Практика использования социально-психологических методов муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть методы муниципального управления, а также изучить практику использования социально-психологических методов муниципального управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социально – психологические методы муниципального управления 5
1.1. Социологические методы управления 5
1.2. Психологические методы управления 10
Глава 2. Цели, принципы и методы муниципального управления 13
2.1 Цели муниципального управления 13
2.2. Принципы муниципального управления 15
2.3. Понятие и характеристика методов муниципального управления 18
Глава 3. Экономические методы муниципального управления 23
Заключение 28
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     Метод управления — это способ целенаправленного  воздействия на организацию с  целью достижения поставленных перед ней задач.

     Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.

     Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и  пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.

     Характеризуя  методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную  форму.

     Направленность  методов управления ориентирована  на систему (Объект) управления (фирма, отдел и т.д.).

     Содержание  — это специфика приемов и  способов воздействия.

     Организационная форма — воздействие на конкретно  сложившуюся ситуацию. Это может  быть прямое или косвенное воздействие.

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

     Направленность  методов управления всегда одна и  та же — они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

     Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом  сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи  с этим можно выделить следующие  методы управления:

     1. организационно — административные, основанные на прямых директивных указаниях;

     2. экономические, обусловленные экономическими  стимулами;

     3. социально — психологические,  применяемые с целью повышения  социальной активности сотрудников.

     По  мнению А. И. Гаврилова, классификация включает следующие методы управления:

      1. административные (организационно-распорядительные);

     2 экономические;

     3 социально-психологические;

     4 воспитательные и др.

     Такое деление методов в известной  мере условно, так как абсолютно  четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.

     Особую  остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами создаваемой  в России рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления.

     Методы  муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических  систем, должны учитывать достигнутый  научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.

     Методы  муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную  систему методов муниципального управления. Существуют следующие группы методов: экономические, административно -распорядительные и правовые, социально-психологические.

     Каждая  группа методов обладает определенным характером воздействия на объект управления. Искусство управления заключается  в овладении этими методами, в  правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике.

     Механизм  муниципального управления подразделяется на несколько подсистем: организационную, экономическую, финансовую, бюджетную  и др. Данные подсистемы между собой  взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляя сложную интеграционную совокупность. Регулирование или совершенствование одной из них влечёт изменения в другой или цепную реакцию по всей муниципальной системе.

     Каждому направлению муниципального управления, определяемого конкретным предметом  ведения местного самоуправления, характерен набор функций управления и свой комплект инструментов реализации (перечень их не исчерпан) для решения задач, позволяющие выработать тактическую цель, управленческий алгоритм, выявить необходимое информационное и организационное обеспечение, определить задания для муниципальных служб и условия их реализации.

     Совокупность  методов управления получает статус подсистем обеспечения (экономическая, организационная, правовая, социально-психологическая) взаимодействия субъекта и объекта  управления, в качестве которых выступают органы местного самоуправления и определённые виды целесообразной деятельности людей на территории муниципального образования.

     К основным методам управления следует  отнести и некоторые специфические  методы, свойственные только прогрессивным механизмам, например: программно-целевой, способствующий ускоренному развитию социально-экономической системы.

     Формы воздействия на процессы жизнедеятельности  населения и функционирования муниципального хозяйства весьма разнообразны и  включают: бюджетные, налоговые, законодательные, общественно-политические, ресурсные, рыночные, информационные и другие, а также их разновидности и различные сочетания и комбинации.

     Метод управления — это способ достижения целей управления.

     Методы  управления можно рассматривать с точки зрения их содержания, направленности и организационной формы.

     В соответствии со структурой объекта  управления, в качестве которого в  сфере муниципального управления выступает  муниципальное образование, методы управления по уровню их применения подразделяются следующим образом:

     - методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе;

     - методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно-ресурсная и т.д.);

     - методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.

     Применение  этих методов, используемых в сфере  муниципального управления, помогает решать такие проблемы в муниципальном  образовании, как поддержка социально  незащищенных групп населения, безработица, решение национальных вопросов и т.д.

     Отметим, что в практике управления все  перечисленные выше методы управления находятся во взаимодействии. Нет  плохих или хороших методов муниципального управления. Для каждой ситуации имеют место «свои» методы или свое особое сочетание методов управления.

 

      

     3. Экономические методы муниципального управления. 

     Большую роль в повышении эффективности  общественного производства и улучшении  благосостояния трудящихся играет система  экономического стимулирования. Являясь важнейшим элементом хозрасчета, данная система способствует установлению непосредственной зависимости между уровнем эффективности производства и размером денежных средств, заработанных предприятием для расширения производства, материального поощрения работников, улучшения их социального положения. Система экономического стимулирования отражает хозяйственную самостоятельность предприятий в рамках единого хозяйственного механизма. Одновременно с этим она используется государством для экономического воздействия на работу предприятия и личную материальную заинтересованность его работников. Отсюда вытекает, что система экономического стимулирования выполняет экономические функции двоякого рода.

     Экономические методы управления — это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов — создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

     Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную  политику, налоговую политику, инвестиционную политику и муниципальный заказ.

     Экономические методы управления главной своей  задачей ставят материальное стимулирование труда работников. Следует отметить, что до недавнего времени экономические  методы управления считались самыми действенными, ведь работник работает для того, чтобы заработать деньги. Но, в последнее время это убеждение подверглось критике, не менее важен для работника и его социальный статус и социальные гарантии.

     Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

     Сущность  экономических методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

     Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

     - базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);

     - оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);

     - непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

     - побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

     Экономические методы управления должны занять и  неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения  нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в  новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

     При умелом использовании экономических  методов управляющие органы в  условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей  экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

     Чем шире применяются экономические  методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество.

Информация о работе Практика использования социально-психологических методов муниципального управления