Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стратегическое управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации этих ценностей. Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.
Введение
1. Теоретические основы стратегического управления предприятием
1.1 Разработка и реализация (внедрение) стратегии
1.2 Стратегия управления персоналом предприятия
1.3 Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации
2. Планирование персонала как часть стратегического плана предприятия
2.1 Сущность, цели и задачи кадрового планирования
2.2 Определение потребности в персонале
2.3 Планирование и анализ показателей по труду, расходов на персонал
3. Поведение персонала в условиях организационных изменений
3.1 Причины и формы сопротивления стратегическим изменениям
3.2 Методы снижения сопротивления стратегическим изменениям
Заключение
Список источников и литературы
Формулирование целей
Таблица 3 - Возможные формулировки целей деятельности организации
Прибыльность | Положение на конкурентном рынке |
производительность | развитие персонала |
социальные отношения | технологические преимущества |
социальная ответственность |
Установление целей на перспективу предполагает наличие инструмента доведения этих целей до их практической реализации, для чего и разрабатываются стратегические варианты развития фирмы, т.е. возможные пути достижения поставленных целей. Существует несколько вариантов классификации видов стратегии. Классификация, наиболее полно отвечающая рассматриваемым вопросам, включает: стратегию предпринимательства; стратегию динамического роста; стратегию прибыли (рациональности); стратегию ликвидации (сокращения инвестиций по направлениям); стратегию резкого изменения курса [6. 29-44].
Выбор вида стратегии — завершающая стадия на этапе разработки стратегии. Это в достаточной степени формализованная процедура. Вместе с тем выбор не может быть окончательным в связи с тем, что другие организации при разработке их вариантов могут существенным образом повлиять на формулирование стратегии данной организации. Кроме того, на выбор варианта стратегии могут повлиять ранее используемая стратегия, а также личность руководителей, их предпочтения и ряд других факторов.
Этап внедрения стратегии не менее важен, чем ее разработка. Одна из сложностей при внедрении стратегии связана с вопросом соответствия существующей структуры управления выбранной стратегии. Дебаты вокруг вопроса «стратегия - структура» не смолкают уже четверть века. Были разработаны известные структуры: по функциям, по продукту, матричные и т.д. В связи с изменением подхода к понятию «стратегия» появились и новые варианты структур управления: сети самостоятельных малых предприятий.
Вместе с тем изменения в структуре еще не обеспечивают реализацию стратегии; на практике для реального внедрения выбранного варианта стратегии создаются план внедрения, система контроля и определяется, какие изменения отдельных позиций допустимы в самой стратегии. Такой план представляет собой конкретизацию принятых решений на начальном этапе стратегического планирования и включает методы и средства, необходимые для достижения поставленных целей с учетом временных факторов. На практике в организации вырабатывается система действий линейных и функциональных руководителей, которые определяют, каким целесообразнее действовать для успешного внедрения стратегии. Это означает необходимость:
-
четко определить цель
-
разработать
-
предусмотреть все виды
Реализация этого плана предполагает, что ежедневно и на каждом рабочем месте исполнители проявляют заинтересованность в выполнении соответствующих заданий, а структуры управления обеспечивают их практическое осуществление. Контроль и оценка стратегии - завершающий этап, где рассматривается все предприятие в целом по ряду критериев (т. 4).
Таблица 4 - Критерии оценки стратегии
Внутренние критерии | Внешние критерии |
повышение производительности труда | увеличение полученной прибыли |
улучшение психологического климата | снижение процентной ставки |
улучшение качества продукции и услуг | стабильность положения конкурентов на рынке |
увеличение дивидендов на каждую акцию | относительное снижение стоимости сырья |
увеличение доли рынка | сложность первоначального вхождения на рынок выпускаемого продукта |
освоение выпуска новых видов продукции |
Условно
организационные стратегии
В основе разработки стратегии находится прогноз, то есть система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. Значительная часть современных методик стратегического анализа основывается на построении двухмерных матриц, получивших название «портфельных». Помимо матриц, в стратегическом анализе и формировании стратегий используются различного рода кривые: «опыта», «жизненного цикла» и др. Выработка стратегии является сегодня основой процесса управления. Если прежде организация могла просто реагировать на изменения в окружении, то сегодня она должна такие изменения предвидеть и заранее к ним готовиться. В результате такой подготовки и появляется стратегия, определяющая как ей жить дальше.
Нужно
иметь в виду, что выработка
действенной стратегии возможна
лишь при наличии определенных условий:
постоянное отслеживание (мониторинг)
рыночной ситуации и пополнение информационной
базы; наличие людей, способных разработать
и реализовать стратегию на практике.
1.2
Стратегия управления
персоналом предприятия
Создавшиеся достаточно сложные экономические условия в начале 80-х годов 20 в. на предприятиях Западной Европы способствовали дальнейшему развитию теории управления персоналом и появлению нового подхода к персоналу организаций. На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, подлежащие сокращению, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства. Основные характеристики данных подходов представлены в табл. 5. Взаимосвязь вышеперечисленных факторов привела к появлению стратегического управления персоналом (персонал-стратегии), означающего:
-
внедрение на практике
-
изменение парадигмы управления и признание
персонала основным ресурсом организации.
Таблица 5 - Характеристика двух подходов к понятию персонала
Персонал - издержки | Персонал - ресурс |
принуждение | целесообразность |
минимизация | оптимизация |
малый период планирования | длительный период планирования |
результаты | средства + результаты |
количество | качество |
негибкий | гибкий |
зависимый | автономный |
Выживание организаций, не говоря уже об их процветании, зависит прежде всего оттого, имеют ли они собственную стратегию, а также от того, смогут ли организации последовательно реализовать эту стратегию на практике при помощи конкретных мероприятий. Неуверенность перед будущим, неустойчивость на рынке и возрастающая сложность управления приводят организации к необходимости внимательно изучить и пытаться внедрить различные варианты стратегического развития своих фирм. Стратегическая мысль в этой области за последние годы получила значительный толчок к развитию, особенно из-за ухудшения экономической ситуации как в странах Западной Европы, так и в нашей стране.
Элементами стратегии управления персонала являются:
- цель деятельности организации;
-
система планирования
-
отношения высших
-
организационная структура
- критерии эффективности системы управления персоналом;
- ограничения на функционирование системы (финансовые, временные, материальные, возрастные, социальные);
-
доступность, полнота и
- образование управляющих (всех уровней управления);
- взаимосвязь с внешней средой [7. 324-339].
Составляющими стратегии управления персоналом являются:
- отбор персонала, включающий планирование потоков рабочей силы;
- оценка квалификации;
- вознаграждение или, в более широком смысле, возмещение затрат труда в виде заработной платы, участия в прибылях, продажи акций и т.д.
- развитие персонала.
Основными
составляющими стратегии
-
вклад работников, т.е. ожидаемое
поведение индивидов с точки
зрения получения общей
-
структура занятости служащих, т.е.
распределение компетенции
-
компетенция работающих (требуемый
от работников организации
-
прием на работу с учетом
уровня соответствия
Рассмотрим
более подробно взаимосвязь и
взаимозависимость стратегий
В 1982 г. в США вышло теоретическое исследование В. Макелвила, в котором было показано, что сутью организации, ее сердцевиной является располагаемый набор компетенций всех работников. Понятие компетенция было использовано и в работах Г. Каннака (Франция), который доказывал необходимость развивать компетенцию каждого работника для успеха всей деятельности и определил компетенцию фирмы как рациональное сочетание знаний и способностей, рассматриваемых на небольшом промежутке времени, которыми обладают работники данной организации. В этой связи управление персоналом может быть представлено как управление компетенцией предприятия с реализацией практики ее приобретения, стимулирования и развития. Именно эти три основные задачи социального управления необходимо реализовать для внедрения стратегии организации.
Информация о работе Поведение персонала в условиях организационных изменений