Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:29, курсовая работа
Целью исследования является определение механизмов управления изменениями в организации, а также выявление подходов к обеспечению эффективности данного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность организации как объекта управления;
проанализировать организационное развитие как процесс управленческих изменений в организации;
выявить сущность и содержание изменений в организации;
определить принципы и механизм управления процессом изменений.
Введение
3
1.
Теоретические основы функционирования и развития организаций
5
1.1.
Организация как объект управления: понятие и сущность
5
1.2.
Организационное развитие как процесс управленческих изменений в организации
11
2.
Подходы к управлению изменениями в организации
22
2.1.
Сущность и содержание изменений в организации
22
2.2.
Принципы и механизм управления процессом изменений
28
Заключение
40
Библиографический список
43
Для содействия изменениям часто применяют такие методы вмешательства, как инструктирование и дача рекомендаций. Они часто используются руководителями и менеджерами по инициативе работников или необходимости в прямом вмешательстве в процесс перемен. С помощью таких действий со стороны управленцев сотрудникам легче найти способы совершенствования собственной работы или межличностных отношений. Осуществляя инструктаж и давая рекомендации, менеджер наблюдает и анализирует индивидуальное поведение, устанавливает обратную связь по проблемам или характеру поведения, которые тормозят эффективность работ и осуществление изменений, а также помогает отдельным лицам получить новые знания и умения, которых требует изменившийся характер работы.
Организационные преобразования связаны с необходимостью преодоления множества психологических барьеров, с которыми сталкиваются как рядовые сотрудники, так и менеджеры, и часто требуют индивидуальных изменений. Поэтому важную роль в такой ситуации играет психологический инструментарий управления.
На основе когнитивного подхода образовалось множество техник изменения убеждений и, соответственно, освоения новых моделей поведения. Рассмотрим некоторые из них22.
Положительный список. Человеку предлагается изложить на бумаге все свои положительные качества, например, добрые чувства, полезный опыт, хорошие результаты, навыки, знания и квалификацию.
Приняв их как неотъемлемую часть своей личности, человек усиливает свое позитивное мышление, чувства и восприятие, которые затем приведут к формированию новых убеждений.
Утверждения. Утверждение – это положительное описание себя в будущем. Оно должно быть:
− Личным: Я всегда
с энтузиазмом подхожу к
− В настоящем времени: Я всегда с энтузиазмом подхожу к работе! Речь идет не о будущем, а о том, что есть сейчас.
− Положительным: Я всегда с энтузиазмом подхожу к работе! Указывается положительное качество, а не отсутствие отрицательного.
− Убедительным: Я всегда с энтузиазмом подхожу к работе! Рекомендуется употреблять значимые для себя слова.
Изменение формы. При помощи данной техники устраняются чувства и мысли, негативно воздействующие на человека. Вы приходите в ужас от предстоящей встречи с командой топ-менеджеров? Вы представляете вплоть до малейших деталей их угрожающее присутствие? Представьте их в зале совещаний, но на сей раз в серых тонах. Уменьшите их в размере, как картинку в редактируемом документе. Приглушите громкость, чтобы они говорили очень тихо. Проделайте это несколько раз и посмотрите, что станется с вашим страхом.
Рациональный анализ. В его основе – понимание того, что не все наши убеждения рациональны: «Мне это никогда не удастся» или «Я останусь таким навсегда». Человек выписывает все свои неверные посылы. При этом нужно придерживаться строгой точности (например, «Я всегда так поступаю» — всегда ли?). Необходимо установить измеряемый объективный критерий и использовать логические рассуждения.
Постоянно доказывая себе ошибочность суждения, в конце концов, можно от него избавиться.
Осуществляя любые изменения, следует помнить, что сотрудники вряд ли будут приветствовать изменение, если оно не покажется им привлекательным и выгодным. В процессе планирования необходимо понять, где возникнет сопротивление в ходе управления плановым изменением.
Таким образом, повышение эффективности управления изменениями в организации возможно путем:
Заключение
В ходе решения задач, поставленных в курсовом исследовании, были получены следующие результаты.
Организацию можно определить следующим образом: организация - это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование системной структуры на основе специализации или разделения труда.
Наличие системной структуры, определенных целей и связи с окружающей средой являются общими характеристиками для любой организации.
В контексте теории систем организация - это совокупность нескольких элементов, взаимодействующих между собой взаимозависимым образом. В упрощенной форме организация получает ресурсы (вход) из более крупной системы (внешней среды), осуществляет обработку этих ресурсов (процессы) и возвращает их во внешнюю среду в измененной форме (выпускаемые товары и услуги).
Характеристики организаций подразделяются на два типа: структурные и контекстные. Чтобы понять и оценить организацию, нужно исследовать как ее структурные, так и контекстные характеристики. Все характеристики организации взаимодействуют друг с другом, и их можно регулировать, чтобы добиться наилучшего выполнения задач организации.
Проанализировав организационное развитие как процесс управленческих изменений в организации, было установлено, что организационное развитие представляет собой совокупность теоретических концепций и практических приемов, направленных на то, чтобы помочь организации приобрести большую гибкость и адаптироваться к переменам, а менеджерам – освоить необходимые для этого навыки. Организационное развитие - это мероприятия в области менеджмента, направленные на осуществление изменений в организациях.
Организационное развитие - это также плановый, управляемый и систематический процесс преобразований в области культуры, систем и поведения организации с целью повышения эффективности организации в решении ее проблем и достижении ее целей. В данном случае акцент делается на ОР как на плановый процесс в течение какого-то времени, который должен быть оправдан с точки зрения эффективности организации.
Этапы развития и кризисы роста компании по-другому можно назвать жизненным циклом организации.
Для того чтобы успешно управлять переменами в своей организации, менеджеры и консультанты, помогающие в осуществлении этих перемен, должны отчетливо представлять, какого рода кризисы или «подводные камни» могут их ожидать в процессе развития организации. В помощь менеджерам существует модель Л. Грейнера этапов и кризисов роста организации, а также модель циклов организационного развития Л. Данко.
Современные организации, действующие в условиях непрерывных изменений внешней среды, представляют нам также примеры постоянно «мутирующих» и меняющихся структур. Они переживают череду процессов централизации, слияний, и децентрализации, а также реструктурирования систем менеджмента, вплоть до процедур реструктуризации собственности и развития сети малых фирм.
В подавляющем большинстве случаев проведение целенаправленных изменений в организации прямо или косвенно связано с изменениями внешней среды или изменениями внутри организации. Таким образом, имеет место ситуация порождения одних изменений другими изменениями. В принципе можно сказать, что процесс осуществления инноваций в организации представляет собой приведение состояние всех компонентов организации в соответствие с изменяющейся ситуацией. В связи с этим важно определить суть социальных изменений, так или иначе связанных с организацией следующим образом.
Изменение - это процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, возникновение у них новых свойств, функций, отношений. При этом нужно сказать, что следует рассматривать социальные и культурные изменения во внешней среде и организации.
При рассмотрении изменений с точки зрения организаций, всегда надо учитывать, как воспринимают изменения отдельные люди. Необходимо помнить, что не только окружение влияет на людей, но и люди оказывают влияние на свое окружение. Поскольку организационное изменение невозможно без изменения людей, нельзя забывать, что любое развитие и изменение происходит через обучение, которое помогает человеку адаптировать свое поведение к изменяющимся внешним условиям, т.е. обучение - это ключ к индивидуальному изменению.
Процесс внедрения изменения в организацию и управления им целесообразно рассматривать с точки зрения как организации в целом, так и отдельного индивида.
На разных стадиях управления организационными изменениями используются различные совокупности инструментов, состав которых зависит также от характеристик корпоративной культуры, стиля руководства, срочности преобразований и других факторов.
Существует много различных методик мониторинга и контроля процесса изменений. Среди них есть наиболее популярные и часто используемые. Все методики можно использовать с разными целями и на разных стадиях процесса преобразований: для демонстрации необходимости в переменах, разработки программы действий, снижения сопротивления, помощи людям в решении новых задач в новых условиях, выработки чувства долга, ускорения внедрения, стимулирования инициативы и творческого подхода к достижению первоочередных целей и т.д.
Таким образом, повышение эффективности управления изменениями в организации возможно путем:
Только путем грамотного управления процессом можно своевременно определить непредвиденные эффекты и правильно на них отреагировать.
Библиографический список
Информация о работе Подходы к управлению изменениями в организации