:

     права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;

     права, способствующие непосредственному  выполнению служебных обязанностей;

     права, содействующие усилению должностной  активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных  прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

     К первой группе прав государственного служащего относятся:

     а) ознакомление с документами, определяющими  его права и обязанности по занимаемой должности государственной  службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические  условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

     б) ознакомление с должностным регламентом  и иными документами, определяющими его права и обязанности по замеща емой должности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

     в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь  и достоинство;

     г) право на обращение государственного служащего в соответствующие  государственные органы или в  суд для разрешения споров, связанных  с государственной службой, в  том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную  должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы;

     д) защита сведений о государственном  служащем;

     е) государственная защита своей жизни  и здоровья, жизни и здоровья своей  семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.

     Ко  второй группе прав государственного служащего относятся:

     а) получение в установленном порядке  информации и материалов, необходимых  для исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических  условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

     б) доступ в установленном порядке  в связи с исполнением должностных  обязанностей в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

     в) принятие решений и участие в  их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

     г) переподготовка (переквалификация) и  повышение квалификации за счет средств  соответствующего бюджета;

     д) внесение предложений по совершенствованию  государственной службы в любые  инстанции;

     е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих  государственных органах).

     Третью  группу прав государственного служащего  составляют:

     а) участие по своей инициативе в  конкурсе на замещение вакантной  должности; должностной рост на конкурсной основе;

     б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов  и стажа его работы, уровня квалификации;

     в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

     г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих  прав, социально-экономических и  профессиональных интересов;

     д) право на денежное содержание, состоящее  из должностного оклада, надбавок к  нему за классные чины и специальные  звания, особые условия государственной  службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

     е) право на отдых, обеспечиваемое установлением  нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; для отдельных  категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов  РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности);

     ж) право на включение в стаж государственной  службы государственного служащего  иных периодов трудовой деятельности;

Информация о работе Правовой статус государственного служащего