Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:51, реферат
Организационное поведение – систематически научный анализ индивидов, групп и организаций, с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации (то есть в основе лежит личность).
Поведение
в организации
как система
Организационное поведение – систематически научный анализ индивидов, групп и организаций, с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации (то есть в основе лежит личность).
Организационное поведение – изучение людей и групп в организации. Это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать действенные решения при работе с людьми, в сложной динамической среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам, организации в целом.
В соответствии с последним определением будем выделять 3 уровня проблем поведения:
Эта дисциплина интегрирует в себе ряд родственных дисциплин, в том числе психологию, социологию, педагогику, менеджмент и ряд других.
В качестве организационных систем в данной дисциплине рассматривается личность, группа (трудовой коллектив (исчез из Гражданского Кодекса)), организация, общности (профессиональные, территориальные, национальные).
Организационной единицей выступает личность, которая лежит в основе любых организационных структур.
Концепции менеджмента, на которые опирается организационное поведение: выделяют 4 наиболее важных концепции менеджмента:
Организационное
поведение опирается на две последние
концепции, и вместе с управлением персонала
образуют общественную систему управления
человеческими ресурсами. Концепция управления
с позиций психологии и человеческих отношений
– менеджмент рассматривается, как наука,
обеспечивающая выполнение работы с помощью
других людей, при этом рост производительности
труда в большей степени обеспечивается
за счет изменения отношений между работниками
и менеджерами, нежели за счет повышения
заработной платы. Исследования в этой
области показали, что изменения в отношении
к людям могут дать толчок к повышению
производительности. В свою очередь концепция
управления с позиций науки о
поведении – эффективность организации
напрямую зависит от эффективности ее
человеческих ресурсов. Составляющими
являются: социальное взаимодействие,
мотивация, власть и лидерство, организационная
и коммуникационная система, содержательность
работы и качество жизни.
Значение человеческого фактора в деятельности организации.
Человеческий фактор играет решающую роль в деятельности организации. Люди в наименьшей степени поддаются управлению. Одной из основных проблем организационного поведения является проблема исполнения.
Формула исполнения:
Исполнение = Индивидуальные * Усилия * Организационная
Индивидуальные свойства определяют способность работника выполнить полученные задания.
Усилия связаны с желанием исполнить.
Организационная поддержка обеспечивает возможность исполнения.
Раскрыть проблемы управления индивидуального поведения в организации удалось Платонову. Он выделил:
К биологически
обусловленной подсистеме
личности относятся возрастные особенности,
различия по признакам пола, расы, свойства
темперамента, физические особенности.
Социальные
и социально-психологические
проблемы трудового
поведения в организации
Стресс. Оптимальный уровень стресса. Основные причины стресса
Стресс
– совокупность защитных реакций организма,
состояние напряжение, возникающее в трудных
жизненных ситуациях. Влияние интенсивности
стресса на индивидуальную деятельность
человека отражено на рисунке.
Высокий
Индивидуальный
Конструктивный
уровень
исполнения
Низкий
В
зоне конструктивного стресса рост
его интенсивности приводит к
совершенствованию
В деструктивной зоне к обратному эффекту. Поэтому можно сделать вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельности.
Для преодоления стресса выявляют его причины (см. схему).
Внутренние и внешние побудительные силы, определяющие трудовое поведение.
Трудовое поведение определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы:
Процесс мотивации и его структурные элементы.
Процесс мотивации – это процесс формирования, функционирования внутренних побудительных сил, определяющих трудовое поведение.
Механизм регулирования трудового поведения.
Потребности как глубинный источник мотивации трудового поведения.
Глубинным источником мотивации трудового поведения человека являются потребности, под которыми понимаются нужда, надобность работника, коллектива в чем-то. Существует традиция деления потребностей на первичные (естественные и материальные) и вторичные (социальные и моральные).
Личные потребности предстают в виде:
Личные потребности могут быть: Осознанными; Неосознанными.
Только
осознанная потребность становится
побудителем и регулятором
Потребность показывает, что нужно человеку, а интерес – как действовать, чтобы удовлетворить эту потребность. В процессе трудовой деятельности постоянно сталкиваются коллективные (групповые) и личные интересы. Задача любого коллектива обеспечить оптимальное сочетание интересов. Разновидностями коллективных интересов являются:
Рассогласование интересов наблюдается в том случае, когда корпоративные интересы преобладают над общественными интересами (в этом случае ведомственный (коллективный, групповой) эгоизм).
Другими важными элементами процесса трудовой мотивации являются ценности и ценностная ориентация.
Ценности – представление человека о значимых для него явлениях и предметах, о главных целях жизни, труда. А так же о средствах достижения цели. Ценности могут соответствовать содержанию потребности интересов, а могут не соответствовать. Ценности не слепок с потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствует.
Направленность личности на те или иные ценности материальной, духовной культуры характеризуют ее ценностные ориентации, которые служат ориентиром в поведении личности. Различают ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Первые отражают стратегические цели существования человека (здоровье, интересная работа, любовь, материальная обеспеченность). Вторые представляют собой средства достижения цели (чувство долга, сильная воля, умение держать слово и т.д.), а так же могут представлять собой убеждения личности (нравственно - безнравственно, хорошо - плохо). Среди внутренних побудителей мотив является звеном, предшествующим действию.
Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом.
Предрасположенность
– внутренняя позиция работника по отношению
к различным объектам и ситуациям.
Первичные и вторичные потребности. Социальные технологии, основанные на различном сочетании первичных и вторичных потребностей.
Мотивы: функции мотивов, мотивационное ядро, структура мотивационного ядра.
Мотив – средство, с помощью которого личность объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы придают трудовой ситуации личностный смысл. Стабильная готовность к определенным действиям выражается понятием установка.
Функции мотивов: