Повышение эффективности управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе управленческой деятельности предприятий, основанных на различных формах собственности и разработке предложений по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить современное состояние предприятия и провести анализ экономических показателей его деятельности;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления предприятием.
Объектом исследования было выбрано предприятие ОАО «Мозырский НПЗ ».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы управления предприятием на различных формах собственности…………………………………………………………………4
1.1 Классификация предприятий по формам собственности………………..4
1.2Особенности управления коммерческим предприятием………………...6
1.3 Особенности управления некоммерческим предприятием…………..11
2. Анализ особенностей управления в ОАО «Мозырский НПЗ»…………13
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……..13
2.2 Оценка эффективности управления ОАО «Мозырский НПЗ»………..18
3 Повышение эффективности управления………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая реш.docx

— 96.05 Кб (Скачать)

     Если  мы описываем предприятие в терминах состояния, а процесс функционирования - как смещение в пространстве состояний, то упомянутая сеть будет соответствовать  координатным осям n-мерного пространства. Сложность управления предприятием состоит в том, что не только предприятие <движется> к целевому состоянию, но и само пространство, в котором  происходит движение, изменяется (т.е. имеет место динамическая система  координат). Отсюда необходимость непрерывного мониторинга внешней среды, позволяющего своевременно реагировать на изменение  множества экзогенных параметров.

     Важно четко различать две точки  зрения на процесс позиционирования: 1) позиционирование как моделирование  будущего состояния; 2) позиционирование как управленческий процесс. Кратко поясним вторую точку зрения. В  классической теории оптимального регулирования  понятие определяется как некоторая  характеристика системы, значение которой  в настоящий момент времени определяет текущее значение выходной величины и оказывает влияние на ее будущее. Несмотря на определенную расплывчатость данного определения в нем  отмечен важный момент, которому часто  не уделяется должного внимания. Распространенная ошибка состоит в том, что позиционирование часто рассматривают как своеобразное управление <будущим> состоянием. В  то же время, исходя из приведенной  формулировки, мы можем определить позиционирование только как воздействие  на фактическое (текущее) состояние  предприятия с целью достижения им в будущем целевого (заданного, планового) состояния. Иначе говоря, управление в отличие от моделирования  всегда имеет отношение только к  настоящему времени.

     Отдельного  рассмотрения требуют вопросы встречного влияния предприятия на параметры  внешней среды (этому служат мероприятия Public Relations, реклама и прочие методы стимулирования сбыта, лоббирование и  др.). В общем случае, потенциал  встречного влияния определяется следующими основными характеристиками: 1) масштабы и социально-экономические результаты деятельности предприятия; 2) стратегическая значимость предприятия (принадлежность к структурообразующей отрасли, доля в структурообразующей отрасли); 3) географическая локализация предприятия  и подконтрольных ему структур; 4) контроль над средствами массовой информации; 5) развитость институциональной (коммерческой и социальной) структуры, в том  числе принадлежность к крупным  ФПГ; 6) личные качества и достижения(в  том числе, социально-политические) руководства или собственников  предприятия.

     Сочетание процессно-ориентированного и событийного  подходов позволяет построить корректную модель управления предприятием. Можно  выделить два принципиальных подхода  к формированию данной модели:

     <сверху-вниз> от интегральной целевой функции  развития к частным параметрам  оперативной деятельности (по схеме  <дерева целей> или точнее  по семантическому графу оценочных  критериев) для построения параметрической  модели предприятия;

     <снизу-вверх>  в организационном аспекте с  целью построения корректной  системы распределения работ  и исполнителей в рамках реализуемых  бизнес-процессов.

     Более подробно остановимся на особенностях первого подхода. Процессно-ориентированные  технологии организационного управления базируются на фундаментальных (в частности, кибернетических) принципах управления. По содержанию и механизму действия организационное управление полностью соответствует классической схеме регулирования с обратной связью, что объясняется инвариантностью данной схемы по отношению к различным предметным областям и задаваемым целям функционирования. Например, информационная часть системы бюджетирования полностью поглощается корректно построенной моделью управления, в рамках которой с помощью бюджетов осуществляется регулирование финансово-экономической составляющей деятельности предприятия. Бюджеты при этом трансформируются в элементы стандартной системы управления по отклонениям, манипулирующей плановыми (нормативными) и фактическими показателями.

     Именно  в связи с инвариантностью  и практической значимостью кибернетических  алгоритмов одной из важнейших предпосылок  является положение о первичности  модели управления по отношению к  другим моделям, отражающим различные  аспекты деятельности предприятия (финансовой, производственной, организационной  и др.). В частности, строго под  алгоритм функционирования системы  управления должна формироваться учетная  политика (за исключением официальных  форм отчетности), собираться маркетинговая  информация, проводиться мониторинг внешней и внутренней среды. Имеет  место и обратная зависимость - ограничения  на методы сбора, обработки и представления  информации во многом определяются особенностями  функционирования системы управления.

     Регулирование параметров бизнес-процессов на предприятии  осуществляется системой организационного управления (СОУ), т.е. человеко-машинным комплексом, системообразующим фактором которого является управленческое решение (Никаноров, 1989). Отметим, что аппарат  управления (менеджмент предприятия, дирекция) является только компонентом СОУ. Другой - автоматизированной - составной частью СОУ выступает система поддержки  принятия управленческих решений (СППУР), формирующая проекты управленческих решений. Проект управленческого решения - это оформленный в соответствии с принятыми на предприятии стандартами  результат логического вывода лица, принимающего решения (ЛПР).

     Практически не уделяется внимания организационной  структуре управления предприятием. Речь скорее должна идти о способах корректного распределения работ  внутри бизнес-процессов. Это обусловлено  тем, что организационная структура (иерархическая, функциональная, матричная  и др.) фактически является лишь субъективным способом кластеризации отдельных  фрагментов бизнес-процессов по функциональным подразделениям (отделам, службам и  т.д.), осуществляемым лицом, принимающим решения. В случае пренебрежения издержками на содержание персонала организационная структура практически не оказывает влияния на эффективность деятельности предприятия. Важное значение имеет только корректное распределение функций (работ), ресурсов и исполнителей в рамках реализуемых бизнес-процессов, учитывающее социально-психологические особенности сотрудников. Причем исполнители не обязательно должны быть одинаково локализованы (например, в случае виртуальных предприятий, телеработы и др.).

     Подводя итоги, можно отметить следующее. Функционирование предприятия - это уникальный слабопредсказуемый (стохастический) целенаправленный процесс, в ходе которого предприятие переходит  из одного состояния в другое (<смещается  в пространстве состояний>). Проблема управления предприятием состоит в  исследовании влияния различных  внешних и внутренних событий  на параметры бизнес-процессов и  в корректном регулировании этих параметров для достижения требуемой  эффективности функционирования всей системы. Регулирование (управление) сводится к принятию и реализации управленческих решений.

     1.3.Особенности управления некоммерческими предприятиями.

     Правовая  форма организации характеризует  прежде всего специфику имущественных  отношений между организацией и  ее учредителями, но во внимание принимаются  и другие обстоятельства, а именно: конкретные цели и содержание деятельности. Существует перечень важнейших форм некоммерческих организаций, предусмотренных  Законом «О некоммерческих организациях», и ключевые особенности каждой из форм.

     Перечень  включает: 1) потребительские кооперативы; 2) общественные; 3) религиозные организации (объединения); 4) некоммерческие партнерства; 5) учреждения; 6) автономные некоммерческие организации; 7) объединения юридических  лиц (ассоциации и союзы). Высшими  органами управления некоммерческих организаций  в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный  высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее  собрание членов для некоммерческого  партнерства, ассоциации (союза). Порядок  управления фондом определяется его  уставом.

     Основные  функции высшего органа управления некоммерческой организации: 1) обеспечение  соблюдения ею целей, в интересах  которых она создана; 2) определение  приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества; 3) образование исполнительных органов  организации и досрочное прекращение  их полномочий; 4) утверждение финансового  плана, годового отчета и годового бухгалтерского баланса; 5) создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации; 6) участие в других организациях; 7) реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда). Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального органа ее управления правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины членов.

     Члены высшего органа управления некоммерческой организации не вправе получать от организации вознаграждение за выполнение своих функций, за исключением компенсации  расходов, непосредственно связанных  с участием в работе этого органа. Для фондов обязательным является создание попечительского совета. Некоммерческие организации ведут бухгалтерский  учет и статистический учет, предоставляют  необходимую информацию налоговым  органам, собственным учредителям  и иным лицам. Размеры и структура  доходов и имущества некоммерческой организации, а также сведения о  ее расходах, численности работников и волонтеров, оплате труда не могут  быть предметом коммерческой тайны. Р Законодательство возлагает на государство ответственность и наделяет его полномочиями контролировать деятельность некоммерческих организаций. Если организация совершает действия, не согласующиеся с ее некоммерческим статусом, ей может быть вынесено письменное предупреждение органом, который ее зарегистрировал, либо прокурор может внести представление об устранении нарушений. Если таких предупреждений или представлений было более двух, возможно возбуждение судебного дела о ликвидации некоммерческой организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «МОЗЫРСКИЙ НПЗ»

     2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия.

     Своим возникновением МНПЗ обязан двум основным факторам: во-первых, открытием и  началом промышленной разработки нефтяных месторождений в Припятской низменности (в районе белорусского города Речица). Во-вторых, строительством в регионе  одной из веток нефтепровода «Дружба», по которому нефть из месторождений  в Западной Сибири транспортируется в страны Центральной и Восточной  Европы.

     Выгодное  географическое положение г. Мозыря, который, как и г. Речица, расположен на юге Республики Беларусь в Гомельской области – регионе с развитой инфраструктурой и наличием трудовых ресурсов необходимой квалификации – обусловило выбор этого города в качестве места строительства  крупного нефтеперерабатывающего предприятия. Первая очередь Мозырского НПЗ была сдана в эксплуатацию в январе 1975 года. В период с 1975 по 1990 гг. на предприятии  продолжилось строительство и пуск целого ряда объектов производственного  и социально-культурного назначения. Среди них: установка ЛК-6У №1 и  очистные сооружения; установки по производству серы и производству битума; установка ЛК-6У №2 и установка  по производству н-парафинов и регенерации  серной кислоты; установки Парекс-2, Парекс-3 и «Детол» по производству бензола; а также первая автоматическая линия по производству обуви из ПВХ (1986), трамвайная линия и депо (1988), Дворец культуры Мозырского НПЗ (1990) и  др.

     К началу 1990-х завод входил в число  ведущих предприятий Миннефтехимпрома СССР. В это время на предприятии  ежегодно перерабатывалось до 16 млн. тонн сырой нефти. Традиционными рынками  сбыта для МНПЗ являлись северные области Украины, западные области  России, юг Беларуси, Польша и Чехия. Созданная при предприятии система  продуктопроводов обеспечила выход  мозырских нефтепродуктов в страны Восточной Европы.

     С распадом Советского Союза предприятие  перешло в государственную собственность  Республики Беларусь, являясь в настоящий  момент структурным подразделением государственного концерна «Белнефтехим». Первые годы существования Мозырского НПЗ в качестве государственного предприятия суверенной Беларуси ознаменовались резким падением объемов перерабатываемой на заводе нефти. Так, в начале ХХI в. МНПЗ в среднем перерабатывал  около 700 тыс. тонн сырой нефти в  месяц, т.е. около 8 млн. тонн в год  соответственно.

     Вместе  с тем в последние годы наблюдалось  неуклонное увеличение данного показателя, и на момент обследования (2006 г.) среднегодовые  объемы перерабатываемой на заводе нефти  оценивались в 10,2 – 10,3 млн. тонн. «Такая загрузка полностью соответствует потребностям внутреннего рынка и обеспечивает вывоз нефтепродуктов за пределы Беларуси на экономически обоснованное расстояние» (из интервью с главным инженером предприятия). Нефть, как и ранее, поступает на завод по двум нефтепроводам: российская нефть из Западной Сибири — по нефтепроводу «Дружба» (около 77% перерабатываемого на предприятии сырья) и белорусская нефть — с Речицких месторождений (около 23% сырья). На предприятии также отработана схема приема углеводородосодержащего сырья по железной дороге.

Информация о работе Повышение эффективности управления