Построение организационных структур управления в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это – свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике – от административно-командной системы к рынку. Главной целью и одновременно главным содержанием этого процесса стала реструктуризация предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по обеспечению устойчивого развития. В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Содержание

1. Введение с.3
2. Понятие организационной структуры управления: требования, предъявляемые к ней в условиях рынка. Принципы построения структур управления с.4
3. Основные типы структур управления, их характеристика Организационная структуризация, основные варианты: функциональная, дивизионная, адаптивные структуры с. 10
4. Организационно-правовые формы предприятий и предпринимательства в России в условиях перехода к рынку с. 33
5. Характеристика ОАО «Завод авиационных подшипников» с.39
6. Список используемых источников с.41

Работа содержит 1 файл

Контрольная МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

        Одной из самых интересных и, пожалуй, самых важных органических структур управления является матричная.

     Матричная  структура представляет собой  комбинацию двух видов разделения: по функциям и по продукту. Матричные структуры появились в 50-60-х годах в небольших по размеру авиакосмических фирмах США. Они были слишком малы, чтобы эффективно использовать чисто дивизиональную (как правило, дорогостоящую) структуру. В корпорациях "Дженерал Электрик", "Шелл Ойл" и в других были проведены эксперименты по наложению дивизиональной структуры на функциональную.

       Полученная схема имеет вид матрицы (решетки), состоящей из клеток. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).

При матричной структуре управления при определении горизонтальных связей

необходимы:

·         подбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам) в соответствии со структурой программы;

·         определение и назначение ответственных исполнителей в каждом специализированном подразделении;

·         организация специальной службы управления программой.

       Для обеспечения работы в рамках матричной структуры требуется провести изменения в производственной структуре; создать в материнской компании специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей программы. При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.

        Проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение её долгосрочных целей. Для обеспечения координации работ в условиях матричной структуры управления центр управления программами призван увязывать выполнение управленческих процедур отдельными функциональными и линейными подразделениями.

      Матричные структуры управления, дополнившие линейно-функциональную организационную структуру управления новыми элементами, открыли качественно

новое направление в  развитии наиболее активных и динамичных проблемно-целевых организационных форм управления, которые нацелены на подъём творческой инициативы руководителей и специалистов, и выявление возможностей

значительного повышения  эффективности производства на основе ускорения темпов его технического развития, обеспечивающего рост производительности труда, снижение издержек производства и улучшение качества выпускаемой продукции.

Матричная структура, построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, которое предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта (или целевой программы), с другой, - руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиняющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов (причем сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений - отделов, служб).

Переход к матричным  структурам охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, причем успех здесь в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и способны выступить в проектной группе в роли лидеров. Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительны, что говорит об их эффективности, хотя система двойного (а в ряде случаев даже множественного) подчинения вызывает немало проблем с управлением персоналом и его эффективным использованием.

В нашей стране матричные  структуры успешно использовались в тех случаях, когда наряду с ними внедрялись новые экономические взаимоотношения между подразделениями предприятий и объединений с целью повышения их заинтересованности в реализации проектов и целевых программ. Гибкие оргструктуры "не срабатывают", если остаются без изменения действующие системы планирования, контроля и распределения ресурсов, не вводятся новые условия материального стимулирования разработчиков, коль скоро консервируется

стиль руководства и  не поддерживается естественное стремление работников к саморазвитию.

       При такой структуре устанавливается разделение прав менеджеров, осуществляющих управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта, и важнейшей задачей высшего руководящего состава компании в этих условиях становится поддержание баланса между двумя организационными альтернативами.

       Основополагающим принципом в матричном подходе к построению организационных структур управления является не совершенствование деятельности отдельных структурных подразделений, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы. Это требование выполняется здесь за счет того, что в матричной структуре параллельно с функциональными и линейными подразделениями создаются специальные органы (проектные группы) для решения конкретных производственных задач. Эти проектные группы формируются за счет специалистов подразделений, находящихся на различных уровнях управленческой иерархии. Таким образом, главным принципом формирования матричной структуры является развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальной иерархией образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных и линейных подразделений.

Матричные структуры  управления могут быть двух видов. В  первом случае руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, которые подчиняются ему на временной основе и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется подчиненность этих исполнителей непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Во втором случае руководителю проекта могут подчиняться временно только исполнители из соответствующих функциональных подразделений.

    

 
 


 

Рис. 6 Матричная структура управления

    

Преимущества

Недостатки

1. Интеграция различных видов деятельности компании в рамках реализуемых проектов, программ

2. Получение высококачественных  результатов по большому количеству  проектов, программ, продуктов

3. Значительная активизация  деятельности руководителей и  работников управленческого аппарата в результате формирования проектных (программных) команд, активно взаимодействующих с функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними

4. Вовлечение руководителей  всех уровней и специалистов  в сферу активной творческой  деятельности по реализации организационных проектов и, прежде всего, по ускоренному техническому совершенствованию производства

5. Сокращение нагрузки  на руководителей высшего уровня  управления путем передачи полномочий  принятия решений на средний  уровень при сохранении единства координации и контроля за ключевыми решениями на высшем уровне

6. Усиление личной  ответственности конкретного руководителя  как за проект (программу) в  целом, так и за его элементы

7. Достижение большей  гибкости и скоординированности  работ, чем в линейно-функциональных и дивизиональных организационных структурах управления, т. е. лучшее и более быстрое реагирование матричной структуры на изменение внешней среды

8. Преодоление внутриорганизационных  барьеров, не мешая при этом  развитию функциональной специализации

1. Сложность матричной  структуры для практической реализации, для ее внедрения необходима  длительная подготовка работников  и соответствующая организационная  культура

2. Структура сложна, громоздка  и дорога не только во внедрении,  но и в эксплуатации

3. В связи с системой  двойного подчинения подрывается  принцип единоначалия, что часто  приводит к конфликтам

4. В условиях действия  нечетко распределены права и  ответственность между ее элементами

5. Для этой структуры  характерна борьба за власть, т. к. в ее рамках нечетко определены властные полномочия

6. Чрезмерные накладные  расходы в связи с тем, что  требуется больше средств для  содержания большего количества  руководителей, а также на разрешение  конфликтных ситуаций, в случае  их возникновения

7. Наблюдается частичное  дублирование функций

8. Несвоевременно принимаются  управленческие решения; как правило,  характерно групповое принятие  решений

9. Возможен конформизм  в принятии групповых решений

10. Нарушается традиционная  система взаимосвязей между подразделениями

11. В условиях матричной  структуры затрудняется и практически  отсутствует полноценный контроль  по уровням управления

12. Структура считается  абсолютно неэффективной в кризисные  периоды


 

     Продуктовая  структура. Один из распространенных способов развития фирм –

это увеличение ассортимента производимой и реализуемой продукции. При успешном осуществлении управления несколько продуктовых линий могут достигнуть столь высокого объема продаж, что сами могут потребовать существенной структуризации.

С этой проблемой столкнулись  пионеры дивизионной структуры  Procter&Gamble и General Motors. Они нашли решение путем создания дивизионально-продуктовой структуры организации, где отделения создавались по основному продукту. В настоящее время крупные производители потребительских товаров используют именно такую структуру.

При этой структуре полномочия по руководству производством и  сбытом какого- либо продукта или услуги передаются одному руководителю. Руководители вторичных функциональных служб должны отчитываться перед управляющим по этому продукту.

Продуктовая структура  позволяет уделять конкретному  продукту столько же внимания, сколько ему уделяет небольшая фирма, выпускающая один-два вида продукции. По результатам исследований, фирмы с продуктовой структурой достигают больших успехов в производстве и реализации новой продукции. Это может происходить от того, что в продуктовой структуре очень четко определено, кто отвечает за получение прибыли, для нее характерен контроль затрат и соблюдение графиков. Эти организации способны на более быстрое реагирование на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Возможный недостаток структуры – увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции. В каждом продуктовом отделении есть свои функциональные подразделения, но, возможно, не такого размера, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся технические средства и оборудование.

    

 

Рис. 7 Продуктовая структура управления

    

Преимущества

Недостатки

1. Каждому конкретному  продукту уделяется одинаковое  максимальное внимание

2. Четкое разграничение  ответственности и полномочий

3. Высокие возможности контроля и управления затратами

4. Гибкость и быстрая  реакция на изменения условий  внешней среды

5. Отсутствие путаницы  и «прозрачность» для конкретных  руководителей подразделений

1. Возникающая возможность  дублирования ответственности

2. Дублирование производственных и иных функций

3. Чрезмерная заинтересованность  в реализации целей и задач  «своих» подразделений


 

  

         Организационная структура, ориентированная на потребителя. Некоторые организации производят большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей (рынков). Каждая группа имеет четко определенные специфические потребности. Если два или более таких клиента становятся особенно важными для фирмы, она может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителей. Цель такой структуры состоит в том, чтобы удовлетворить этих потребителей так же хорошо, как и организация, которая обслуживает всего одну их группу. Большие издательства, например, имеют подразделения, занимающиеся литературой для взрослых (общего чтения), юношеской литературой, учебниками для высшей и средней школы. Каждое из этих подразделений ориентируется на своего покупателя и действует как практически независимая компания. Следовательно, каждое из них имеет свой редакторский отдел, отделы маркетинга и финансов, производственный. Другой пример активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, - это коммерческие банки. Основные группы пользующихся их услугами – это индивидуальные клиенты (частные лица),

фирмы, организации (пенсионные фонды и университеты), трастовые  фирмы, банки-корреспонденты, международные финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для торговых фирм, торгующих оптом и в розницу.

Преимущества и недостатки структуры, ориентированной на покупателя, в общем,

те же, что и у продуктовой      структуры, если учесть различия, связанные с

разной целевой функцией.

    

Рис. 8 Организационная структура, направленная на потребителя

    

Организационно-правовые формы предприятий и предпринимательства  в  России в условиях перехода к  рынку

       В  процессе исторического развития  в способы ведения предпринимательской  деятельности включались все  новые формы хозяйственного взаимодействия, усложнялись отношения собственности и механизмы объединения и перелива капитала, появлялись все более развитые способы распределения доходов и рисков, меры по обращению ответственности, формы управления капиталом. Складывалось предпринимательское право как важнейший элемент гражданского и хозяйственного права. Происходила определенная дифференциация норм предпринимательства по регионам планеты — континентальное (европейское) право, англо-саксонские правовые нормы, американская правовая модель предпринимательства и др. Важно понимать в связи с этим, что процесс становления современных организационно-правовых форм предпринимательства по-разному происходит в странах с развитой рыночной и с переходной экономикой. Если в рыночной экономике этот процесс был исторически эволюционным и сопровождал естественный прогресс экономического и общественного уклада, то странам с переходной экономикой приходится переживать все трудности ломки общественных, экономических и организационных отношений. Правовые предпринимательские нормы поэтому менее стабильны, нередко внутренне противоречивы, страдают приверженностью интересам тех или иных общественных групп. Однако большинству постсоциалистических стран, в том числе и России удалось относительно быстро создать основы организационно-правовых форм предпринимательства, в целом приближенных к рыночным. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности в условиях перехода к рынку характеризуются большим многообразием. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются:

Информация о работе Построение организационных структур управления в условиях рынка