Поведение в организации как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:51, реферат

Описание работы

Организационное поведение – систематически научный анализ индивидов, групп и организаций, с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации (то есть в основе лежит личность).

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)
  • Стихийные;
  • Организационно оформленные (письменно фиксируются требования).
    1. По преобладающим последствиям для организации:
      • Диструктивные (тормозят деятельность организации);
      • Конструктивные (способствуют развитию организации).
 

Причины конфликтов. Структура  конфликта.

    Составляющими элементами конфликта являются:

  1. Оппоненты – субъекты и участники конфликта;
  2. Конфликтная ситуация – база для конфликта;
  3. Объект конфликта – конкретная причина конфликта, его движущая сила. Объекты могут быть трех видов:
    1. Объекты, которые не могут быть разделены на части;
    2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками;
    3. Объекты, которыми участники могут владеть совместно.
      1. Причина конфликта – могут быть внутренними и внешними, объективными и субъективными.

    Объективные:

        • Ограниченность ресурсов;
        • Структурная зависимость участников производственного процесса друг от друга и другие моменты.

    Субъективные:

  • Различия в ценностях, в ценностных ориентациях, нормах поведения работников;
  • Личностные особенности характера.
    1. Инцидент – формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Может произойти случайно или может быть спровоцирован субъектами конфликта. Инцидент знаменует переход конфликта в новое качество, при этом возможно 3 варианта поведения сторон конфликта:
      • Стороны стремятся уладить возникшие разногласия и найти компромиссное решение;
      • Одна из сторон делает вид, что ничего не произошло (уход от конфликта);
      • Инцидент становится сигналом к началу открытых столкновений.
 
 
 
 
 
 

    

      

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

    Стратегии:

    Напористость (настойчивость). Стратегия направлена на реализацию собственных интересов, достижение собственных, часто меркантильных, целей.

    Партнерство (кооперативность). Характеризуется поведением личности, направлением на учет интересов других лиц. Это стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов.

                                                        
 
 
 
 
 

Тактики поведения в конфликтной  ситуации.

    Сочетание   стратегий   при   различной   степени  их  выраженности  определяют 5 основных тактик разрешения менеджером межличностных конфликтов:

  1. Тактика «избегание». Действия менеджера направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказывания своей позиции. В ответ на предъявление менеджеру обвинения, он переводит разговор на другую тему, отрицает наличие конфликта, считает его бесполезным.
  2. Противоборство характеризуется стремлением менеджера настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие им жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления, применение власти, принуждения, давления, использованием зависимости, тенденции воспринимать ситуацию, как вопрос победы или поражения.
  3. Уступка. В этом случае менеджер готов уступить, пренебрегая собственными интересами. Уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с претензиями противной стороны. Стремится поддержать партнера, подчеркивая общие интересы и замалчивая разногласия.
  4. Сотрудничество – это тактика характеризуется поиском решений, удовлетворяющих, как интересы менеджера, так и другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме.
  5. Компромисс характеризуется стремлением менеджера урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого, поиском средних решений, при которых никто много не теряет, но много и не выигрывает, интересы менеджера и противной стороны не раскрываются.

    Встречаются и другие стили управления при разрешении конфликтов:

  1. Решение проблемы. Характеризуется признанием различия во мнениях и готовностью ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и разрешить его приемлемым для всех сторон способом. Менеджер не добивается своей цели за счет других, а ищет лучший вариант разрешения проблемы из-за которой возник конфликт.
  2. Координация – согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решение общей задачи. При этом конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями.
  3. Интегративное решение проблемы. Выход из конфликта основывается на таком решении проблемы, которое устраивает конфликтующие стороны. Это одна из наиболее успешных стратегий, так как менеджер ближе всего подходит к разрешению условий породивших конфликт.
  4. Конфронтация – это путь решения конфликта путем вынесения проблемы на всеобщее обозрение, привлекаются все участники конфликта. Менеджер и другая сторона вступают в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом. Публичные и открытые обсуждения – одно из действенных средств управления конфликтом.

Этапы переговорного процесса. Подготовка к переговорам.

    Переговоры – это процесс поиска совместных решений двух или нескольких сторон с различными точками зрения, предпочтениями, приоритетами. Переговоры рассматриваются как поиск согласования общих и конфликтующих интересов.

    Начальные условия переговоров:

  • Взаимозависимость;
  • Неполный антагонизм или неполное сотрудничество.

    Переговоры  не нужны в следующих  случаях:

    1. Если у Вас есть возможность отдавать распоряжения или право инструктировать.
    2. Если точку зрения, несовпадающую с Вашей, высказывает консультант.
    3. Если существует третья сторона, которая трезво оценивает ситуацию и имеет возможность принимать общие решения или навязывать те или иные решения.

    Прежде  всего, необходимо выделить те ситуации, в которых переговоры неуместны. Это позволит сэкономить время.

    Параметры переговоров:

  • Предмет переговоров;
  • Сфера интересов;
  • Временные рамки;
  • Темы переговоров.

    Правильная  оценка этих параметров и их контроль позволяет гарантировать более  лучшие результаты переговоров. 

    Этапы переговорного процесса. 

               

                   
 
 
 
 
 
 
 
 

    Обязательным  условием успешного завершения переговоров  является тщательная подготовка. Начинать надо со сбора информации, которая  позволит уточнить цель переговоров, установить какое соглашение должно быть достигнуто, и выявить наилучший путь ее достижения. На этапе подготовки переговоров следует выделить наилучшие способы их ведения. Переговоры могут строиться по не директивному способу или с преобладанием директивных способов.

    Недирективные способы ведения переговоров предполагают:

  1. Готовность к соглашению (хотя бы временному), то есть соглашение с тем, что предлагает оппонент.
  2. Готовность к изменению собственного мнения, когда это способствует конструктивному разрешению критической ситуации и не противоречит принципиальным установкам стороны, которая готова изменить свое мнение.
  3. Отказ от критики личности оппонента и всего того, что затрагивает его самолюбие.
  4. Акцентирование внимания не предметной деловой стороне переговоров.
  5. Отбор и закрепление высказываний, способствующих конструктивному решению и согласию.
  6. Умение слушать оппонента, использование принципа повторения высказываний для более полного понимания сторон.
  7. Отказ от открытой интерпретации (оценки) мотивов и намерений оппонентов.
  8. Постановка открытых вопросов, лишенная двусмысленности и подтекста.

    Одна  из теорий ведения переговоров основана на выделении характеристики промежуточных  стадий и результатов переговоров. Эти характеристики включают оценку выигрыша и потерь. В этом случае нужно планировать 2 типа действий, а именно взятие обязательств и угрозы.

    Первый  тип – обязательства. Предполагает взятие обязательств на себя, а так же информирование оппонента об уже имеющихся обстоятельствах. Эти обстоятельства должны убедить оппонента в невозможности идти противной стороне на дальнейшие уступки.

    Второй  тип – угрозы. Это демонстрируемая способность и готовность нанести ущерб оппоненту. При этом используется прием «демонстрация силы». Фактически это демонстрация возможности контроля темпа и времени ведения переговоров.

    Эффективность переговоров в значительной степени  зависит от самоконтроля участников и контроля за ходом переговоров. Может быть выбрана так же тактика давления. При этом задача состоит в создании такой ситуации, когда одна из сторон вынуждена пойти на уступки.

    Эта тактика предполагает:

  1. Отказ от переговоров;
  2. Завышение требований (в начале переговоров);
  3. Возрастание требований в процессе переговоров;
  4. Затягивание переговоров.

    Тактика давления эффективна лишь в редких случаях. В то же время при подготовке к переговорам необходимо предусматривать возможность перехода сторон к различным способам ведения переговоров. 

Процесс переговоров. Умения и навыки ведения  переговоров.

    В процессе переговоров стороны с  различными позициями их высказывают, обсуждают, аргументируют и приходят к соглашению. Основные задачи отдельных шагов переговорного процесса представлены в таблице. 

    Различные стартовые позиции          Учет  различных мотивов и интересов     
  1. Представление позиций
  1. Ясное изложение  позиций
  1. Аргументация 
  1. Стремление слушать друг друга
  1. Выработка
взаимоприемлемых  вариантов
  1. Расширение  диапазона поиска,
понимание сути предложений
  1. Соглашение
  1. Адекватная оценка результатов

Информация о работе Поведение в организации как система