Повышение работоспособности менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

По мере развития менеджмента основное внимание уделялось тому, как руководитель, то есть менеджер, должен управлять, чтобы предприятие работало эффективно. Но, к сожалению, мало внимания уделялось тому, как организовать работу самого менеджера.
В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления.

Содержание

Содержание
Введение……………………………...………………………………………………3
Сущность и факторы обеспечения работоспособности…………………......5
Особенности деятельности менеджера на предприятии..…………..............11
Методы и признаки повышения работоспособности ..…………………....16
Заключение…………………………………………..……………………...............25 Список использованной литературы……………………………………...............27

Работа содержит 1 файл

пути повышения работоспособности менеджера.docx

— 1.00 Мб (Скачать)

     Одним из наиболее важных путей повышения  эффективности управления считается  активная поддержка новаторства  в организации. Создание и поддержка  атмосферы творческого поиска – прямая задача руководителей компании.

     Таким образом, трудовая деятельность человека зависит от его работоспособности, т.е. способности производить сформированные целенаправленные действия. Можно выделить три основные стадии работоспособности: 1) врабатывание или стадия нарастающей работоспособности (постепенное вхождение человека в конкретную производственную деятельность). 2) устойчивая работоспособность на высоком уровне. 3) стадия развивающегося утомления. Она характеризуется снижением технико-экономических показателей и нарастанием напряженности психофизиологических функций. Знание закономерностей динамики работоспособности позволяет оптимизировать процесс роста работоспособности человека с учетом специфики его деятельности, психофизиологического состояния и индивидуальных особенностей.

 
 
    1. Особенности деятельности менеджера на предприятии
 

     Менеджер  – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации.

     Любая организация не может существовать без менеджеров, и для этого  существует ряд следующих причин:

     – менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;

     – менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

     – они разрабатывают стратегии поведения организации.

     По  целям профессия менеджера –  преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные  ее аспекты).

     По  средствам труда менеджер относится  преимущественно к числу профессий  умственного труда, используются при  необходимости средства обработки  информации - вычислительная и организационная  техника.

     По  условиям труда профессия менеджера  относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному, нередко  в условиях повышенной ответственности  за жизнь и здоровье людей.7

     К менеджеру, в первую очередь, предъявляются  требования высокого профессионализма и компетентности. В нем должны соединяться качества высококвалифицированного специалиста, обладающего техническими и экономическими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции.

     Влияние на подчиненных составляет основу руководства. Руководитель – это человек, который лично своим влиянием направляет подчиненных на достижение целей организации. Его функциями являются определение норм поведения подчиненных, удовлетворение в меру возможности их нужд и защита их интересов перед управляющими верхнего уровня.

     Среди требований, предъявляемых к менеджеру, на первый план ставится умение управлять  людьми. Поэтому он должен в совершенстве знать своих прямых подчиненных, особенно их возможности выполнять  порученное дело. Менеджер должен иметь  гражданское мужество избавиться от неспособных или нерадивых работников.

     Не менее важна для менеджера "межличностная эффективность", то есть умение общаться с людьми, решать возникающие вопросы без конфликтов, заинтересовывать, доходчиво и просто объяснять. Вместе с тем, "эффективное оперативное лидерство" предполагает, что менеджер должен прекрасно знать тонкости работы своего подразделения и, в случае необходимости, суметь взять управление процессом на себя и вывести ситуацию из кризиса.8

     По  мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной  профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности  и т.д.).

     Термин  «менеджер» используется применительно  к руководителю любого уровня или  организатору конкретных работ. Толковый словарь русского языка под редакцией  Д.В. Дмитриева определяет менеджера  как человека, отвечающего за работу предприятия, фирмы, отдела.

     Профессиональная  культура менеджера, являясь обобщенным показателем его личностно-профессиональной компетентности в области менеджмента, определяет наиболее приоритетные способы  осуществления профессиональной деятельности, отражает его гуманистическую направленность и проявляется во внутреннем (культура мышления, эмоциональная культура, культура рефлексии) и внешнем (культура общения, культура проявления эмоций, культура поведения, культура профессиональной деятельности, культура внешнего вида) планах, определяя отношение специалиста  к профессиональной деятельности на основе осознания ее значимости как  государственной, общественной, личностной ценности.9

     Специфика профессиональной деятельности менеджера  отмечается высокой интенсивностью и наличием частых вмешательств извне, а также широкой сетью контактов, выходящих за пределы рабочей группы.

       Существуют современные тенденции, характерные для профессиональной деятельности менеджера:

  1. доминирование не рационально-прагматических аспектов управления, а социально-психологических, личностных компонентов деятельности;
  2. требование к способности осуществления непрерывного общения, ориентированного на передачу управленческой информации; получение и обработку обратной связи и обратной информации;
  3. знание основ, технологий менеджмента (А.М. Зобов). Ряд авторов акцентирует внимание на значимости личностных аспектов профессиональной деятельности менеджера, его профессионально-личностном развитии, формировании профессионально значимых личностных характеристик.

     Система подготовки будущего менеджера, обучение его применению технологий, общению как в рамках профессиональной деятельности, так и за ее пределами, умение организовывать взаимодействие и т. п. раскрывается через знание общекультурных и специфических аспектов профессиональной культуры менеджера.10

     Важным  фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда  менеджера, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности, разграничение  их полномочий, прав и сфер ответственности.

     Существует  горизонтальное и вертикальное разделение всей работы на составляющие компоненты.

     Вертикальное – построено на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление бригадами, сменами, участками. Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственных процессов, подразделений, которые состоят из нескольких первичных образований. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб, руководителей вспомогательных и обслуживающих производств. Высший уровень – администрация предприятия, осуществляющая общее стратегической руководство организации, ее функциональными и производственно-хозяйственными функциями.

       В зависимости от вида деятельности  менеджеры бывают линейные и  функциональные. Линейные – которые отвечают за все функции управления. Функциональные -– несут ответственность за одну конкретную функцию.

     По  сравнению с другими видами труда  в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:  

  1. он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
  2. участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
  3. предметом труда является информация;
  4. средством труда  является организационная и вычислительная техника;
  5. результатом труда  является управленческое решение.

     Чтобы выполнять свои функции, менеджеры  должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

     Результатом осуществленного теоретического анализа  явилось уточнение структуры  профессиональной культуры будущего менеджера, включающей в себя когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, рефлексивный компоненты.

     Когнитивный уровень содержательно отражает требования владения культурой мышления будущего менеджера; эмоциональный включает умения проявлять эмпатию, распознавать свои эмоции и эмоции других людей, регулировать свое эмоциональное состояние.

     Коммуникативный уровень обусловлен необходимостью соблюдения правил речевого этикета и предполагает наличие умений устанавливать дружескую атмосферу, поддерживать взаимодействие.

     Рефлексивный уровень составляют умения осуществлять рефлексию профессиональной деятельности, адекватно оценивать свои профессиональные возможности и способности.

     Таким образом, задачи и функции менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, которых приятно называть менеджерами. Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия. Менеджер занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.  

     
  1. Признаки  и методы повышения работоспособности  менеджера
 

     Работоспособность менеджера – потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

     Значимость  работоспособности как качества личности увеличивается по мере роста уровня, занимаемого менеджером в иерархии, и достигает максимума для топ-менеджеров.

     Возможность интенсивной длительной трудовой деятельности, в первую очередь, должна обеспечивать возможность нормально – интенсивной ровной результативной деятельности, в полном соответствии с условиями работы и требованиями, предъявляемыми к работнику.

     Работоспособность зависит от множества других качеств  и свойств личности, включая волю, мотивацию, характеристики физического  и психологического состояния индивидуума, восприимчивость к внешним возмущающим  факторам, например, в виде реакции  на особенности микроклимата в компании и многое другое.11

     Недостаток работоспособности, как правило, не приводит к существенному ухудшению качества управления, и, как следствие, крайне редко является основанием для ограничения карьеры или увольнения менеджера. Этому в значительной мере способствуют широкие возможности по преодолению или компенсации ее дефицита.

     Практически все менеджеры имеют возможность  компенсировать дефицит работоспособности  за счет перераспределения обязанностей, в наибольшей степени такой возможностью обладают топ - менеджеры. Впрочем, не нужно  забывать, что в этом случае уменьшение требований к работоспособности  сопровождается их увеличением к  личной организованности руководителя, поскольку одновременно с перераспределением обязанностей происходит увеличение количества управляемых объектов.12

     Общая значимость такого качества как организованность быстро возрастает по мере увеличения сложности и количества руководимых  процессов. Ясно, что требования к  организованности существенно выше в иерархиях с невысоким уровнем  регламентации действий менеджера  и значительным количеством параллельно протекающих процессов. Видимо, наиболее остро необходимость этого качества ощущается в небольших компаниях. В первую очередь это относится к небольшим коммерческим компаниям, то есть тем, где каждый руководитель вынужден одновременно исполнять несколько разных ролей.

     Организованность  является еще одним примером качества, которое может быть осознанно  выработано самой личностью. Для  одних руководителей это не составляет труда, потому что они с рождения обладали очень сильными задатками  этого качества, другим придется напрячь  волю и попытаться воспитать в  себе высокоорганизованный стиль поведения.

Информация о работе Повышение работоспособности менеджера