Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия и особенностей ректурмента в России.
Поставленная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть и дать определение рекрутмента и рекрутинговой деятельности;
- дать классификацию рекрутинговых агентств;
- рассмотреть проблемы функционирования рынка рекрутинговых услуг в России;
- разработать принципы формирования и функционирования рекрутингового кластера в РФ.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования понятий «рекрутмент» и «рекрутинговая деятельность» 6
1.1 Понятие рекрутмента и рекрутинговой деятельности 6
1.2 Классификация рекрутинговых агентств 11
Глава 2 Проблемы и перспективы развития рекрутмента в России 18
2.1 Проблемы функционирования рынка рекрутинговых услуг в России 18
2.2 Принципы формирования и функционирования рекрутингового кластера в РФ 25
Заключение 34
Библиографический список 37
- распределить функции
по подбору персонала, его
- активизировать участие
центров по трудоустройству и
коммерческих рекрутинговых
- координировать деятельность
объединений представителей
- организовать работу
по анализу рынка
- обеспечить рекрутинговый бизнес требуемыми кадрами.
Следует отметить, что необходимость таких центров подтверждается теоретическими исследованиями и уже конкретными практическими действиями. Так, уже существуют наработки по совместной деятельности Ассоциации консультантов по подбору персонала и структурами государственными структурами содействия занятости населения.
Применение кластерного подхода к управлению рекрутментом даст следующие преимущества:
Таблица 1 - Взаимодействие системы рекрутмента с субъектами рынка труда3
Ключевые проблемы рынка труда |
Реакция системы рекрутмента |
Несбалансированность спроса и предложения на рынке труда. |
Трудоустройство работников с использованием Интернет-рекрутмента, технологий аутплейсмента, классического и активного поиска, рекуртинговых технологий трудоустройства выпускников. |
Низкая конкурентоспособность
на рынке труда отдельных |
Создание и развитие гибкой, системы рекрутмента, ориентированной, в том числе на трудоустройство безработных граждан, молодежи и незанятого населения. |
Отсутствие специалистов в сфере рекрутмента. |
Подготовка специалистов в сфере рекрутмента в вузах, в системе дополнительного высшего образования, внутрифирменное обучение. |
Трудность получения информации о рынке труда. |
Составление отчетов о состоянии рынка труда, наличии вакансии по отраслям, распространение в открытом доступе информации о наличии вакансий и требований к кандидатам, обзоры заработных плат, проведение конференций и семинаров. |
Недостаточная внутрихозяйственная горизонтальная мобильность, рост функциональной безработицы. |
Совершенствование системы рекрутмента и всех её элементов и механизмов взаимодействия. |
3. Поиск, подбор и
предоставление временного
4. Рыночно ориентированное общество формирует правила деятельности своих субъектов через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки. Поэтому рекрутинговый кластер, существующий в рамках этих правил, представляет собой таким образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться всем элементам кластера. При этом важно, что в кластере достигается прежде всего синергетический эффект, поскольку участие конкурирующих фирм становится взаимовыгодным.
Взаимодействие субъектов рекрутингового кластера может осуществляться на основе принципов социального партнерства, т.к. в условиях нестабильности в сфере занятости и растущей безработицы создаются предпосылки для согласованных действий сторон (субъектов рынка труда) на принципах социального партнерства. Целью кластерной стратегии в рекрутинговой деятельности – создание системы эффективного кадрового обеспечения инновационного развития экономики.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи рекрутингового кластера:
Исходя из поставленных цели и задач, рекрутинговый кластер можно представить в виде следующей схемы (см. рис.3).
Рисунок 3 - Рекрутинговый кластер и его основные элементы
Анализируя возможности разработки и использования кластерной стратегии в рекрутменте, можно говорить о том, что такой поход позволит улучшить взаимодействие между всеми участниками кластера как элементами рынка труда.
Для эффективного текущего функционирования кластерной инициативы обычно создается исполнительный комитет во главе с менеджером (cluster facilitator), который отвечает за достижение целей кластерной инициативы и выполнение задач.4 В нашем случае таким органом может быть Координационный центр по вопросам содействия занятости и подбора персонала с подведомственной структурой – Центром аналитическо-информационной поддержки и логистических потоков человеческих ресурсов.
Объединение усилий и
возможностей государственных структур
по трудоустройству и
Финансирование
Таблица 2 - Основные принципы формирования и развития рекрутингового кластера
Принцип |
Содержание |
Специализация |
Форма общественного разделения труда в рекрутменте, когда рекрутинговые фирмы, структуры государственной власти осуществляют рекрутинговую деятельность в определенной сфере. |
Кооперация |
Согласованность совместных действий всех субъектов кластера для повышения уровня занятости и совершенствовании её структуры. |
Конкуренция |
Определенный тип |
Инновационность |
Разработка и внедрение в практику новых методов поиска и оценки кандидатов, применение итернет-рекрутинга, сопутствующих консалтинговых услуг. |
Социальное партнерство в сфере занятости |
Разработка субъектами кластера совместных программ, по сокращению безработицы, повышению уровня занятости и совершенствованию её структуры. Проведение консультаций и переговоров
по регулированию социально- |
Координация |
Долговременная координация |
Формирование единого |
Генерация новой информации о спросе и предложении рабочей силы на рынке труда в Центре аналитическо-консультативной поддержки и возможность обмена ею между участниками кластера. |
Единство правового |
Правовая и методологическая помощь и консультирование участников кластера. |
Создание кластера с
координирующими и
Подводя итоги, следует отметить что рекрутинг - это услуги по подбору квалифицированных, психологически совместимых, интеллектуально развитых, прогрессивно мыслящих специалистов для компании-работодателя по ее заказу.
Если говорить кратко, рекрутинг представляет собой процесс, состоящий из следующих основных этапов: выяснение требований к персоналу у заказчика, определение основных источников поступления кандидатов, осуществление поиска кандидатов, выбор методов отбора, отбор кандидатов, соответствующих требованиям заказчика, из числа кандидатов, претендующих на данную должность; предоставление заказчику отобранных кандидатов.
Таким образом, агентства по подбору персонала бывают двух типов. Во-первых, агентства по трудоустройству, действующие в интересах работника, и, во-вторых, рекрутинговые агентства, действующие в интересах нанимателя (на найме высококвалифицированных или конкретных работников специализируются агентства «had banter»).
Развиваясь в течение
30 лет, рекрутинговый бизнес позволил
сформировать две основные технологии
работы, выделенные в зависимости
от использования одного из двух методов
поиска персонала кадровыми
Технология рекрутмента, основанная на использовании стандартного метода поиска, представляется идеальным средством подбора специалистов на вакансии различного уровня.
Рекрутинг – это не только выгодный бизнес, но интересная работа, ведь специалисты-консультанты используют в своей работе почти шпионские методы. В то же время они стремятся адаптировать западные стандарты к специфике России.
В современной России первые компании по поиску и подбору персонала (внешний рекрутмент) стали появляться только в начале 90-х годов, когда стали складываться рыночные отношения. Их возникновение имело специфические особенности, связанные с тем, что нашей стране приходилось в срочном порядке формировать и осваивать различные виды бизнеса, поэтому требовался персонал, способный работать в условиях рынка.
Негативное влияние на развитие рекрутмента в России оказывает отсутствие законодательной и нормативной базы, где были бы определены и прописаны терминология и социально-трудовые отношения, возникающие при предоставлении рекрутинговых услуг.
Как свидетельствует практика, в России большая часть вакансий квалифицированных руководителей и специалистов концентрируется в рекрутинговых фирмах. На долю государственной службы занятости приходятся вакансии, рассчитанные на средний и низкий уровень квалификации.
В настоящее время можно говорить о том, что рекрутинговый бизнес в РФ в соответствии с объективными законами рынка занимает своё место на рынке труда, которое дает возможность выполнять основную институциональную функцию рекрутинговых компаний и кадровых агентств.
В настоящее время
требуются новые подходы в
его развитии и интегрировании в
систему инфраструктуры российского
рынка труда. Для этого, с нашей
точки зрения, эффективным будет
использование кластерного
Применение кластерного подхода к управлению рекрутментом даст следующие преимущества:
1. Сформируется механизм взаимоде
2. Улучшится кадровая инфраструктура за счет использования рекрутинговых технологий.
3. Ускорит поиск, подбор и предоставление временного персонала и заемного труда в целях эффективного использования человеческих ресурсов в масштабах страны и отдельных отраслей и регионов. Это позволит повысить занятость различных групп населения.
4. Рыночно ориентированное общество сформирует правила деятельности своих субъектов через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки.
Таким образом, рекрутинговый кластер, существующий в рамках этих правил, представляет собой таким образом организованное пространство, которое позволит успешно развиваться всем элементам кластера. При этом важно, что в кластере достигается, прежде всего, синергетический эффект, поскольку участие конкурирующих фирм становится взаимовыгодным.
Информация о работе Понятие и особенности ректурмента в России