Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стратегическое управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации этих ценностей. Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.
Введение
1. Теоретические основы стратегического управления предприятием
1.1 Разработка и реализация (внедрение) стратегии
1.2 Стратегия управления персоналом предприятия
1.3 Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации
2. Планирование персонала как часть стратегического плана предприятия
2.1 Сущность, цели и задачи кадрового планирования
2.2 Определение потребности в персонале
2.3 Планирование и анализ показателей по труду, расходов на персонал
3. Поведение персонала в условиях организационных изменений
3.1 Причины и формы сопротивления стратегическим изменениям
3.2 Методы снижения сопротивления стратегическим изменениям
Заключение
Список источников и литературы
Содержание
Введение
1. Теоретические основы стратегического управления предприятием
1.1 Разработка и реализация (внедрение) стратегии
1.2 Стратегия
управления персоналом
1.3 Взаимосвязь
стратегии управления
2. Планирование
персонала как часть
2.1 Сущность,
цели и задачи кадрового
2.2 Определение потребности в персонале
2.3 Планирование
и анализ показателей по труду,
3. Поведение персонала в условиях организационных изменений
3.1 Причины
и формы сопротивления
3.2 Методы
снижения сопротивления
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Основой эффективного управления предприятием является всесторонняя оценка бизнеса. Рассмотрению и анализу подвергаются следующие «области результатов»: изделия (услуги); рынки (потребители, конкуренты и каналы сбыта); соотношение вклада «областей результатов» в части доходов и долей расходов, которые они вызывают; позиция руководства и перспективы каждой «области результатов»; выделение каждой области основных ресурсов. Основная часть решений, касающихся производства, сбыта продукции, установления контактов с поставщиками и клиентами переходит в компетенцию организаций. Кроме того, появляются такие новые факторы, как интернационализация экономики, множество конкурентов во всех сферах деятельности, изменение правил функционирования организаций. Сама организация несет ответственность за создание ресурсов, обеспечивающих возможность ее развития и удовлетворения запросов коллективов и отдельных личностей.
В 90-х годах ХХ в. в теории управления организациями происходит изменение общей парадигмы управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс фирмы, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации. Одновременно усиливается внимание к стратегическим вопросам управления деятельностью организаций. Ведь для того чтобы добиться оптимального функционирования, предприятие должно выбрать наиболее приемлемую и адаптированную стратегию, которая, в свою очередь, должна строиться на сильных позициях и использовании возможностей. Одной из главных стратегических задач предприятия является проблема выбора сфер бизнеса, в где оно намерено осуществлять свою деятельность, что связано с обеспечением равновесия между кратко- и долгосрочной прибыльностью.
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности предприятия, способной многократно повысить его эффективность. Методологически - это сфера управления кадрами и социальным развитием коллектива. Большую часть объема работ по управлению кадрами выполняют линейные руководители. Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным движением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стратегическое управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации этих ценностей. Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.
В
любой крупной организации, имеющей
несколько различных
Отсюда вытекает одна из основных задач при разработке стратегии предприятия – планирование персонала с целью обогащения труда и производственного развития работников предприятия.
Объект исследования – стратегическое управление персоналом как перспективная область российской управленческой практики. Предмет – процесс планирования персонала как часть стратегического плана предприятия.
Цель работы – на основе рейтинга задач подразделений по работе с персоналом выявить актуальные проблемы и перспективные направления разработки стратегии управления персоналом в организации. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1.
Анализ теоретических и
2.
Изучение особенностей
3. Исследование актуальных направлений работы с персоналом в условиях организационных изменений.
Методы исследования: общенаучные методы теоретического анализа и моделирования; специальные методы кадровой психодиагностики и консультирования; методы интерпретации эмпирических результатов и проектирования параметров оптимизации процесса управления персоналом.
Методологической основой структуры работы и логической связи в ней вопросов реализации стратегии предприятия в современных условиях послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области стратегического и финансового менеджмента, психологии управления, маркетинга и менеджмента, теории анализа хозяйственной деятельности. При написании работы использовались учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях.
1. Теоретические основы
стратегического управления
предприятием
1.1
Разработка и реализация (внедрение)
стратегии
Термин «стратегическое управление» был введен в 60-70 годах 20 века для того, чтобы провести разграничение между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Разработкой вопросов стратегического управления занимались многие авторы, среди них — И. Ансофф, М. Старр, К. Хаттен и др. Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией [6. 29-44]. Это подразумевало:
-
стратегия в своем развитии
проходит два этапа (
-
стратегия состоит из
-
стратегия имеет отношение
Стратегия характеризовалась как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Ансофф, автор данного определения, предложил рассматривать 4 группы таких правил:
-
правила, используемые при
-
правила, по которым
-
правила, по которым
- правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность.
Начиная с конца 80-х годов появился новый подход к понятию «стратегия», который не отменял предыдущие ориентиры, но уточнял акценты:
- в стратегии одинаково важны все составляющие (и разработка, и внедрение), так как на стадии внедрения могут возникнуть мало предсказуемые факторы и значительно исказить результаты;
-
стратегия имеет отношение и
к внутренним факторам
-
стратегия - это процесс, отражающий
управленческую философию
Появилось новое определение понятия «стратегическое управление». Это управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
При таком подходе миссия, осуществляемая организацией, определяет целесообразность самого возникновения или существования организации на рынке, то, что ее делает уникальной. Миссия показывает, что именно намерена фирма реализовать, представить обществу, своим акционерам и работникам. Формой выражения миссии, как правило, является устав или другой аналогичный документ, в котором руководство организации определяет цели деятельности и доводит эти идеи до всех работающих.
Проведение
диагностики состояния дел в
организации является одним из самых
важных моментов на этапе разработки
стратегии. Ведь именно этот анализ позволяет
сформулировать цели, соответствующие
предварительно намеченной миссии организации,
определить истинное положение дел в организации.
Предметом анализа состояния внешней
среды являются спрос, предложение, конкуренция,
социально-политические и технико-экономические
тенденции (табл. 1).
Таблица 1 – Факторы анализа состояния внешней среды
Спрос | Предложение | Конкурентные условия |
состояние спроса на продукцию | возможности производства | потенциальные конкуренты |
структура затрат на производство продукции | ||
размер и возможности роста спроса | клиенты | |
система распространения продукции | поставщики | |
природа спроса | финансовая система | конкурентные условия |
возможности сектора (подотрасли) | внешняя конкуренция |
Анализ
внутреннего состояния
Таблица 2 - Факторы анализа внутреннего состояния организации
Человеческие ресурсы | Технические ресурсы |
квалификация и образование рабочей силы | новизна оборудования |
социальный аспект, культура предприятия | возможности производства |
передвижение персонала | уровень научных исследований |
качество руководства (квалификация руководителей) | Финансовые ресурсы |
коммерческие ресурсы | структура затрат |
наличие торговой сети организации | финансовые потоки |
качество товаров и услуг | возможности самофинансирования |
номенклатура товаров и услуг | уровень задолженности |
торговая марка (имидж фирмы) | система управления |
Информация о работе Поведение персонала в условиях организационных изменений