Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:06, курсовая работа
Менеджмент — это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента "производственные ресурсы" остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике.
Введение
Глава 1. Понятие менеджмента на предприятии
1.1 Важность менеджмента
Глава 2. Основные функции менеджмента
2.1 Важнейшая цель: экономическая эффективность
2.2 Главная функция менеджмента: управление бизнесом
Глава 3. Комплексная природа
3.1 Видение перспективы
3.2 Опора на собственные силы
3.3 Превращение обстоятельств в возможности
3.4 Ориентация на конкретные действия
3.5 Концентрация на главном
Вывод
Глава 4. Управление
4.1 Управление менеджерами
4.2 Управление работником и работой
Заключение
Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие менеджмента на предприятии
1.1 Важность менеджмента
Глава 2. Основные функции менеджмента
2.1 Важнейшая цель: экономическая эффективность
2.2 Главная функция менеджмента: управление бизнесом
Глава 3. Комплексная природа
Вывод
Глава 4. Управление
4.1 Управление менеджерами
4.2 Управление работником и работой
Заключение
Список литературы
Введение
Менеджмент -- это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента "производственные ресурсы" остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике.
Менеджмент
-- это также особый класс руководителей
в индустриальном обществе. Мы больше
не говорим о "капитале и труде", мы
говорим о "менеджменте и труде".
Понятие "ответственность капитала"
исчезло из нашей лексики вместе с понятием
"права капитала". Вместо них мы слышим
об "ответственности менеджмента",
а также об (не очень удачное словосочетание)
"исключительных правах менеджмента".
Глава 1. Понятие менеджмента на предприятии
Возникновение менеджмента как неотъемлемого, особого и передового института стало центральным событием в истории общества XX столетия. С начала века нечасто новый основной институт, новый руководящий класс, появлялся так быстро, как менеджмент. Возможно, такого не было вообще. Редко в истории человечества новый институт настолько быстро доказывал свою необходимость. Еще реже введение нового института вызывало так мало противодействия, беспокойства и дискуссий.
Вполне возможно, что менеджмент останется основным и наиболее весомым институтом общества до тех пор, пока будет существовать западная цивилизация. Это связано не только с тем, что менеджмент основан на природе современной индустриальной системы и на потребностях современных коммерческих предприятий, которым эта система должна предоставлять свои производственные и человеческие ресурсы. Главное в том, что менеджмент отражает основные убеждения современного западного общества. Он отражает убеждение в том, что средства, необходимые для жизни человека, можно контролировать с помощью постоянного управления экономическими ресурсами. Это и убеждение в том, что экономические изменения смогут улучшить благосостояние человека и социальную справедливость. Еще 250 лет назад Джонатан Свифт (Janathan Swift) первым, немного утрируя, определил это так: тот, кто заставит вырасти две травинки там, где росла одна, заслуживает большего, чем любой философ-теоретик или создатель метафизических теорий.
Рассуждения о том, что материя может и должна использоваться для развития человеческого духа, не является давней ересью под названием "материализм". На самом деле, это нельзя сравнить с материализмом в его обычном понимании. Это что-то новое, определенно современное, определенно западное. До и за пределами современной западной цивилизации ресурсы, которыми располагал человек, всегда считались ограниченными. Предпочтение отдавалось ограничению влияния человека на окружающую среду, а не возможности контроля человека над природой. Ресурсы всегда считались дарованными Богом. На самом деле, за исключением современного Запада, все видели в экономических изменениях угрозу как для конкретного индивидуума, так и для общества в целом. Поэтому правительству вменялось в обязанность сохранять экономику неизменной.
Менеджмент,
являясь общественным институтом, особенно
заботится о производительности ресурсов.
Именно он отвечает за организацию экономического
развития, поэтому он отражает основной
дух современной эпохи. Менеджмент на
самом деле необходим, вот поэтому он,
возникнув, развивался так быстро и практически
без какого-либо противодействия.
1.1
Важность менеджмента
Менеджмент, его компетенция и его эффективность, еще несколько десятилетий будут иметь решающее значение как для Соединенных Штатов Америки, так и для других стран свободного мира. Кроме того, потребность в хороших руководителях будет постепенно и постоянно возрастать.
Неопределенная продолжительность "холодной войны" наложила жесткие ограничения на экономику, которую мог спасти только длительный экономический рост. Экономика должна была одновременно удовлетворять военные нужды страны и обеспечивать расширенное воспроизводство мирной индустрии. Конечно же, для незамедлительного переключения между мирным и оборонным производством требовались беспрецедентные усилия всей экономики. Эта потребность, от удовлетворения которой иногда полностью зависит выживание нации, является прежде всего потребностью в компетентных менеджерах, особенно на больших предприятиях.
То, что сегодня Соединенные Штаты Америки являются мировым лидером как в экономическом, так и в социальном развитии, придает эффективности управления решающее значение и одновременно еще усложняет его практические аспекты. С вершины есть только одна простая дорога -- вниз. Всегда требуется вдвое больше усилий и опыта, чтобы остаться на вершине, чем этого требовалось при подъеме. Другими словами, существует реальная опасность того, что Соединенные Штаты Америки начнут двигаться назад и дойдут до состояния Великобритании 1880 года. Страна может быть обречена на спад из-за недальновидности и отсутствия попыток что-либо изменить. Есть доказательства того, что для этой страны лучше отстоять уже достигнутое, нежели продвигаться дальше. Дело в том, что средства производства во многих отраслях устаревают. Между тем, производительность быстро увеличивается только в самых новых отраслях, оставаясь постоянной или вообще снижаясь в остальных. Только компетентный и постоянно улучшаемый менеджмент поможет сохранить прогресс и не позволит нам стать самодовольными, самоудовлетворенными и ленивыми.
За
пределами Соединенных Штатов Америки
менеджмент имеет, пожалуй, еще более решающее
значение и более сложную задачу. Прежде
всего, от управленческих способностей
будет зависеть, сможет ли Европа восстановить
свое экономическое процветание. Смогут
ли бывшие колониальные и сырьевые страны
быстро воспитать поколение компетентных
и ответственных менеджеров? От этого
в большой степени зависит, преуспеют
ли эти страны в развитии свободной экономики
или же станут коммунистическими. Воистину,
весь свободный мир сейчас зависит от
компетентности, умения и ответственности
менеджмента.
Глава 2. Основные функции менеджмента
Менеджмент -- наименее изученный из основополагающих институтов нашего общества * Орган предприятия * Важнейшая цель: экономическая эффективность * Важнейшая функция: управление бизнесом * Управление как творческая деятельность * Управление на основе поставленных целей * Управление менеджерами * Предприятие как единый организм * Менеджеры должны управлять * "Обращайте внимание на то, что человек умеет, а не на то, чего он не умеет" * Управление работником и работой * Два временных измерения менеджмента * Комплексная природа менеджмента
Несмотря на колоссальную важность, очевидность и повсеместность присутствия менеджмента, он по-прежнему остается наименее изученным и недостаточно понятным институтом современного общества. Работникам предприятий зачастую не совсем понятно, чем занимаются (и чем должны заниматься) их менеджеры, как осуществляется управление их предприятием и почему оно осуществляется именно так, а не иначе, и насколько успешно справляются менеджеры со своими задачами. Действительно, типичная картина того, что происходит в кабинетах руководства компании, в головах совершенно нормальных, образованных и информированных людей (многие из которых, кстати, сами выполняют определенные управленческие функции) очень напоминает карту Африки, какой ее представлял себе средневековый географ: плодородные земли, где водятся могучие циклопы, двуглавые пигмеи, бессмертная птица-феникс и неуловимый единорог. Что же на самом деле представляет собой менеджмент и каковы его функции?
На этот счет есть два широко известных ответа. Один из них состоит в следующем: менеджмент -- это высшее руководство. Иными словами, термин "менеджмент" является чем-то вроде синонима слова "руководство". Другой популярный ответ на поставленный нами вопрос определяет менеджера как человека, руководящего работой других людей, т.е., как утверждается в известном лозунге, "человека, работа которого состоит в том, чтобы заставить остальных выполнять их работу".
Но такие определения в лучшем случае просто пытаются объяснить нам, кто принадлежит к менеджерам (как будет показано ниже, эти определения не справляются даже с такой простой задачей). Они даже не пытаются объяснить нам, что такое менеджмент и чем он занимается. Ответить на эти вопросы можно, лишь проанализировав функции менеджмента, поскольку менеджмент -- это орган, а любой орган можно описать и определить, только описав и определив его функции.
Менеджмент -- это особый орган предприятия. Когда мы ведем речь о предприятии (например, United States Steel или British Coal Board), которое решило построить новый завод, уволить часть рабочих или улучшить обслуживание своих клиентов, на самом деле мы говорим о том или ином управленческом решении, управленческом действии, управленческом поведении. Любые решения, действия или поведение предприятия в целом реализуются исключительно в виде соответствующих решений, действий или поведения руководства этого предприятия -- ведь само по себе предприятие не способно ни на какие поступки. И наоборот: любое предприятие, независимо от того, какова его организационная структура, не может обойтись без действующего руководства. (И в этом отношении нет никакой разницы между частным предприятием, национализированными отраслями Великобритании, например, такой традиционной государственной монополией, как почта, и "министерствами" и "ведомствами" бывшего Советского Союза.)
Тот
факт, что менеджмент представляет собой
особый орган предприятия, столь очевиден,
что воспринимается как нечто само собой
разумеющееся. Однако такое назначение
менеджмента выделяет его среди всех прочих
управляющих органов всех остальных общественных
институтов. Правительство, армия, церковь,
-- по сути, все важнейшие институты -- должны
иметь соответствующий орган, который
(той или иной из своих функций) чем-то
напоминает руководство предприятия.
Но менеджмент как таковой представляет
собой руководство коммерческого предприятия.
Цель деятельности любого предприятия
-- производство товаров и услуг. Не подлежит
сомнению, что, выполняя свою основную
функцию и действуя в соответствии с политическими
и этическими принципами общества, предприятие
укрепляет экономическую мощь этого общества.
Но эти политические и этические принципы
представляют собой (в терминах логики)
побочные условия, ограничивающие, модифицирующие,
стимулирующие или, наоборот, сдерживающие
экономическую деятельность предприятия.
Основой коммерческого предприятия, жизненным
принципом, который определяет его природу,
является его экономическая эффективность.
2.1
Важнейшая цель: экономическая эффективность
Менеджмент всегда должен уделять главное внимание обеспечению экономически эффективной деятельности предприятия. Иными словами, само существование менеджмента и власть, которой он пользуется, оправданы лишь в том случае, если его деятельность обеспечивает требуемые экономические результаты.
Конечно, эта деятельность может приносить выдающиеся результаты внеэкономического характера: удовлетворенность работников предприятия своей жизнью, вклад в благосостояние или культуру общества и т.п. Тем не менее, можно утверждать: если менеджмент не обеспечивает достижения определенных экономических результатов, его деятельность следует признать неэффективной. Менеджмент потерпел неудачу, если предприятие не поставляет товары и услуги, нужные потребителю, по цене, которую этот потребитель готов заплатить. Менеджмент предприятия потерпел неудачу, если ему не удалось повысить (или по крайней мере поддержать на прежнем уровне) производственный потенциал, которым располагает это предприятие.
Именно в этом отношении менеджмент представляет собой уникальное явление. Например, руководство Генштаба может задать себе вполне законный вопрос, соответствуют ли принимаемые им важнейшие военные решения экономической структуре и экономическому благосостоянию страны. Однако с их стороны было бы непростительным при решении военных проблем выбирать в качестве отправной точки потребности экономики. Экономические последствия военных решений представляют собой лишь вторичный, ограничивающий фактор этих решений и отнюдь не являются их основной целью или обоснованием. Генштаб, как особый орган военной организации, должен, по мере необходимости, ставить на первое место именно соображения военной безопасности. Действовать по-другому означало бы преступно пренебрегать своим долгом и подвергать опасности существование государства. Точно так же, менеджмент, который всегда должен учитывать воздействие своих решений на общество (как внутри, так и вне предприятия), в любом случае должен ставить на первое место обеспечение экономически эффективной деятельности предприятия.