Поведение в организации как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:51, реферат

Описание работы

Организационное поведение – систематически научный анализ индивидов, групп и организаций, с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации (то есть в основе лежит личность).

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)
  1. Ориентирующая (мотив направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов этого поведения);
  2. Смыслообразующая (мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения для работника, выявляя его личностный смысл);
  3. Опосредующая (мотив рождается на стыке внутренних и внешних побудительных сил, опосредуя их влияние на поведение);
  4. Мобилизующая (мотив мобилизует силы работника для реализации значимых для него видов деятельности);
  5. Оправдательная (человек оправдывает свое поведение).

    Различают следующие виды мотивов:

    • Мотивы побуждения (истинные реальные мотивы, активизирующие к действиям);
    • Мотивы суждения (провозглашаемые, открыто признаваемые, несут в себе функцию объяснения себе и другим своего поведения);
    • Мотивы тормоза (удерживают от определенных действий, деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами или мотивационным ядром).

    Структура мотивационного ядра различается в зависимости от конкретных условий трудовых ситуаций:

      1. Ситуация выбора специальности или места работы;
      2. Ситуация повседневной работы;
      3. Ситуация перемены места работы или профессии;
      4. Инновационная ситуация, связана с изменением характеристик трудовой среды;
      5. Конфликтная ситуация.

    Например, для повседневного трудового  поведения в мотивационное ядро входят следующие мотивы:

        1. Мотивы по обеспечению первоочередных наиболее важных социальных потребностей;
        2. Мотивы признания, то есть стремление человека соединить свою функциональную активность с определенным родом занятий.
  1. Мотивы престижа, стремление работника реализовать свою социальную роль, занять достойный социальный статус.
 

Трудовая  адаптация: определение, первичная и вторичная адаптация, добровольная и вынужденная адаптация.

    Адаптация – означает включение работника в новую для него предметно-вещественную и социальную среду. При этом наблюдается взаимное приспособление работника и среды.

    Поступая  на предприятие, работник имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения и предъявляет определенные требования к предприятию (содержание труда, условия труда, уровень оплаты труда).

    Предприятие в свою очередь имеет свои цели и задачи, и предъявляет определенные требования к образованию, квалификации, производительности, дисциплине работника. Оно ожидает выполнения этим работником правил, социальных норм и соблюдения сложившихся традиций на предприятии. Требования к работнику обычно отражается в соответствующих ролевых предписаниях (должностных инструкциях). Кроме профессиональной роли работник на предприятии выполняет еще ряд социальных ролей (становится коллегой, подчиненным или руководителем, членом профсоюзной организации).

    Процесс адаптации будет тем успешней, чем больше ценностей и норм поведения предприятия становится одновременно ценностями и нормами поведения работника.

    Выделяют  адаптации:

  • Первичную;
  • Вторичную.

    Первичная адаптация происходит при первоначальном вхождении молодого человека в трудовую деятельность.

    Вторичная адаптация связана с переходом работника на новое рабочее место (со сменой или без смены профессии), а так же при существенном изменении производственной среды (технические, экономические, социальные элементы среды могут меняться).

    По  характеру включения  работника в изменившуюся трудовую среду адаптация  может быть:

  • Добровольной;
  • Вынужденной (в основном по инициативе администрации).
 
 

Структурные составляющие адаптации, стадии адаптации.

    Трудовая  адаптация имеет  сложную структуру, в которой выделяют:

    1. Психофизиологическая адаптация – процесс освоения и приспособления работника к санитарно-гигиеническим условиям на новом месте.
    2. Социально-психологическая адаптация связана с включением работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
    3. Профессиональная адаптация выражается в уровне овладения работником профессиональных навыков и умений, трудовых функций.

    В процессе адаптации работник проходит несколько стадий:

    1я стадия ознакомления. Работник получает информацию о новой трудовой среде, о критериях оценки различных его действий, об эталонах и нормах трудового поведения.

    2я стадия приспособления. Работник оценивает полученную информацию и принимает решение о переориентации своего поведения, о признании основных элементов новой системы ценностей. При этом у работника сохраняются многие прежние установки.

    3я стадия идентификации, то есть полное приспособление работника к новой трудовой среде. На этой стадии работник отождествляет личные цели и задачи с целями и задачами предприятия.

    По  уровню идентификации  различают 3 группы работников:

  • Безразличные;
  • Частично идентифицированные;
  • Полностью идентифицированные.

    Об  успешности адаптированности работников судят по:

  • Объективным показателям, характеризующим реальное поведение работника в своей профессии (например, по эффективности работы, оцениваемой как успешное и качественное выполнение задания).
  • Субъективным показателям, характеризующим социальное самочувствие работников. Эти показатели измеряются на основе анкетного опроса путем установления, например, уровня удовлетворенности работника различными сторонами труда, желание продолжать работу на данном предприятии.

    В разных профессиональных группах наблюдаются  разные сроки адаптации (от нескольких недель до нескольких месяцев). У руководителя коллектива сроки адаптации должны быть существенно короче, чем у  подчиненных.

    Успешность адаптации зависит от ряда факторов:

  1. Личностные факторы:
    • Социально-демографические характеристики;
    • Социально-обусловленные факторы (образование, стаж, квалификация);
    • Психологические факторы (уровень притязания, восприятия самого себя) и др.
      1. Производственные факторы – это, по сути, элементы производственной среды (включающие, например, характер и содержание труда данной профессии, уровень организации условий труда, и т.д.).
  2. Социальные факторы:
    • Нормы взаимоотношений в коллективе;
    • Правила трудового распорядка и др.
      1. Экономические факторы:
        • Размер заработной платы;
        • Различные дополнительные выплаты и др.

    Профессиональной  задачей специалистов по организационному поведению является управление процессом  адаптации, которое  включает:

          1. Измерение уровня адаптированности различных групп работников;
          2. Выявление факторов в наибольшей степени влияющих на сроки адаптации;
          3. Регулирование процесса адаптации на основе выявленных факторов;
          4. Поэтапный контроль адаптации работников.
 

Противоречия  и конфликты, переход  противоречий в конфликт.

    Конфликт – это несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне - сделать то же самое.

    Конфликт – это одна из форм взаимодействия людей и групп, при котором действия одной стороны столкнувшись с другой, препятствуют реализации цели.

    Конфликт  следует отличать от обычных противоречий (простого несогласия, несовпадения позиций, противоположность мнений по той  или иной проблеме).

    Трудовой  конфликт возникает если:

  1. Противоречие отражает взаимоисключающие позиции субъектов;
  2. Степень противоборства достаточно высока;
  3. Противоречие доступно для понимания или непонятно;
  4. Противоречие возникает мгновенно, неожиданно или накапливается довольно долго, прежде чем возникнут социальные столкновения.
 

Субъекты  и участники конфликта.

    Эти два понятия не всегда тождественны.

    Субъект конфликта – активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.

    Участник  конфликта может:

  1. Сознательно или не вполне сознавая цели, задачи противостояния принять участие в конфликте;
  2. Быть случайно или помимо его воли вовлеченным в конфликт.

    В ходе конфликта статусы участников и субъектов конфликта могут  меняться местами.

    Участников  конфликта различают:

  • Прямые;
  • Косвенные.

    Косвенные участники преследуют свои личные интересы и могут:

  • Провоцировать конфликт и способствовать его развитию;
  • Содействовать уменьшению интенсивности конфликта и полному его прекращению;
  • Поддерживать ту или иную сторону конфликта, или обе стороны одновременно.

    Термин  «сторона конфликта» включает в себя, как прямых, так и косвенных участников конфликта. В качестве первичных субъектов трудового конфликта оказываются отдельные работники, трудовые группы, коллективы организаций, если их цели сталкиваются в процессе труда и в распределительных отношениях. Именно они осознают и принципиально относятся к возникающим противоречиям. Присоединение участников к конфликту происходит по множеству мотивов (заинтересованное отношение, поддержка правой стороны, просто желание поучаствовать в событиях).

    Организационный конфликт может принимать множество форм. Но независимо от природы конфликта менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им. 

Классификация трудовых конфликтов.

    Классификация может быть осуществлена по ряду признаков:

  1. По количеству участников:
    • Внутриличностные;
    • Межличностные;
    • Между личностью и группой;
    • Межгрупповые;
    • Межорганизационные.
      1. По статусу участников:
        • Горизонтальные (между сторонами, имеющими одно социальное положение);
        • Вертикальные (между сторонами, находящимися на разных ступенях управленческой иерархии).
          1. По особенностям социальных отношений:
            • Деловые (по поводу выполняемых функций);
            • Эмоциональные (связанные с личным неприятием).
              1. По степени выраженности конфликтов:
                • Открытые;
                • Скрытые (латентные).
                  1. По организационной оформленности:

Информация о работе Поведение в организации как система