Показатели эффективности процесса отбора кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ и разработка мероприятий по совершенствованию процесса отбора персонала организации.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи:
Провести отбор литературы по данной тематике.
Раскрыть содержание понятия отбора кадров и показателей эффективности процесса отбора кадров.
Рассмотреть теоретические и методические основы построения системы отбора кадров, критерии её эффективности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Понятие процесса отбора кадров и его основные принципы………………………………………………………….………......….5
Раздел 2. Этапы проведения отбора кадров……………………......……..…..8
Раздел 3. Эффективность процесса отбора кадров. Показатели эффективности процесса отбора кадров……………………………………………………….16
Раздел 4. Оценка затрат на проведение отбора кадров…………..……………20
Заключение…………………………………………………………………….…23
Список использованных источников…………………………………………...25
Глоссарий………………………………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 61.79 Кб (Скачать)
  1. Выяснение того, насколько эффективно реализуются в компании различные программы (обучение, социальные программы и т.п.)

Надо иметь в виду, что  трудно получить достоверную информацию из какого-либо одного источника или  за счет оценки какого-то одного показателя. Так, высокие значения показателя текучести  кадров могут быть обусловлены действием  ряда факторов, не имеющих отношения  к системе отбора персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Оценка затрат на отбор кадров.

Затраты -- это одно из основных соображений при организации процесса поиска и отбора кадров. Многие руководители хорошо считают деньги, которые тратятся на поиск и отбор персонала, стараясь добиться максимальной экономии. При этом они забывают сосчитать убытки, которые может понести организация в случае неуспеха отбора: если организация не найдет подходящего кандидата, если будет нанят неподходящий кандидат, или в случае отказа со стороны кандидата, который был признан наиболее подходящим для работы по имеющейся вакансии [7].

На большинстве российских предприятий оценка потерь, связанных  с текучестью кадров совсем не проводится. Однако даже очень приблизительная  оценка хотя бы по трем показателям  демонстрирует, что эти издержки являются очень значительными: как  минимум 25%-ное снижение производительности труда с момента подачи заявления  об увольнении до фактического ухода; прямые потери предприятия (время между  увольнением работника и трудоустройством нового работника) составляют в среднем 30-40 дней; производительность труда  в период адаптации нового работника  в течение 30-60 дней примерно на 25% ниже среднего уровня [9].

При поиске и отборе кадров ни одна организация не застрахована от разного рода ошибок.

Существует четыре возможных  исхода процесса отбора (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели успешности

 

Хорошая работа

1

Ошибочная отбраковка хорошего работника

2

Верный выбор хорошего работника

выполнения работы

 

Плохая работа

3

Ошибочный прием на работу плохого или «слишком хорошего»  работника

4

Верная отбраковка плохого  работника

   

Неуспех отбора

Успех отбора


 

Рисунок 2 – Исход процесса отбора кадров.

 

Варианты 2 и 4 представляют собой верное решение, а 1 и 3 -- это ошибки процесса отбора. Оба типа ошибок чреваты убытками для организации. Особенно велики расходы организации, связанные с ошибками при приеме на работу работников, не отвечающих хотя бы минимальным требованиям организации. Не следует забывать и о том, что прием на работу лиц, значительно превышающих требования к должности, «слишком хороших», обладающих чрезмерным уровнем знаний или профессиональной подготовки для выполнения конкретной работы, также чреват потерями для организации. Такие работники склонны быстро охладевать к своей работе и увольняться.

Для того чтобы компания могла выявить ошибки, о которых  было сказано выше, необходимо регулярно  проводить анализ процесса закрепления  новых работников, оценивать эффективность  их работы. Такой анализ ляжет в  основу оценки эффективности действующей  в организации системы отбора.

В процессе отбора кадров организация  может нести определенные финансовые потери. Прямые финансовые потери при  ошибках отбора включают в себя следующие  расходы:

- потери, связанные производственной деятельностью персонала: низкая производительность, низкая прибыль, низкое качество продукции или услуг;

- ухудшение репутации организации, неблагоприятный имидж организации в глазах клиентов, потребителей и поставщиков, снижение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых организацией и -- как следствие -- снижение прибыли;

- издержки, связанные с производственным травматизмом, прогулами, невыходами на работу по болезни;

- расходы, связанные с обучением, переводами и увольнением неподходящих работников. Эти расходы могут включать выплату выходных пособий или компенсаций в случае обжалования работниками увольнений в судебном порядке;

- расходы, связанные с низким качеством процесса отбора, с заменой работников, не устраивающих организацию, то есть стоимость поиска, отбора и обучения новых работников.

Косвенные издержки при ошибках  отбора оценить труднее, чем прямые, они связаны с потерями рабочего времени руководителей и специалистов на участие в процессе отбора и на обучение новых работников, которые по тем или иным причинам не смогли закрепиться в организации [8].

Критерии отбора кадров для  более ответственной работы несомненно выше, и, соответственно, при неправильном выборе снижается уровень эффективности  организации в целом. Исходя из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что чем сложнее и ответственнее работа, которую должен будет выполнять новый сотрудник, тем выше цена ошибки, которая может быть допущена при отборе.

 

 

 

Заключение

 

Работа руководящего состава  организации неразрывно связана  с осуществлением отбора персонала. Эффективность работы организации и ее подразделений в значительной степени зависят от того, насколько качественно был осуществлен отбор работников. Поэтому процедуры отбора кадров должны рассматриваться в комплексе с общей системой управления организации и ее кадровой политикой. Разработка программы по обеспечению организации новыми работниками должна учитывать цели организации, сложившуюся практику управления и наличные ресурсы. В связи с этим отбор работников требует комплексного подхода, учитывающего требования должности, потребности организации, выбор адекватных методов отбора и т.д.  Вместе с тем, формализация (обеспеченность документами, инструкциями, положениями и т.п.) и планирование процессов обеспечения организации новыми работниками повышают вероятность того, что будут отобраны кадры, полностью отвечающие всем необходимым требованиям.

При отборе важно использовать систему методов, направленных на то, чтобы с максимальной степенью точности определить, насколько кандидат отвечает требованиям должности и потребностям организации.

Процедуры принятия окончательного решения о принятии кандидатов на работу могут различаться в зависимости  от размеров организации, укомплектованности отдела персонала (отдела кадров) специалистами, от специфики вакансии и др.

Таким образом, рассмотренные  мероприятия составляют основу процесса отбора персонала.

Отбор персонала является одним из ключевых элементов работы любой организации. От качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации и использование всех ее остальных ресурсов. Поэтому ошибки в отборе кадров являются растратой денег, а хорошие кадры - их удачным вложением. Для любой организации отбор и обучение работников, не подходящих для выполнения порученной им работы будет непозволительной роскошью, особенно в условиях быстро меняющейся и нестабильной среды.

На сегодняшний день не существует одного оптимального метода отбора персонала, поэтому организация  должна владеть всем набором приемов  и методов для привлечения  кандидатов и использовать их в зависимости  от конкретной задачи.  Отбор новых работников не только призван обеспечить режим нормального функционирования, но и закладывает фундамент будущего успеха организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников информации

  1. Аллин, О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала Текст. / О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова. — М.: Генезис, 2005
  2. Базаров, Л.А. Система подбора персонала как фактор устойчивого экономического развития Текст. / Л.А. Базаров // Управление персоналом.2008. - №23.
  3. Бизюкова И.В.; «Кадры. Подбор и оценка»; Москва; «Московский рабочий»; 2008
  4. Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика Текст. / В.Р. Веснин. - М.: ТК «Велби», «Проспект», 2007
  5. Дубиненкова, E.H. Техники подбора персонала: искусство находить лучших Текст. / E.H. Дубиненкова. М.: Речь, 2007
  6. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта Текст. / И.Б. Дуракова. М.: Центр, 2008
  7. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Экзамен, 2010
  8. Кинан, К. Подбор персонала Текст. / К. Кинан. М.: Эксмо, 2006
  9. Магура, М.И. Поиск и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей и специалистов кадровых служб Текст. / М.И. Магура. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2009
  10. Морозова, И.Н. Эффективный сотрудник. Технологии подбора персонала Текст. / И.Н. Морозова. Ростов на Дону: Феникс, 2005
  11. Сурков, С.А. Обеспечение отбора и найма персонала Текст. / С.А. Сурков // Управление персоналом. 2007. - № 12.
  12. Тибилова, Т.М. Как качественно оценить человека. Настольная книга менеджера по персоналу (+CD) Текст. / Т.М. Тибилова, В.А. Кузьмин. -СПб.: Питер, 2012
  13. Тюрина, И.О. Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала Текст. / И.О. Тюрина // Социологические исследования. 2009. - № 8
  14. Шалагинова, О. Как не упустить хорошего специалиста? Текст. / О. Шалагинова // Управление персоналом. 2009. - № 22.
  15. Яккока, Л. Карьера менеджера Текст. / JI. Яккока; пер с англ. — М.: ООО Попурри, 2011.

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

  1. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.
  2. Вакансия - (от лат. vacans - пустующий - свободный), незамещенная должность в учреждении, учебном заведении.
  3. Интервью́ (англ. interview) — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
  4. Кандидат (от лат. candida — «белая тога») — предназначенный для занятия места, должности, для поступления куда записан в ожидание очереди.
  5. Квалификация (от лат. qualis — качество) — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
  6. Компете́нтность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области
  7. Персонал (от лат. persona — личность) — совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребёнком и т. д.).
  8. Рекомендация — характеристика, выдаваемая физическому или юридическому лицу другим лицом, пользующимся доверием в деловых кругах.
  9. Собеседование — встреча с потенциальным работодателем или его представителем при приеме на работу
  10. Социальный статус — положение, занимаемое  индивидом  или  социальной группой  в  обществе  или  отдельной  подсистеме  общества. Определяется  по  специфическим  для  конкретного  общества  признакам,  в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
  11. Текучесть кадров — показатель, фиксирующий уровень изменения состава работников предприятия вследствие увольнения и перехода на другую работу по личным мотивам.

 

 


Информация о работе Показатели эффективности процесса отбора кадров