Правила проведения собеседования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:39, реферат

Описание работы

С проблемой поиска и отбора компетентных специалистов сталкивается каждая организация. Решать эту проблему можно по-разному, но, какие бы формы отбора ни использовались, непременным элементом такой работы является собеседование.
Собеседование — это интервью с заданными, типовыми вопросами, ответы на которые требуют точной и профессиональной оценки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ.………………..............4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………….....15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..16

Работа содержит 1 файл

Правила проведения собеседованияКСР7.docx

— 35.56 Кб (Скачать)

Минский институт управления

Кафедра менеджмента

 

Управляемая самостоятельная  работа №7

По дисциплине: «Менеджмент»

На тему: «Правила проведения собеседования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила                                                      Я.А.Марукович                                 

Студентка группы 100002с        

 

 

Руководитель                                                     Н.А.Кухаева

 

Минск,2012

ОГЛОВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ  СОБЕСЕДОВАНИЯ.………………..............4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………………………….....15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С проблемой поиска и отбора компетентных специалистов сталкивается каждая организация. Решать эту проблему можно по-разному, но, какие бы формы  отбора ни использовались, непременным  элементом такой работы является собеседование.

Собеседование — это интервью с заданными, типовыми вопросами, ответы на которые требуют точной и профессиональной оценки.

«Представительский разговор», «установочная беседа», «интервью» — так по-разному называют собеседование, в ходе которого работодатель стремится  получить как можно больше сведений о кандидате, проверить их истинность и оценить пригодность соискателя к выполнению определенной работы.

Кандидат во время собеседования, в свою очередь, не только стремится  получить полное (насколько это возможно) представление об организации, своих  будущих должностных обязанностях и условиях работы, но и представиться  в наиболее выгодном свете, «продать себя» потенциальному работодателю.

Собеседование при приеме на работу имеет решающее значение в процессе подбора кадров. Заключается  в отборе подходящего человека для  работы на основе объективных критериев, которые применяются к кандидату  взвешенно и справедливо.

Собеседование преследует две  главные цели:

1) помочь организации  оценить кандидатов на соответствие  должности;

2) помочь кандидатам оценить  организацию как будущее место  работы.

 

 

1. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ  СОБЕСЕДОВАНИЯ

Проверка документов, предоставленных соискателем

Насколько эффективно пройдет  собеседование, зависит от многих обстоятельств. Чтобы правильно построить интервью с соискателем и получить информацию об этом человеке, достаточную для  принятия верного решения по его  кандидатуре, прежде всего необходимо учитывать следующие факторы:

- Общие и специфические требования к будущему работнику;

- Корпоративные стандарты проведения интервью;

-Уровень подготовки интервьюера, владение им различными методиками интервьюирования;

- Личность и предыдущий опыт работы соискателя.

Оценив эти факторы, можно  выбрать наиболее подходящую форму  интервью, заранее подготовить вопросы  и необходимые бланки документов (например, анкет или тестов), а  в ходе собеседования — при  необходимости — гибко корректировать ход беседы.

Конечно, многое зависит  от качества подготовки интервьюера. Встретить  кандидата, расположить к искреннему разговору и деликатно, но твердо держать нить беседы в своих руках  — очень непросто.

К тому же интервьюер должен помнить: люди по-разному ведут себя в незнакомой обстановке, и то, как  держится претендент в стрессовой ситуации (какой, без сомнения, является собеседование), не обязательно соответствует его  обычному поведению.

При встрече с соискателем  нужно проверить достоверность  предоставленных им документов и  провести беседу, в ходе которой  оценить его профессиональные и  личностные качества. Именно такая  последовательность решения задач  очевидна: сначала проверяем предоставленные  документы, потом - задаем вопросы, выслушиваем  ответы, анализируем их и делаем выводы. Хотя, конечно же, интервьюер принимает решение о том, с  чего начинать собеседование, ориентируясь по ситуации.

Прежде всего, надо удостовериться, что у соискателя (возможно —  нашего будущего работника) есть все  необходимые документы:

- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- Трудовая книжка (за исключением тех случаев, когда трудовой договор заключается впервые, или работник поступает на работу на условиях совместительства);

- Документы воинского учета — для военнообязанных и лиц подлежащих призыву на военную службу;

- Документы об образовании, подтверждающие квалификацию или наличие специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальной подготовки).

Этот перечень документов определен законодательством, хотя в некоторых случаях, предусмотренных  законодательством, при поступлении  на работу необходимо предъявить дополнительные документы.

При проведении собеседования  стоит руководствоваться следующими правилами.

Правило № 1: изучение документов соискателя должно быть скрупулезным. Чем больше соискатель предоставит  документов — тем лучше. Желательно, чтобы он мог подтвердить документально  все факты своей биографии, о  которых сообщает, и уровень своей  квалификации.

Если нет возможности  подтвердить документально —  пусть соискатель укажет людей, которые  могут удостоверить тот или иной факт.

Если соискатель не может  назвать фамилии людей, попросите  рассказать о здании, где он работал: сколько этажей, ступеньки деревянные или бетонные, лифт в помещении  один или два; возможно — уточните, как зовут директора, какого цвета  у него волосы.

Эти «проверочные» вопросы  необходимо задавать таким образом, чтобы у соискателя сложилось  впечатление: интервьюеру это и  без того известно, он лишь хотел  бы убедиться в том, знает ли об этом соискатель.

Интервьюеру необходимо детально изучить записи в трудовой книжке и сопоставить их с другими  имеющимися данными о соискателе. Практика работы свидетельствует о  том, что большинство «нестыковок» в информации обнаруживаются при  анализе записей в трудовой, медицинской  книжке и военном билете. В случае каких-либо сомнений за разъяснением следует  обратиться к самому соискателю.

При необходимости можно  также направить официальный  запрос от имени организации-работодателя в соответствующие органы и организации (например, паспортный стол, военкомат, вуз и т. д.), чтобы проверить  сведения, указанные в анкете.

Если после приема на работу выяснится, что соискатель дал неправдивую  информацию о себе или предоставил  подложные документы, организация  имеет полное право его уволить.

После изучения документов можно приступать к следующему этапу  собеседования-интервью. Чтобы собрать  необходимые для принятия решения  данные о профессионально важных и личностных качествах кандидата, следует заранее четко сформулировать для себя, что именно нужно выяснить у соискателя, и в соответствии с этим — подготовить необходимые  вопросы.

 

Определение профессиональных и личностных качеств соискателя

соБеседуя с соискателем, полезно следовать правилу № 2: задавать вопросы, слушать и слышать, делать выводы.

Очень важно правильно  распределить время интервью:

- 20% времени — задавать  вопросы;

- 80% — выслушивать ответы  и анализировать их.

Обычно неправильное соотношение  времени, отведенного на вопросы  и ответы, является признаком неопытности  интервьюера, его неумения планировать  ход собеседования. Когда интервьюер говорит сам, он имеет меньше возможностей получать необходимую информацию от соискателя и оценивать его, без  чего нельзя принять правильное решение.

Одна из серьезных ошибок интервьюера — комментирование  ответов соискателя. При этом неэффективно расходуется время, и возникают  ситуации, когда интервьюер — вольно или невольно — не только дает понять соискателю, чего от него ждут, но и  подменяет его ценности и приоритеты своими. Основное требование: интервьюер не должен как-то показывать своего отношения  к ответам соискателя: выражать согласие или несогласие, одобрение или  неодобрение — ему лучше воздержаться от комментариев, но обязательно делать пометки по ходу собеседования.

Приведенные ниже вопросы  помогут раскрыть профессиональные и личностные качества соискателя с  разных сторон. Следует иметь в  виду, что этот список — примерный: подбирать вопросы нужно, ориентируясь на личность того, с кем проводится собеседование, и на то, какая информация нам нужна для принятия решения  в каждом конкретном случае.

Вопросы предлагаются открытые, то есть они предполагают достаточно развернутый ответ соискателя, с  аргументацией позиции, а не выбор  из какого-то числа готовых ответов.

Часть этих вопросов носит  проективный характер: отвечая на них, соискатель раскрывает свой профессиональный опыт, проявляет личные и деловые  качества, важные для сотрудника на данной позиции.

1. Расскажите, пожалуйста, о  Вашей нынешней работе.

Общий ориентировочный вопрос для определения дальнейшего  хода интервью. То, о чем расскажет  соискатель, как он будет себя вести  во время беседы, насколько аргументированными будут его оценки, как он будет  характеризовать своих нынешних руководителей и коллег по работе, предоставит интервьюеру ценную информацию, которая даст возможность  при необходимости скорректировать  ход беседы. Эта информация позволит интервьюеру определиться, на что  обращать особое внимание в ходе собеседования.

2. Почему Вы хотите  в настоящее время сменить  работу?

Интерес кандидата к новой  работе означает желание что-то изменить. Очень важно выяснить, что именно подталкивает человека к переменам.

3. Каким образом Ваша  работа способствует достижению  целей организации?

Ответ на этот вопрос покажет, насколько полно и системно соискатель представляет себе цели организации  и свою роль в их достижении.

4. Как организован Ваш  обычный рабочий день? Анализируете  ли Вы использование своего  рабочего времени?

Отвечая на эти вопросы, соискатель покажет, есть ли у него желание активно  трудиться, умеет ли он самостоятельно планировать, организовывать и анализировать  свою работу.

5. С какими трудностями  Вы сталкиваетесь на нынешней  работе? Какие решения Вы принимаете, чтобы справиться с возникающими  проблемами?

Ответы раскрывают такие  качества соискателя, как предприимчивость, умение правильно и конструктивно  действовать в сложных (и —  возможно — конфликтных) ситуациях.

6. Что у Вас не получилось  на нынешней работе? Почему? Что  Вы сделали для того, чтобы  добиться желаемого результата?

Ответы на эти вопросы  показывают, насколько соискатель способен преодолевать препятствия, насколько  он настойчив в достижении поставленных целей, насколько способен брать  на себя ответственность.

7. Опишите ситуацию, связанную  с Вашей нынешней работой, в  которой, как Вы считаете, Вы  проявили свои позитивные личностные  качества.

Ситуация, описанная соискателем  при ответе на этот вопрос, характеризует  его уровень самооценки. Как вариант  способа выяснения самооценки можно  предложить соискателю в нарисованном на бумаге круге заштриховать долю, равную его собственному профессионализму.

В практике еще не было случаев, чтобы кто-то заштриховывал круг полностью. На вопрос, почему соискатель заштриховал не весь круг, он честно рассказывает о своих слабых сторонах. Кроме того, его ответы могут дать представление о желании соискателя развиваться и совершенствоваться.

8. Скажите, пожалуйста, каким  образом Вы могли бы улучшить  результаты своей нынешней работы?

Ответ на этот вопрос помогает оценить способность соискателя к принятию решений, его объективность  в оценке реальной ситуации и самокритичность.

9. Что в нынешней работе  Вы считаете своим достижением?

Главное, что даст нам  ответ на этот вопрос, — возможность  определить направленность личности соискателя: на достижение конкретного результата работы, на коммуникацию, на избегание  неудач и т. д.

10. Как Вы думаете, что  бы рассказал о Вас Ваш непосредственный  руководитель на нынешней работе?

Ответ на этот вопрос позволяет  оценить способность соискателя дать оценку себе с точки зрения другого человека, в данном случае — непосредственного руководителя.

Информация о работе Правила проведения собеседования