Практика использования социально-психологических методов муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть методы муниципального управления, а также изучить практику использования социально-психологических методов муниципального управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социально – психологические методы муниципального управления 5
1.1. Социологические методы управления 5
1.2. Психологические методы управления 10
Глава 2. Цели, принципы и методы муниципального управления 13
2.1 Цели муниципального управления 13
2.2. Принципы муниципального управления 15
2.3. Понятие и характеристика методов муниципального управления 18
Глава 3. Экономические методы муниципального управления 23
Заключение 28
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     Использование системы экономических методов на государственных и муниципальных предприятиях даст должный эффект только в том случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями.

     Фонд  материального поощрения используется конкретно на выплату премий и  вознаграждений, для оплаты работникам очередных отпусков в части, соответствующей их доле заработной платы. По согласованию с трудовыми коллективами администрация предприятий может передать часть средств фонда предприятиям-смежникам, строительным, научно-исследовательским и технологическим организациям для стимулирования решения сложных технологических проблем, а также ускоренного выполнения работ по техническому перевооружению основных фондов. Кроме того, часть фонда может быть передана в фонд социального развития с це?лью использования в первоочередном порядке на финансирование строительства объектов социально-культурного назначения. С согласия трудового коллектива средства фонда материального поощрения используются на покрытие перерасхода фонда заработной платы. Неиспользованные остатки средств фонда материального поощрения изъятию не подлежат и используются в следующем году.

     Экономические методы стимулирования находят отражения  в официальных документах муниципальных  образований. Так, согласно п. 4 Положения  «О материальном стимулировании муниципальных  служащих города Орла», «Надбавка за особые условия замещения муниципальной  должности устанавливается руководителем органа местного самоуправления дифференцированно в зависимости от личного вклада муниципального служащего».

     На  мой взгляд, не следует механически  переносить в муниципальную службу методы организации и стимулирования, доказавшие эффективность в иных областях деятельности. Деятельность муниципальных служащих, призванных обеспечить исполнение функций государства во благо общества и его членов, не может оцениваться исключительно с позиций экономической эффективности. Это может быть высокозатратная деятельность (например, различные меры контроля и обеспечения безопасности), которые полностью оправдывают себя, если учесть возможный ущерб от катастроф. Поэтому ни в коей мере не отрицая необходимости поиска критериев и показателей эффективности деятельности муниципальных органов и муниципальных служащих, а также выработки методов экономического стимулирования достижения соответствующих показателей, следует подчеркнуть, что это лишь один из возможных путей повышения эффективности муниципальной службы. Причем далеко не самый действенный.

     Непрерывные общественные изменения порождают  проблему отставания выработанной системы  показателей, вынуждают постоянно  вносить в нее существенные коррективы. Сами показатели эффективности нередко  весьма неоднозначны (что лучше отражает эффективность системы здравоохранения — число здоровых или больных?) Еще сложнее обстоит дело с выявлением личного вклада отдельного служащего в достигнутые результаты. Последнее ставит во главу угла обеспечение неукоснительного, исчерпывающего, результативного исполнения служащими своих должностных обязанностей, оставляя за экономическим стимулированием роль важного, но вспомогательного, дополнительного средства.

     Широкомасштабное  внедрение в организацию муниципальной  службы рыночных механизмов, экономических показателей — не только не способно кардинально решить проблему ее эффективности, но и создает для нее дополнительные угрозы, ведет к коммерциализации государственной службы. Это искажает ее принципы, подрывает ее основы, способно разрушить даже то немногое, что уже сделано и состоялось в России в области создания эффективной и ответственной перед обществом муниципальной службы.

 

      Заключение: 

     Методы  управления — это способы и  приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.

     Методы  муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических  систем, должны учитывать достигнутый  научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.

     Экономические методы управления — это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических  законов и интересов. Цель этих методов  — создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

     Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, инвестиционную политику и муниципальный заказ.

     Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления. Местная администрация осуществляет свои функции двумя методами правовыми и организационными.

     Правовой  метод предполагает принятие нормативных  правовых актов по вопросам находящимся  в компетенции муниципальных  исполнительных органов.

     Правовые  методы муниципального управления — это совокупность способов воздействия органов муниципального управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов в пределах своей компетенции.

     Социально-психологические  методы — это приемы и способы  управленческих воздействий на коллективы, и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии с целью повышения их трудовой и творческой активности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на коллективы в процессе их взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

     В практику государственного и муниципального управления все больше проникают  методы управления, оправдавшие себя на уровне основного производственного звена, прежде всего в частном секторе. Это относится и к формированию временных рабочих групп, и к стратегическому планированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам управления. В практику регионального управления внедряются современные информационные технологии, управление развитием региона все в большей мере основывается на управленческих и финансовых нововведениях. Происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой главным было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. При этом результатом становится не только высокая эффективность на всех уровнях управления и в целом по региону, но и повышение уровня жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, инфраструктуры.

     Экономические методы управления должны занять и  неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

     При умелом использовании экономических  методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

     Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием региона неразрывно связаны с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень и качество. Главный компонент социально-экономического развития — это воспроизводство самого человека и создание всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

 

      Список используемой литературы:

 
  1. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990.С . 72.
  2. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник.М.:Норма, 2004. 874с.
  3. Васильев А. А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 4-е, испр. и доп.- Н. Новгород:, Издатель: Гладкова  О. В., 2004. 454 с.
  4. Вобленко С. Ф. Основы местного самоуправления: Учебное пособие, Обнинск, 1997. 342 с.
  5. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. М.: Наука, 2002.
  6. Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация и право. М.,1986. С.135
  7. Кунц Г.,О Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 3ч.М., 1981. Ч.1.С.22.
  8. Максимов В.П.  система государственного и муниципального управления чаять II: Учеб.пособие. Челябинск 2008
  9. Моржаева И.Г., Богиснкая Е.В. Муниципальное управление /Учебник/М. Гардарики, 2006
  10. Полякова Н. Н. Анализ влияния института муниципального заказа на повышение конкурентоспособности предприятий муниципального образования. Оренбург, 2003. 453 с.
  11. Пылин В. В. Основы и принципы местного самоуправления // Журнал российского права. 1999. № 7/8. С. 26 — 32.
  12. Салов О. Уроки формирования экономической базы местного самоуправления // Федерализм. 2001. № 1. С. 127 — 148.
  13. Тихомиров Ю. А. Муниципальное право: Учебник. М.: Норма, 2003. 564 с.
  14. Уткин Э.А., Денисов  А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2001 г.304 с.
  15. Широков А. Н. Местное самоуправление в политической системе современной России: особенности и проблемы становления. Обнинск, 1997
  16. Шугрина Е. С. Муниципальное право. Новосибирск: Издательство новосибирского университета, 1995. 453 с.
  17. Голованов Л.Г. Своими глазами // Журнал Авторевю  №19 2010 С.52
  18. Конституция РФ.

     19.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 10 октября. 
 

  
 

Информация о работе Практика использования социально-психологических методов муниципального управления