Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:39, реферат
С проблемой поиска и отбора компетентных специалистов сталкивается каждая организация. Решать эту проблему можно по-разному, но, какие бы формы отбора ни использовались, непременным элементом такой работы является собеседование.
Собеседование — это интервью с заданными, типовыми вопросами, ответы на которые требуют точной и профессиональной оценки.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ.………………..............4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………….....15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..16
Минский институт управления
Кафедра менеджмента
Управляемая самостоятельная работа №7
По дисциплине: «Менеджмент»
На тему: «Правила проведения собеседования»
Выполнила
Студентка группы 100002с
Руководитель
Минск,2012
ОГЛОВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ
СОБЕСЕДОВАНИЯ.………………..........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
С проблемой поиска и отбора компетентных специалистов сталкивается каждая организация. Решать эту проблему можно по-разному, но, какие бы формы отбора ни использовались, непременным элементом такой работы является собеседование.
Собеседование — это интервью с заданными, типовыми вопросами, ответы на которые требуют точной и профессиональной оценки.
«Представительский разговор»,
«установочная беседа», «интервью»
— так по-разному называют собеседование,
в ходе которого работодатель стремится
получить как можно больше сведений
о кандидате, проверить их истинность
и оценить пригодность
Кандидат во время собеседования,
в свою очередь, не только стремится
получить полное (насколько это возможно)
представление об организации, своих
будущих должностных
Собеседование при приеме
на работу имеет решающее значение
в процессе подбора кадров. Заключается
в отборе подходящего человека для
работы на основе объективных критериев,
которые применяются к
Собеседование преследует две главные цели:
1) помочь организации
оценить кандидатов на
2) помочь кандидатам оценить организацию как будущее место работы.
1. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Проверка документов, предоставленных соискателем
Насколько эффективно пройдет
собеседование, зависит от многих обстоятельств.
Чтобы правильно построить
- Общие и специфические требования к будущему работнику;
- Корпоративные стандарты проведения интервью;
-Уровень подготовки интервьюера, владение им различными методиками интервьюирования;
- Личность и предыдущий опыт работы соискателя.
Оценив эти факторы, можно
выбрать наиболее подходящую форму
интервью, заранее подготовить вопросы
и необходимые бланки документов
(например, анкет или тестов), а
в ходе собеседования — при
необходимости — гибко
Конечно, многое зависит от качества подготовки интервьюера. Встретить кандидата, расположить к искреннему разговору и деликатно, но твердо держать нить беседы в своих руках — очень непросто.
К тому же интервьюер должен помнить: люди по-разному ведут себя в незнакомой обстановке, и то, как держится претендент в стрессовой ситуации (какой, без сомнения, является собеседование), не обязательно соответствует его обычному поведению.
При встрече с соискателем
нужно проверить достоверность
предоставленных им документов и
провести беседу, в ходе которой
оценить его профессиональные и
личностные качества. Именно такая
последовательность решения задач
очевидна: сначала проверяем
Прежде всего, надо удостовериться, что у соискателя (возможно — нашего будущего работника) есть все необходимые документы:
- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- Трудовая книжка (за исключением тех случаев, когда трудовой договор заключается впервые, или работник поступает на работу на условиях совместительства);
- Документы воинского учета — для военнообязанных и лиц подлежащих призыву на военную службу;
- Документы об образовании, подтверждающие квалификацию или наличие специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальной подготовки).
Этот перечень документов определен законодательством, хотя в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, при поступлении на работу необходимо предъявить дополнительные документы.
При проведении собеседования
стоит руководствоваться
Правило № 1: изучение документов соискателя должно быть скрупулезным. Чем больше соискатель предоставит документов — тем лучше. Желательно, чтобы он мог подтвердить документально все факты своей биографии, о которых сообщает, и уровень своей квалификации.
Если нет возможности подтвердить документально — пусть соискатель укажет людей, которые могут удостоверить тот или иной факт.
Если соискатель не может назвать фамилии людей, попросите рассказать о здании, где он работал: сколько этажей, ступеньки деревянные или бетонные, лифт в помещении один или два; возможно — уточните, как зовут директора, какого цвета у него волосы.
Эти «проверочные» вопросы необходимо задавать таким образом, чтобы у соискателя сложилось впечатление: интервьюеру это и без того известно, он лишь хотел бы убедиться в том, знает ли об этом соискатель.
Интервьюеру необходимо детально изучить записи в трудовой книжке и сопоставить их с другими имеющимися данными о соискателе. Практика работы свидетельствует о том, что большинство «нестыковок» в информации обнаруживаются при анализе записей в трудовой, медицинской книжке и военном билете. В случае каких-либо сомнений за разъяснением следует обратиться к самому соискателю.
При необходимости можно также направить официальный запрос от имени организации-работодателя в соответствующие органы и организации (например, паспортный стол, военкомат, вуз и т. д.), чтобы проверить сведения, указанные в анкете.
Если после приема на работу выяснится, что соискатель дал неправдивую информацию о себе или предоставил подложные документы, организация имеет полное право его уволить.
После изучения документов
можно приступать к следующему этапу
собеседования-интервью. Чтобы собрать
необходимые для принятия решения
данные о профессионально важных
и личностных качествах кандидата,
следует заранее четко
Определение профессиональных и личностных качеств соискателя
соБеседуя с соискателем, полезно следовать правилу № 2: задавать вопросы, слушать и слышать, делать выводы.
Очень важно правильно распределить время интервью:
- 20% времени — задавать вопросы;
- 80% — выслушивать ответы и анализировать их.
Обычно неправильное соотношение времени, отведенного на вопросы и ответы, является признаком неопытности интервьюера, его неумения планировать ход собеседования. Когда интервьюер говорит сам, он имеет меньше возможностей получать необходимую информацию от соискателя и оценивать его, без чего нельзя принять правильное решение.
Одна из серьезных ошибок
интервьюера — комментирование
ответов соискателя. При этом неэффективно
расходуется время, и возникают
ситуации, когда интервьюер — вольно
или невольно — не только дает понять
соискателю, чего от него ждут, но и
подменяет его ценности и приоритеты
своими. Основное требование: интервьюер
не должен как-то показывать своего отношения
к ответам соискателя: выражать согласие
или несогласие, одобрение или
неодобрение — ему лучше
Приведенные ниже вопросы помогут раскрыть профессиональные и личностные качества соискателя с разных сторон. Следует иметь в виду, что этот список — примерный: подбирать вопросы нужно, ориентируясь на личность того, с кем проводится собеседование, и на то, какая информация нам нужна для принятия решения в каждом конкретном случае.
Вопросы предлагаются открытые, то есть они предполагают достаточно развернутый ответ соискателя, с аргументацией позиции, а не выбор из какого-то числа готовых ответов.
Часть этих вопросов носит проективный характер: отвечая на них, соискатель раскрывает свой профессиональный опыт, проявляет личные и деловые качества, важные для сотрудника на данной позиции.
1. Расскажите, пожалуйста, о Вашей нынешней работе.
Общий ориентировочный вопрос
для определения дальнейшего
хода интервью. То, о чем расскажет
соискатель, как он будет себя вести
во время беседы, насколько аргументированными
будут его оценки, как он будет
характеризовать своих нынешних
руководителей и коллег по работе,
предоставит интервьюеру ценную
информацию, которая даст возможность
при необходимости
2. Почему Вы хотите в настоящее время сменить работу?
Интерес кандидата к новой работе означает желание что-то изменить. Очень важно выяснить, что именно подталкивает человека к переменам.
3. Каким образом Ваша
работа способствует
Ответ на этот вопрос покажет, насколько полно и системно соискатель представляет себе цели организации и свою роль в их достижении.
4. Как организован Ваш обычный рабочий день? Анализируете ли Вы использование своего рабочего времени?
Отвечая на эти вопросы, соискатель покажет, есть ли у него желание активно трудиться, умеет ли он самостоятельно планировать, организовывать и анализировать свою работу.
5. С какими трудностями
Вы сталкиваетесь на нынешней
работе? Какие решения Вы принимаете,
чтобы справиться с
Ответы раскрывают такие качества соискателя, как предприимчивость, умение правильно и конструктивно действовать в сложных (и — возможно — конфликтных) ситуациях.
6. Что у Вас не получилось на нынешней работе? Почему? Что Вы сделали для того, чтобы добиться желаемого результата?
Ответы на эти вопросы показывают, насколько соискатель способен преодолевать препятствия, насколько он настойчив в достижении поставленных целей, насколько способен брать на себя ответственность.
7. Опишите ситуацию, связанную
с Вашей нынешней работой, в
которой, как Вы считаете, Вы
проявили свои позитивные
Ситуация, описанная соискателем при ответе на этот вопрос, характеризует его уровень самооценки. Как вариант способа выяснения самооценки можно предложить соискателю в нарисованном на бумаге круге заштриховать долю, равную его собственному профессионализму.
В практике еще не было случаев,
чтобы кто-то заштриховывал круг
полностью. На вопрос, почему соискатель
заштриховал не весь круг, он честно
рассказывает о своих слабых сторонах.
Кроме того, его ответы могут дать
представление о желании
8. Скажите, пожалуйста, каким
образом Вы могли бы улучшить
результаты своей нынешней
Ответ на этот вопрос помогает оценить способность соискателя к принятию решений, его объективность в оценке реальной ситуации и самокритичность.
9. Что в нынешней работе Вы считаете своим достижением?
Главное, что даст нам ответ на этот вопрос, — возможность определить направленность личности соискателя: на достижение конкретного результата работы, на коммуникацию, на избегание неудач и т. д.
10. Как Вы думаете, что
бы рассказал о Вас Ваш
Ответ на этот вопрос позволяет
оценить способность соискателя
дать оценку себе с точки зрения
другого человека, в данном случае
— непосредственного