Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:07, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть мотивацию как стимулирующий рычаг повышения эффективности в организации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи.
1.Охарактеризовать понятие и сущность мотивации.
2.Классифицировать различные способы мотивационного воздействия и дать их характеристику.
3.Раскрыть роль использования мотивации в повышении эффективности работы организации.
Введение
Глава1. Понятие и сущность мотивации
Глава2. Виды мотивации и их характеристика
Глава3. Повышение эффективности работы организации с помощью мотивации
Заключение
Список используемых источников и литературы
Нематериальные стимулы очень многообразны и делятся на три группы: социальные, моральные, творческие. Используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности.
Социальные
стимулы связаны с потребностью
работников в самоутверждении, с
их стремлением занимать определенное
общественное положение, с потребностями
в определенном объеме власти. Эти
стимулы характеризуются
Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным.
Личное
признание подразумевает, что особо
отличившиеся работники будут отмечены
в специальных докладах высшему
руководству организации. Они могут
быть представлены лично руководителю.
Им гарантируется право подписи
в документах, в разработке которых
они принимали участие. Такие
работники по случаю праздников и
юбилейных дат персонально
Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах ("Досках почета"), награждение особо отличившихся людей специальными знаками, грамотами. Нередко публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т.д.
К моральным стимулам относятся похвала и критика.
Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализоваться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.
Между
материальными и
Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Одна из форм стимулирования объединяет в себе рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический стимул), и интересную и содержательную работу (организационный стимул), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем попадания в более высокую статусную группу (моральный стимул).
Однако этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В
то же время, когда вакансий мало, страх
потерять работу служит достаточным, хотя
и не идеальным стимулом, обеспечивающим
желательную
Можно выделить такие виды нематериального вознаграждения за труд, как:
1.
Вознаграждение дополнительным
свободным временем - увеличение
продолжительности отпуска,
2.
Вознаграждение посредством
3.
Вознаграждение морального
Опыт
применения нематериальных форм трудового
вознаграждения позволяет сделать
следующие выводы. Практически всегда
они являются дополнительной формой
вознаграждения. Хотя их доля в структуре
вознаграждения сравнительно невелика,
стимулирующий эффект и воздействие
на экономическое поведение
Заставить кого-то что-нибудь полюбить или захотеть чем-то заниматься - чрезвычайно сложно.
Особенностью внутренней мотивации является то, что организация практически не способна повлиять на нее в положительную для себя сторону, но в отрицательную сторону - способна.
Когда
сотрудник только приступает к новой
работе, чаще всего внутренняя мотивация
сильна и может быть основным фактором,
определяющим поведение на рабочем
месте. Для многих, по крайней мере,
для квалифицированных
И руководство должно приложить все усилия для предотвращения или смягчения возможных факторов демотивации. Вот лишь некоторые из них:
1.
Нарушение негласного
При
найме на работу кандидат и компания
заключают "сделку", в которой
свободное время, энергия и интеллект
обмениваются на определенное материальное
вознаграждение, потенциальные возможности
реализовать свои личные мотивы и
некую "среду обитания". Личные
мотивы могут быть самыми разнообразными:
от возможности каждый день куда-либо
приходить и общаться с другими
людьми, до возможности активно работать
и видеть результаты своего труда. В
"среду обитания" может входить
множество факторов, начиная от внешнего
вида офиса и графика работы, до
специфики коллектива и поручаемых
сотруднику задач. В результате у
потенциального сотрудника формируются
ожидания, которые могут расходиться
с действительным положением вещей
в компании. Вскоре после начала
работы сотрудник обнаруживает, что
обучение формально, перспектив для
роста никаких, коллектив представляет
собой закрытые группки сотрудников,
не пускающие аутсайдеров. Результат
тот же - внутренняя мотивация испарилась,
от энергичного и полного
Рекомендации: максимум реалистичной информации в процессе отбора. Формирование реалистичных ожиданий.
2.
Неиспользование каких-либо
Организации практически всегда чему-нибудь учат вновь пришедших (в явной или скрытой форме, т.е. "по ходу дела"), откладывая при этом "на дальнюю полку" не пригодившиеся навыки. Неосмотрительное отбрасывание таких навыков со временем чревато серьезнейшей демотивацией - если туда попадают навыки, которыми сам сотрудник дорожит.
Рекомендации: одно из решений заключается в том, что многообразие задач и ситуаций, с которыми сталкивается организация, часто предоставляет возможность "протирать пыль" с неключевых навыков и знаний сотрудников. Пусть это будут временные, проектные задачи, пусть отнимающие немного времени (а порой - и вовсе решаемые во внеурочное время), но они дадут вашему сотруднику понять, что вы цените все его многогранные умения, и что вы не позволите ему забыть то полезное, что он знал раньше.
3.
Игнорирование идей и
Приступая
к новой работе, сотрудники обычно
"фонтанируют" новыми идеями - от
совершенствования методов
Рекомендации: прислушивайтесь к идеям и предложениям. Из них часто можно что-то почерпнуть. И всегда объясняйте, почему та или иная идея не подходит для реализации в вашей компании.
4.
Отсутствие чувства
Это наиболее актуально для сотрудников, работающих вне штата компании или для вспомогательного персонала. У таких работников нередко складывается впечатление, что для менеджеров компаний они вообще являются людьми второго сорта, которые работают на компанию исключительно из-за денег.
Рекомендации: Чувство причастности к общему делу и командный дух являются очень сильным стимулом. Сотрудники, жертвуя своими личными интересами и временем, готовы работать на достижение целей компании. 5. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста.
В ситуации, когда сама специфика работы не дает возможности развиваться и достигать результатов, рутинная однообразная работа через определенное время нейтрализует внутреннюю мотивацию большинства сотрудников, даже
Рекомендации: Для сотрудников "рутинной" сферы необходимо создавать время от времени проекты - краткосрочные задачи, часто в смежных со специализацией сотрудника областях. Это разбавит рутины и позволит им чему-нибудь поучиться. Для долгосрочных проектов - всегда разделять их на "ощутимые" этапы, и поощрять промежуточные результаты.
6.
Отсутствие признания
Рекомендации: Поощрять сотрудников за успехи и достижения, возможно, не всегда финансово, но зато всегда - словесным одобрением и поддержкой.
7.
Отсутствие изменений в
Структурные ограничения являются наиболее распространенной причиной замедления и остановки карьерного роста, точнее сказать, изменения статуса сотрудника в организации, дающего полномочия, власть, возможность решать новые задачи и расти. В результате сотрудники уходят в другие компании на более высокие позиции. Не последним по значимости демотиватором является субъективизм руководства при принятии решений о перемещении сотрудников.
Рекомендации:
в этом случае целесообразно использовать
различные приемы изменения статуса
без изменения должности, например,
руководство временным
3. Повышение эффективности работы организации с помощью мотивации
Управление
персоналом включает многие составляющие.
Среди них: кадровая политика, взаимоотношения
в коллективе, социально-психологические
аспекты управления. Ключевое же место
занимает определение способов повышения
производительности, путей роста
творческой инициативы, а так же
стимулирование и мотивация работников.
При этом предполагается появление
у людей мотивов и стимулов,
которые будут способствовать повышению
эффективности общественного
Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие ощутимые результаты, как текучесть кадров; руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.
Информация о работе Повышение эффективности работы организации с помощью мотивации