Поведение персонала в условиях организационных изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стратегическое управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации этих ценностей. Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы стратегического управления предприятием
1.1 Разработка и реализация (внедрение) стратегии
1.2 Стратегия управления персоналом предприятия
1.3 Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации
2. Планирование персонала как часть стратегического плана предприятия
2.1 Сущность, цели и задачи кадрового планирования
2.2 Определение потребности в персонале
2.3 Планирование и анализ показателей по труду, расходов на персонал
3. Поведение персонала в условиях организационных изменений
3.1 Причины и формы сопротивления стратегическим изменениям
3.2 Методы снижения сопротивления стратегическим изменениям
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Стратегическое управление персоналом.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

     Главное при внедрении стратегии изменения  курса состоит в организации  привлечения персонала к управленческой деятельности. Без энтузиазма, активного  участия большинства сотрудников  быстро реализовать на практике данную стратегию не представляется возможным. При этом необходимо учесть, что значительное материальное вознаграждение сотрудников в ближайшей перспективе не реально.

     Рассмотрим  на примерах зависимость стратегии  управления персоналом от выбранной  стратегии развития фирмы. Опыт применения стратегии различными фирмами показывает, что они редко останавливают свой выбор на каком-то одном варианте. Чаще всего общая стратегия представляет собой комбинацию перечисленных вариантов стратегий. Причем их последовательность определяется значимостью и ожидаемыми результатами каждой. Некоторые фирмы в качестве стратегического ориентира своего развития выбирают максимальное использование в производстве «высоких технологий», объединяя на практике стратегии предпринимательства и прибыли.

     Данная  стратегия предусматривает умелое сочетание стабильного производства с постоянным освоением принципиально  новых технологий и видов продукции. При этом проводятся обширные научные  исследования, но проекты с большей  долей риска не становятся центральной частью стратегического плана. Это достаточно сложное, динамическое управление, требующее постоянного расчета финансовых и других рисков, гибких структур управления, высокого уровня профессионализма всего персонала фирмы. В качестве примера можно рассмотреть фирму «Филипс». Это международная компания холдингового типа, материнская фирма которой расположена в Голландии; филиалы осуществляют свою деятельность во многих странах, в том числе и во Франции. Выбор фирмой данной стратегии определяет систему работы с персоналом: составляются прогнозы потребности в персонале требуемой компетенции, планы перемещения персонала, замещения, обучения. На фирме созданы специальные отделы по перспективному управлению компетенцией сотрудников, которые занимаются подбором специалистов для руководства филиалами. Здесь разработаны четкие данные о количестве необходимых работников, а также определяется время, когда они могут понадобиться, кто из ныне работающих специалистов и при каких условиях способен и желает занять руководящие должности (необходимы обучение, стажировка или какие-то другие условия).

     Еще один характерный пример - авиационная  фирма «ДАСО». Фирма обеспечивает весь цикл производства летательного аппарата: от научных исследований до послепродажного обслуживания. При выборе своего варианта стратегии фирма совместила стратегии предпринимательства и ликвидации, расширяя диверсификацию производства. Данный подход предполагает освоение фирмой нескольких или многих направлений деятельности с выделением приоритетных при соответствующем распределении ресурсов. Для реализации такой стратегии развития необходима специальная подготовка персонала, и фирма решает эти задачи.

     Успех фирмы определяется большой гибкостью  и компетентностью работников, причем существует прямая зависимость успешной реализации проектов от авторского сопровождения изделий. Управление персоналом в этих структурных образования предполагает подбор специалистов, умеющих и желающих брать на себя ответственность за рискованные проекты, готовых внедрять новые, нестандартные идеи, грамотных и знающих [14. 78-91].

     Еще один вариант стратегического подхода  предпринимательства и динамичного роста - создание «сервисных предприятий», ориентирующихся на понятие «полезности» для своих потребителей - клиентов. Использование такого подхода демонстрирует фирма «Вольво». В 1993 г. компания изменила основные положения управления и стала уделять первостепенное внимание следующим вопросам: максимальное удовлетворение запросов клиентов; основное богатство фирмы - ее персонал; на все внутренние операции фирмы - международные стандарты качества; у всех сотрудников - чувство гордости за свое предприятие. Это достаточно общие положения, но они получили прямое отражение в построении системы управления персоналом фирмы, в модификации подбора и обучения кадров, в прогнозировании будущих потребностей в работниках.

     Таким образом, практика функционирования многих фирм свидетельствует о четкой взаимосвязи  стратегических решений по управлению организацией и системой управления персоналом. Вместе с тем данная взаимосвязь получает разные выражения в зависимости от величины организации и используемого метода планирования.

     При выработке перспективных целей  малых организаций влияние фактора  наличных ресурсов, возможностей уже  имеющегося персонала является в целом определяющим; цели адаптируются под ресурсы. Проектирование стратегии небольшой организации опирается в первую очередь на наличные ресурсы, компетенцию персонала, его идеи и амбиции.

     Для крупных фирм и компаний данное положение  также справедливо, но, как показывает практика функционирования значительного количество преуспевающих компаний, лишь в том случае, если время стратегического планирования не превышает трех лет. Для более длительного периода наблюдается обратная зависимость. Стратегические амбиции и перспективные цели руководства фирм на 5-10 лет определяют перспективу работы с персоналом. Стратегия работы с персоналом должна позволить в промежутке 3-10 лет подготовить работников для реализации глобальных целей развития компании. В целом реализация взаимосвязи стратегий осуществляется в форме участия руководителей служб по управлению персоналом в разработке стратегических решений фирм1. 

 

      2. Планирование персонала как часть стратегического плана предприятия 

     2.1 Сущность, цели и  задачи кадрового планирования 

     Концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее  кадровой политики, учитывающей все  «человеческие» аспекты, можно реализовать с помощью кадрового планирования. Этот метод управления персоналом позволяет согласовывать и уравновешивать интересы работодателей и работополучателей в рамках реализации стратегии предприятия.

     Цель  кадрового планирования заключается  в том, чтобы предоставить работающим рабочие места в нужное время  и в необходимом количестве в  соответствии как с их способностями и склонностями, так и с требованиями производства. Рабочие места с точки зрения производительности и мотивации должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности, обеспечивать эффективность труда и отвечать требованиям создания условий труда и обеспечения занятости.

     Кадровое  планирование осуществляется как в  интересах организации, так и  в интересах ее персонала. Для  организации важно располагать  в нужное время, в нужном месте, в  нужном количестве и с соответствующей  квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения целей организации. Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Одной из задач кадрового планирования является учет интересов работников организации.

     Важно иметь в виду, что кадровое планирование эффективно тогда, когда оно интегрировано в общий процесс планирования в организации.

     Кадровое  планирование реализуется посредством  осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом. Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специально разработанных анкет собрать следующие данные: о постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.); о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.); о текучести кадров; о потере времени в результате простоев, по болезни; о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, продолжительность отпусков); о зарплате рабочих и служащих (структура зарплаты, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа); об услугах социального характера, предоставляемых государством и правовыми организациями [11. 149 - 158].

     Анкеты  следует составлять таким образом, чтобы наряду с производственными  целями они могли служить и кадровому планированию.

     Информация  о персонале представляет собой  совокупность всех оперативных сведений, а также процессов их обработки  для кадрового планирования. Информация о персонале должна отвечать требованиям:

     - простоты - это значит, что информация должна содержать столько данных и только в том объеме, сколько необходимо в данном конкретном случае;

     - наглядности - сведения должны дать возможность быстро определить главное, например таблицы, графики, цветное оформление материала;

     - однозначности - сведения должны быть ясными, в их толковании должна быть семантическая, синтаксическая и логическая однозначность;

     - сопоставимости - сведения должны приводиться в сопоставимых единицах;

     - преемственности - сведения о кадрах, подаваемых за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчетов формы представления;

     - актуальности - сведения должны быть свежими, оперативными и своевременными, т.е. представляться без задержек.

     Планирование  потребности в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования. Оно базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. При определении потребности в персонале рекомендуется участие руководителей соответствующих подразделений.

     Задачей планирования привлечения персонала  является удовлетворение в перспективе  потребности в кадрах за счет внутренних и внешних источников (табл. 6). Одна из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров - планирование трудовой адаптации, основа которого - постепенная врабатываемость работника в новых профессиональных и социально-экономических условиях труда. Следует отметить наличие различных подходов к решению проблемы удовлетворения потребности в персонале на предприятиях разных стран.

     В Японии наем персонала осуществляют, как правило, на низшие должности. Это  связано с доминирующей на многих японских предприятиях политикой «пожизненного  найма», а также с некоторыми особенностями  японской системы образования, при  которой будущий сотрудник какой-либо фирмы готовится как специалист «широкого профиля», обладающий в большей степени общемировоззренческой, а не узкоспециализированной подготовкой. Считается, что овладение конкретными навыками труда - это прерогатива конкретной японской фирмы, а не учебного заведения. Отсюда покрытие потребности в персонале низших должностей на японских предприятиях осуществляется за счет внешних источников, а потребности в персонале более высоких должностей - за счет внутренних источников.

     Западноевропейские  (в частности, германские) предприятия во многих случаях отдают предпочтение внутренним источникам покрытия потребности в персонале, хотя формально условия конкурса за замещение вакантной должности равнозначны как для внешних претендентов, так и для собственных сотрудников предприятия. Американские фирмы не делают различия по значимости внутренних и внешних источников покрытия потребности в персонале, предоставляя равные возможности при отборе на вакантную должность как своим сотрудникам, так и внешним претендентам.

     Таблица 6 – Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала 

Преимущества  привлечения Недостатки  привлечения
Внутренние  источники привлечения персонала
появление шансов для служебного роста (повышение  степени привязанности к организации, улучшение социально-психологического климата на производстве) возникновение напряженности или соперничества  в коллективе в случае появления  нескольких претендентов на должность  руководителя
претендентов  на должность хорошо знают в организации ограниченные  возможности для выбора кадров
претендент  на должность знает данную организацию появление панибратства при решении деловых  вопросов, так как еще вчера  претендент на должность руководителя был наравне с коллегами
сохранение  уровня оплаты труда, сложившегося в данной организации (претендент со стороны может предъявить более высокие требования к оплате труда, существующие на рынке труда)
быстрое заполнение освободившейся штатной  должности, без длительной адаптации нежелание отказать сотруднику, имеющему большой стаж работы в данной организации
низкие  затраты на привлечение кадров
рост  производительности труда (если переход  на новую должность совпадает  с желанием претендента) снижение  активности рядовых работников, претендующих на должность руководителя, по причине того, что автоматически преемником становится заместитель руководителя
высокая степень управляемости сложившейся  кадровой ситуацией
освобождение  занимаемой должности для роста  молодых кадров данной организации количественно перевод на новую должность не удовлетворяет потребность в кадрах
«прозрачность»  кадровой политики
возможность целенаправленного повышения квалификации персонала удовлетворяется потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, что связано с дополнительными затратами
появление возможности избежать всегда убыточной  текучести кадров
решается  проблема занятости собственных  кадров
повышение мотивации, степени удовлетворенности  трудом
Внешние источники привлечения кадров
более широкие возможности выбора появление  новых импульсов для развития организации новый человек, как  правило, легко добивается признания  в коллективе прием на работу покрывает  абсолютную потребность в кадрах более высокие  затраты на привлечение кадров высокий удельный вес работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести кадров ухудшается социально-психологический климат в организации высокая степень риска при прохождении испытательного срока плохое знание организации длительный период адаптации блокирование возможностей служебного роста для работников организации

Информация о работе Поведение персонала в условиях организационных изменений