Правовой статус государственного служащего

Автор: s**************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и прикладной значимостью вопросов, связанных с формированием в Российской Федерации новой подотрасли права, что обусловлено качественным изменением законодательства о государственной гражданской службе и формированием служебного права, регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И КВАЛИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 7
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО 14
РАЗДЕЛ
ТРЕТИЙ
Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и Россия 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Государственные служащие.docx

— 61.25 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

     
    стр.
ВВЕДЕНИЕ   3
РАЗДЕЛ  ПЕРВЫЙ. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И КВАЛИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СЛУЖАЩИХ 7
РАЗДЕЛ  ВТОРОЙ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО 14
РАЗДЕЛ 

ТРЕТИЙ

Социальные  аспекты государственной  службы: зарубежный опыт и Россия 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   34
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ   36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 
 

      Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и прикладной значимостью вопросов, связанных с формированием в Российской Федерации новой подотрасли права, что обусловлено качественным изменением законодательства о государственной гражданской службе и формированием служебного права, регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих.

      Отмечая важность проблем, касающихся функционирования института государственной гражданской  службы, приходится констатировать, что  вплоть до настоящего времени в юридической  науке, а также в нормативных  правовых источниках не выработана единая позиция относительно понятийного  аппарата служебного права, категорий  «государственная» и «государственная гражданская служба», «государственный гражданский служащий» и «государственный служащий», классификации должностей государственной гражданской службы.

      Особенно  актуальными стали вопросы формирования общетеоретических понятий и  правовых категорий государственной  гражданской службы в регулировании  правового статуса государственных  гражданских служащих в связи  с принятием Федерального закона «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, который, с одной стороны, конкретизировал правовое положение  государственных гражданских служащих, а с другой, поставил ряд проблем, связанных с необходимостью принятия системы подзаконных нормативных  актов (указов Президента Российской Федерации  и постановлений Правительства  Российской Федерации) и возможностью применения трудового права.

      Данная  тема широко обсуждается в научных  кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит масса законов и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходами к пониманию места государственной службы в современном российском государстве, а также с реформами, проводящимися в данном направлении.

      Государственные деятели и ученые – Гришковец А.А.1, Куракин А.В.2, Турчинова А.И.3 - склонны видеть основные причины недостатков государственных и муниципальных служащих в субъективных факторах - низком профессионализме чиновников, несформированности навыков работы в новых условиях, усугубившихся стереотипах «бюрократического сознания», несформированности применительно к современным условиям мотивационной сферы деятельности госслужащих. Такой точки зрения придерживается еще в большей степени население.

      Многие исследователи – Волошина В.В., Титов К.А.4 - вместе с тем, обращают внимание и на организационные и институциональные факторы, обусловливающие  недостатки в деятельности госслужащих и служащих в системе местного самоуправления: недостроенность в организационном и нормативно-правовом отношении системы службы, непродуманность и непоследовательность кадровой политики, недостаточный контроль над работой чиновников, низкий уровень оплаты их труда и социальной защищенности и тому подобное.

      Проблема  исследования состоит в том, что на практике постоянно возникает вопрос определения круга государственных структур (органов) и институтов, профессиональная деятельность в которых считается государственной гражданской службой. Дискуссионно так же соотношение конституционного, административного, служебного и трудового статуса федеральных государственных гражданских служащих, особенностей их службы в федеральных государственных органах и положения гражданских служащих в государственных органах субъектов Российской Федерации.

      Потребность в построении демократического правового  федеративного государства требует  создания целостной системы государственной  службы и ведущего его института - государственной гражданской службы, обеспечивающей реализацию функций  государства в новых экономических, политических и социальных условиях, повышение эффективности экономики  и динамичное развитие гражданского общества. Необходимо кардинальное повышение  эффективности деятельности государственной  службы, осуществляемой государственными гражданскими служащими в интересах  развития гражданского общества, укрепления правового государства с учетом исторических, культурных, национальных особенностей Российской Федерации  и ее субъектов.

     Объект  исследования — государственный служащий Российской Федерации и его социально-правовой статус в контексте реформы.

     Предмет исследования — особенности правового статуса государственного служащего.

      Цель  работы заключается в осуществлении общетеоретического исследования теоретических основ организации государственной гражданской службы и понятия государственного служащего, определения правового статуса государственных гражданских служащих на основе исследования федеральных нормативных правовых актов.

        Достижение поставленной цели  предопределило необходимость постановки  и последовательного решения  ряда взаимосвязанных задач:

      - провести исследование сущности  и содержания основных теоретических  концепций государственной гражданской  службы;

      - подвергнуть анализу политико-правовую  природу, институциональные и структурно-содержательные особенности организации государственной гражданской службы;

      - выявить социальные аспекты государственной службы на основе опыта России и зарубежья.

     Для решения поставленных задач использовались методы анализа, синтеза и сравнения.

     Эмпирическую  базу исследования составили законы и подзаконные акты правительства РФ результаты социологических исследований и официальные статистические данные.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы и  источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РАЗДЕЛ  ПЕРВЫЙ. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО  И КВАЛИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СЛУЖАЩИХ  
     
     

     Государственная гражданская служба субъекта РФ – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

     В отличие от военной и правоохранительной службы, государственная гражданская  служба ставит своей целью обеспечение  полномочий федеральных государственных  органов, лиц, замещающих государственные  должности и обеспечение полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих должности субъекта РФ (государственная гражданская  служба субъекта РФ).

     Государственная служба РФ осуществляется в аппаратах  органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных  органах, реализующих от имени государства  его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов  РФ к государственной гражданской  службе. Соответственно профессиональная деятельность на госпредприятиях, в  государственных учреждениях, не имеющих  властных функций, не является гражданской  службой. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным. На гражданской службе не состоят  депутаты, судьи, граждане, работающие в государственных органах по трудовым договорам (контрактам) или гражданско-правовым договорам, а также вспомогательно-технический персонал.

     Между государственным служащим и государством (государственным органом) на определенном этапе возникает конкретное государственно-служебное  правоотношение, характеризующееся  наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности  и других атрибутов правового  статуса государственного служащего.

     Федеральный государственный служащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной  службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственным  гражданским служащим субъекта РФ считается  гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности  государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств  бюджета соответствующего субъекта РФ. В предусмотренных федеральным  законом случаях государственный  гражданский служащий субъекта РФ может  получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет федерального бюджета.

      Российская Федерация является нанимателем федерального государственного служащего, а соответствующий субъект РФ — нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ.

     В узком понимании государственный служащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

     Итак, понятие «государственный служащий»  можно определить следующими признаками:

     Во-первых, государственный служащий — это  физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным  языком, имеющий профессиональное образование  и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим  федеральным законом. Государственный  служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом  и служащим заключается трудовой договор5, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

     Во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о  государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем  виде государственной службы.

     В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной  службы в установленном законом  порядке. Специальные федеральные  законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления  деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и  т. д. Должности государственной  службы могут занимать только государственные  служащие.

     В-четвертых, государственному служащему присваивается  в установленном законом порядке  классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

     В-пятых, государственный служащий выполняет  государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные  задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка  и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

     В-шестых, государственный служащий совершает  во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

Информация о работе Правовой статус государственного служащего