Понятие кросс - культурного шока. Сущность теории К. Оберга

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение кросс – культурного шока, его сущности, фаз и способов преодоления. В связи с чем, появляются следующие задачи:
1. Дать понятие кросс – культурного шока;
2. Определить сущность кросс – культурного шока;
3. Раскрыть способы преодоления кросс – культурного шока.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и сущность кросс – культурного шока………………………….5
1.1. Понятие кросс – культурного шока, сущность теории К. Оберга………..5
1.2. Фазы кросс – культурного шока……………………………………………..12
Глава II. Факторы, влияющие на адаптацию, способы преодоления и профилактика кросс – культурного шока……………………………………….16
2.1. Факторы, влияющие на адаптацию………………………………………….16
2.2. Способы преодоления кросс – культурного шока…………………………22
2.3. Меры профилактики кросс – культурного шока……………………………26
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

курсовая кросс-менеджмент.docx

— 68.05 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Московский государственный  университет экономики, статистики  и информатики 

(МЭСИ)»


 

Калининградский филиал

 
 

Кафедра Менеджмента

 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

на тему:

«Понятие кросс - культурного шока. Сущность теории К. Оберга»

 
 
 
 
 
 

Студент:

Приходько И.Н.

 

Группа:

Кд-ЗМЕ-101

 

Научный руководитель:

Иванов В.А.

 
 
 

Дата сдачи:

   

Дата защиты:

   

Оценка:

   

Подпись руководителя:

   
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград 2012


Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Понятие и сущность кросс – культурного шока………………………….5

1.1. Понятие  кросс – культурного шока, сущность  теории К. Оберга………..5

1.2. Фазы кросс  – культурного шока……………………………………………..12

Глава II. Факторы, влияющие на адаптацию, способы преодоления и профилактика кросс – культурного шока……………………………………….16

2.1. Факторы,  влияющие на адаптацию………………………………………….16

2.2. Способы  преодоления кросс – культурного  шока…………………………22

2.3. Меры профилактики кросс – культурного шока……………………………26

Заключение………………………………………………………………………….28

Список литературы…………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Поведение животных, насекомых, птиц запрограммировано  системой инстинктов: им от природы  дана установка, как и что есть, как выживать, как вить гнёзда, когда и куда лететь и т. д. В человеке система инстинктов угасла, хотя исследователи спорят относительно того, до какой степени. Ту функцию, которую в природе выполняют инстинкты, в человеческом обществе выполняет культура. Она даёт каждому индивидууму примерную программу его жизни, определяя при этом набор вариантов.       

Масса людей  живёт с иллюзией, что они сами выбрали цель своей жизни, модели поведения. Между тем при сравнении  жизни людей в разных культурах  трудно не поражаться однотипности «свободного» выбора в одной стране и эпохе,  в то время как та же потребность в другой культуре удовлетворяется в совершенно иных формах. Причина состоит в том, что культура – это среда, предопределяющая выбор вариантов нашего поведения. Как в воде набор вариантов поведения одних и тех же людей отличается от вариантов их движения на суше, в болоте и т. д., так и культура диктует наш «свободный» выбор. Каждая культура – это микро вселенная. Для функционирования индивидуума культура очень важна.  Культура укрепляет солидарность между людьми и способствует взаимопониманию.      

Мы находимся  в зависимости от наших привычек и условий жизни. Наше самочувствие, безусловно, зависит от того, где мы находимся, кто и что нас окружает. Когда человек попадает в незнакомую среду и оказывается оторванным от привычного окружения (будь то смена квартиры, работы или города), его психика обычно терпит потрясения. Понятно, что если речь идёт о переезде в другую страну, мы получаем всё это вместе. Переживания и ощущения, которые человек испытывает при смене привычных условий жизни на новые, учёные называют культурным шоком…     

Выбор темы обусловлен, прежде всего, моим личным желанием попытаться разобраться как  самостоятельно, так и с помощью  компетентных авторов в конфликте нескольких культур при столкновении представителей одной культуры с представителями другой, когда человек покидает привычную для себя обстановку, меняет уклад жизни.     

Настоящая тема является особенно актуальной сегодня, когда всё больше людей едет за границу (жить, учиться, работать, отдыхать). Одних интересуют пляжи, других –  горы, где можно дышать свежим воздухом и кататься на лыжах, третьих –  исторические и культурные памятники. Есть ещё VIP- туризм для деловой элиты, сочетающий отдых с бизнес - мероприятиями, экстремальный туризм для любителей острых ощущений, туризм «медового месяца» для новобрачных и многое другое.     

В этой работе делается попытка дать характеристику явлению кросс - культурного шока и объяснить его причины. В связи с чем, рассмотрим влияние культуры на социальные группы и их взаимоотношения, особенности менталитета.

Объектом исследования является кросс – культурный шок и его влияние на человека.

Целью данной работы является изучение кросс –  культурного шока, его сущности, фаз и способов преодоления. В  связи с чем, появляются следующие  задачи:

1. Дать  понятие кросс – культурного  шока;

2. Определить  сущность кросс – культурного  шока;

3. Раскрыть  способы преодоления кросс –  культурного шока.     

Для написания  данной работы был использован ряд  источников по кросс-культурному менеджменту, культурологии, психологии, социологии и туризму, а также информация из Интернета.

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие и сущность кросс – культурного шока

1.1. Понятие кросс – культурного  шока, сущность теории К. Оберга.

 

С 60-х до 90-х гг. XX в. учёных, занимающихся проблемой культурного шока, в  основном, интересовали такие темы, как симптомы культурного шока и  этапы приспособления к новой  культурной среде. Об этом, в частности, писал М. Zapf (1991), по мнению которого, значительное количество работ посвящены факторам, влияющим на успешную адаптацию, то есть выделению потенциальных характеристик (демографических и личностных), способствующих эффективному приспособлению к новой культурной среде.    

  В последние годы мы наблюдаем рост количества работ, посвящённых стратегиям преодоления культурного шока. Большинство исследований данной проблематики опирается на теорию стресса и, в частности, на концепцию стресса аккультурации. Введение понятия «аккультурационный стресс» и его использование наравне с термином «культурный шок» позволило учёным изучить опыт приспособления в контексте преодоления стресса.     

  Понятие культурного шока вошло в науку в 1954 г. благодаря работе американского антрополога Калерво Оберга, который описывал культурный шок, с одной стороны, как заболевание, а с другой стороны, как нормальную реакцию человека на непривычную обстановку. Определение было представлено в виде 4-х основных стадий пребывание человека в чужой культуре: 
1. Стадия «медового месяца» - первоначальная реакция организма на 
сердечный, дружелюбный прием хозяев. Человек очарован, воспринимает все с восхищением..и..энтузиазмом. 
2. Кризис - первые существенные различия в языке, понятиях, ценностях, казалось бы, знакомых символов и знаков, ведут к тому, что у человека появляется ощущение несоответствия, тревоги и гнева. 
3. Выздоровление - выход из состояния кризиса осуществляется различными способами, в результате чего, человек осваивает язык и культуру иной страны. 
4. Адаптация - человек осваивается в новой культуре, находит свою нишу, начинает работать и получать удовольствие от новой культуры, хотя иногда он чувствует тревогу и напряжение.

Также им было выделено шесть аспектов культурного шока:

-    напряжение, к которому  приводят усилия, требуемые для  достижения необходимой психологической  адаптации;

-    чувство потери или  лишения;

- чувство отверженности представителями  новой культуры или отвержение  их;

- сбой в ролях, ролевых ожиданиях,  ценностях, чувствах и самоидентификации;

-  неожиданная тревога, даже  отвращение и негодование в  результате осознания культурных  различий;

-   чувство неполноценности  от неспособности совладать с  новой средой.1

Главной причиной культурного шока является различие культур. Каждая культура имеет множество символов и образов, а также стереотипов поведения, с помощью которых мы можем  автоматически действовать в  разных ситуациях. Когда мы находимся  в условиях новой культуры, привычная  система ориентации оказывается  неадекватной, поскольку она основывается совсем на других представлениях о  мире, иных нормах и ценностях, стереотипах  поведения и восприятия. Обычно, находясь в условиях своей культуры, человек не отдает себе отчет, что  в ней есть эта скрытая часть  «культурного айсберга». Мы осознаем наличие  этой скрытой системы контролирующих наше поведение норм и ценностей  лишь тогда, когда попадаем в ситуацию контакта с иной культурой. Результатом  этого и становится психологический, а нередко и физический дискомфорт - культурный шок.

Симптомы культурного шока могут  быть самыми разными: от преувеличенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических  расстройств, общей тревожности, бессонницы, страха. Они могут вылиться в депрессию, алкоголизм или наркоманию и даже привести к самоубийству.

Разумеется, культурный шок имеет  не только негативные последствия. Современные  исследователи рассматривают его  как нормальную реакцию, как часть  обычного процесса адаптации к новым  условиям. Более того, в ходе этого  процесса личность не просто приобретает  знания о новой культуре и о  нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя и  испытывает при этом стресс. Поэтому  с начала 1990-х годов специалисты  предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации.

Степень влияния культурного шока на человека различна. Нечасто, но встречаются  те, кто не может жить в чужой  стране. Однако те, кто встречал людей, проходящих культурный шок и удовлетворительно  приспособившихся, может заметить стадии процесса.     

Для того чтобы ослабить культурный шок или сократить его продолжительность, нужно заранее осознать, что это явление существует и что вам так или иначе придётся с ним столкнуться. Но главное помнить: с ним можно справиться и оно не продлится вечно.     

Человек попадает в незнакомую страну, и всё ещё кажется ему радужным и прекрасным, хотя некоторые вещи вызывают недоумение. Или, человек уже  долгое время живёт в чужой  стране, знает привычки и особенности  местных жителей. В том или  ином случае, он – в состоянии  так называемого «культурного шока», которого ещё никому не удалось избежать.  

Мы находимся в зависимости  от условий жизни и привычек. Наше самочувствие, безусловно, зависит от того, где мы находимся, от того, какие звуки и запахи нас окружают, и от ритма нашей жизни. Когда человек попадает в незнакомую среду и оказывается оторванным от привычного окружения, его психика обычно терпит потрясения. Он или она как рыба, вытащенная из воды. Не имеет значения, насколько широко вы образованы и доброжелательны. Ряд опор выбит из под вас, с последующими тревогой, растерянностью и чувством разочарования. Адаптация к новой культуре требует прохождения через сложный процесс приспособления, называемый «культурным шоком». Культурный шок – это ощущение дискомфорта и дезориентации, возникающие при встрече с новым и трудным для понимания подходом к делу. Культурный шок есть естественный ответ на совершенно новую обстановку.2

К. Уорд, делая обзор стратегий преодоления стресса кросс-культурного перемещения, отмечает, что экспериментальные и теоретические исследования этого направления разграничивают первичные и вторичные стратегии преодоления стресса. К первичным (поведенческим) стратегиям исследователи относят непосредственные действия и поведение, направленное на устранение нежелательных характеристик окружения. Вторичные стратегии – когнитивные, иными словами, направленные на изменение восприятия и оценки стрессовых событий и ситуаций.    

  Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной психологии нет единой классификации копинг - стратегий, чаще всего в своих работах исследователи стресса аккультурации опираются на концепцию копинг - стратегий Р. Лазаруса и С. Фолкмана. «Coping behavior» (поведение по преодолению, совладающее поведение). В понимании учёных – это «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека». В классификации Р. Лазаруса и С. Фолкмана всего восемь копинг - стратегий: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка. Так, Уорд и Кеннеди, используя данную классификацию, выявили доминирующие стратегии преодоления стресса аккультурации у британских экспатриантов в Сингапуре: конфронтация, избегание, принятие и поиск социальной поддержки.    

Информация о работе Понятие кросс - культурного шока. Сущность теории К. Оберга