Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия и особенностей ректурмента в России.
Поставленная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть и дать определение рекрутмента и рекрутинговой деятельности;
- дать классификацию рекрутинговых агентств;
- рассмотреть проблемы функционирования рынка рекрутинговых услуг в России;
- разработать принципы формирования и функционирования рекрутингового кластера в РФ.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования понятий «рекрутмент» и «рекрутинговая деятельность» 6
1.1 Понятие рекрутмента и рекрутинговой деятельности 6
1.2 Классификация рекрутинговых агентств 11
Глава 2 Проблемы и перспективы развития рекрутмента в России 18
2.1 Проблемы функционирования рынка рекрутинговых услуг в России 18
2.2 Принципы формирования и функционирования рекрутингового кластера в РФ 25
Заключение 34
Библиографический список 37
Негативное
влияние на развитие
Как показал анализ теоретических и практических материалов и источников, термин «рекрутмент» наиболее уместно использовать как определение деятельности по созданию условий для заполнения вакансий кадровыми агентствами или соответствующими подразделениями организаций или предприятий, а «рекрутингом» обозначать соответствующую технологию поиска, подбора и отбора персонала.
В настоящее
время можно говорить о том,
что рекрутмент является одной
из важнейших функций
При осуществлении этой
деятельности, как в рамках функции
кадрового менеджмента, так и
направления бизнеса, активно внедряются
новые инструменты и техники,
меняются взаимоотношения между
производителями и потребителям
Однако, как выявило проведенное исследование современной литературы по профилю изучаемой тематики, авторы практически не затрагивают концептуальных вопросов формирования и развития основных направлений рекрутмента в нашей стране и за рубежом. В большинстве случаев анализируются организация, показатели деятельности и технологии классического рекрутмента в кадровых агентствах и в организациях. При этом недостаточно рассмотрены и проанализированы его такие направления как аутплейсмент, подбор и предоставление временного персонала, подбор специалистов и руководителей при помощи прямого поиска.
Рынок рекрутинговых услуг является составной частью не только рынка труда, но и рынка кадровых услуг, поэтому для него характерны тенденции и закономерности, свойственные как рынку труда, так и вообще рынку. Так, объектом купли-продажи является рабочая сила. Предметом денежного обмена становятся не только определенные способности, но и продолжительность применения, что нашло свое отражение в различных направлениях рекрутинговой деятельности. В то же время сопутствующие кадровые услуги реализуются в соответствии с законами рыночной экономики.
Рекрутмент является
важнейшим элементом
Рисунок 1 - Место внутреннего и внешнего рекрутмента
в системе рынка труда
С точки зрения функционирования рынка труда, наличие в его инфраструктуре как государственных, так и негосударственных организаций-посредников, конкурирующих друг с другом, является фактом положительным, ибо любой рынок – это, в первую очередь, конкуренция. Также было отмечено, что фактически произошло разделение рынка труда между ними.
Как свидетельствует практика, в России большая часть вакансий квалифицированных руководителей и специалистов концентрируется в рекрутинговых фирмах. На долю государственной службы занятости приходятся вакансии, рассчитанные на средний и низкий уровень квалификации. Существуют также различия по формам собственности: основную массу вакансий государственных предприятий и организаций аккумулируют органы государственной службы занятости, а частные рекрутинговые компании выполняют в большинстве случаев заказы по подбору персонала частных фирм.
Таким образом, существование рынка рекрутинговых услуг, как на уровне предприятия, так и на уровне региона, отрасли и страны в целом объективно обусловлено.
На рынке рекрутинговых
услуг действуют
Рекрутинговые компании
занимаются преимущественно предоставление
Особенность внешней среды рекрутингового бизнеса состоит в её высокой динамичности и нестабильности, а также высоком уровне региональной сегментации. Так, годовой объем российского рынка рекрутмента в 2009 году составил около 350,4 млн. долларов, из которых 63%, или более 220 млн. долларов пришлось на Москву. Доля регионов и Санкт–Петербурга составила 26% и 11%, или более 91 и 39 млн. долларов соответственно.
В 2010 АКПП (Ассоциация консультантов по подбору персонала) провела общероссийское исследование кадровой индустрии, которое показало, что в РФ из 1154 агентств подтвердили свою деятельность 732 компании (63,4%)1.
В этой сфере в настоящее время работают:
Из общего числа компаний зафиксировано 11 холдингов, которые представлены более чем в 4-х городах России филиалами, подразделениями или дочерними компаниями. Общее оценочное количество персонала, работающего в кадровой индустрии – 8775 человек. Общее оценочное количество трудоустроенных кандидатов (закрытых вакансий) в первой половине 2010 года - 44 861 человека. Среднее количество сотрудников в агентстве – 11 человек. Распределение кадровых агентств по федеральным округам представлено на рисунке 2. Большая часть кадровых агентств сосредоточена в Центральном федеральном округе, преимущественно в Москве. Рост числа рекрутинговых фирм происходит в тех регионах, где наблюдается развитие экономики и бизнеса.
Рисунок 2 - Распределение кадровых агентств по территории РФ2
В настоящее время можно говорить о том, что рекрутинговый бизнес в РФ в соответствии с объективными законами рынка занимает своё место на рынке труда, которое дает возможность выполнять основную институциональную функцию рекрутинговых компаний и кадровых агентств. Она состоит в совершенствовании структуры занятости, концентрации высококвалифицированных специалистов в ведущих отраслях и предприятиях экономики, повышении их конкурентоспособности. Особенно возрастает роль рекрутмента в современных условиях модернизации российской экономики, когда наиболее востребованы высококвалифицированные кадры, умеющие работать в условиях динамичной и быстро меняющейся внешней среды. Поиск и привлечение таких специалистов, их перераспределение из других секторов экономики в пользу инновационных предприятий возможно преимущественно с использованием рекрутинговых технологий.
Рекрутмент, в различных своих проявлениях, развивается и во время подъема экономики, и во время спада и кризиса, при этом на первый план выдвигаются различные аспекты и направления деятельности.
2.2 Принципы формирования и функционирования
рекрутингового кластера в РФ
Модернизация российской
экономики обусловливает
В основе образования кластера лежат не отношения собственности, а рыночные отношения «выгодности» более «плотного» интегрированного взаимодействия, основанного на образовании связей между различными элементами организаций. Большинству развивающихся стран и странам с переходной экономикой требуется применение стратегий с учетом имеющихся ограничений на ресурсы, неявных условий государственного регулирования и неблагоприятного отношения к предпринимательской деятельности.
Развитие кластеров
в России – одно из условий повышения
конкурентоспособности
Важным шагом для поддержки развития кластеров в России является подготовка Минэкономразвития России совместно с ведущими вузами страны методических рекомендаций по реализации кластерной политики в субъектах РФ. Новизна подхода к формированию рекрутинговых кластеров в системе рынка труда основывается на перекрестной интеграции элементов рекрутинговой деятельности в указанной системе и состоит в следующем:
1) рекрутмент рассматривается как единая система;
2) формируется многоуровневая система рекрутмента;
3) обеспечивается обмен и интеграция рекрутинговых технологий и ресурсов, расширение коммуникаций, применение информационных технологий.
Развитие рыночной экономики
требует обеспечения отраслей и
регионов необходимой рабочей силой,
которую можно найти и
Как уже отмечалось, российский рекрутмент сейчас находится в стадии развития. Современный этап характеризуется возрастанием роли Интернет – технологий. На Интернет-сайтах с вакансиями стали появляться предложения о работе в государственных и муниципальных органах управления. Рекрутинговые компании участвуют в трудоустройстве молодежи, высвобождаемых работников. Следовательно, происходит взаимопроникновение государственной политики занятости населения и политики деятельности организаций рекрутингового бизнеса. В связи с этим можно согласиться с существующей точкой зрения о необходимости создания центра координации деятельности субъектов рынка рекрутинговых услуг.
Представляется, что при разработке кластерной стратегии в сфере рекрутмента стоит учесть опыт Великобритании по созданию специальных центров рекрутинга, в которых объединены возможности государственных бирж труда, электронных бирж, рекрутинговых компаний и кадровых агентств. Создание таких центров в России позволило бы повысить качество рекрутинговых услуг, что сможет оказать положительное влияние на повышение уровня занятости населения и структуры работающих. Они должны стать центром кластера и решать следующие задачи:
- обеспечить эффективный
обмен информацией между
- наладить взаимодействие между государственными структурами содействия занятости населения и рекрутинговыми компаниями и кадровыми агентствами, работодателями, учебными заведениями. Такое взаимодействие уже начинает складываться между градообразующими предприятиями, предприятиями добывающих отраслей с распределением функций по обеспечению требуемым персоналом, трудоустройству увольняемых работников и т.д.;
Информация о работе Понятие и особенности ректурмента в России