Подходы к управлению изменениями в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение механизмов управления изменениями в организации, а также выявление подходов к обеспечению эффективности данного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность организации как объекта управления;
проанализировать организационное развитие как процесс управленческих изменений в организации;
выявить сущность и содержание изменений в организации;
определить принципы и механизм управления процессом изменений.

Содержание

Введение
3
1.
Теоретические основы функционирования и развития организаций
5
1.1.
Организация как объект управления: понятие и сущность
5
1.2.
Организационное развитие как процесс управленческих изменений в организации
11
2.
Подходы к управлению изменениями в организации
22
2.1.
Сущность и содержание изменений в организации
22
2.2.
Принципы и механизм управления процессом изменений
28

Заключение
40

Библиографический список
43

Работа содержит 1 файл

управление организационными изменениями.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

стр.

 

Введение

3

1.

Теоретические основы функционирования и развития организаций

5

1.1.

Организация как объект управления: понятие и сущность

5

1.2.

Организационное развитие как процесс  управленческих изменений в организации

11

2.

Подходы к управлению изменениями в организации

22

2.1.

Сущность и содержание изменений  в организации

22

2.2.

Принципы и механизм управления процессом изменений

28

 

Заключение

40

 

Библиографический список

43


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблем, связанных с эффективным управлением изменениями в организации. В наши дни, чтобы выжить, организация должна изменяться. Новые открытия и изобретения быстро вытесняют стандартные способы работы. Организации, тратящие основную часть своего времени и ресурсов на поддержание «статуса кво», вряд ли будут процветать в нынешней изменчивой обстановке.

Успешная организация  постоянно находится в динамике. Организация - живой организм, который постоянно движется в направлении роста или спада. Все организации направлены на развитие, а значит, их целью является движение только в положительном направлении, в направлении роста.

С развитием организации происходит и эволюция перемен. Первопричина перемен - действие сил, внешних по отношению к организации. Сначала они едва заметны и не ощущаются компанией, воспринимаются как внешнее окружение. Постепенно перемены в технологиях, методах и способах работы проникают в организации конкурентов и партнеров. Появляются новые стандарты качества, времени и работы. Не принимая во внимания изменения и откладывая рассмотрение перемен и дальнейшего развития, организация ставит под угрозу эффективность своей работы. Перемены, которые были не так давно внешними, становятся внутренними. Необходимость перемен становится неизбежной в такой ситуации.

Из-за сложностей, вызываемых состоянием некоторых переменных, обусловивших введение новшеств и подвергшихся изменению, взаимозависимостей этих переменных и  реакций на новшества, эффективное управление изменениями является одной из самых трудных, но и престижных задач для управляющих.

Современные  условия,  характеризующиеся  постоянным  ростом  подвижности,  сложности, неопределенности, взаимосвязанности  факторов внешней  среды, повышением роли человека и  знаний как основных  детерминант  конкурентоспособности предприятия,  требуют  от менеджеров  обладания широким спектром инструментов управления организационными изменениями. 

Объектом исследования курсовой работы является организация как открытая система и её развитие.

Предмет исследования – подходы к эффективному управлению организационными изменениями.

Целью исследования является определение механизмов управления изменениями в организации, а также выявление подходов к обеспечению эффективности данного процесса.

Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность организации как объекта управления;

  • проанализировать организационное развитие как процесс управленческих изменений в организации;
  • выявить сущность и содержание изменений в организации;
  • определить принципы и механизм управления процессом изменений.

Методологической  и теоретической основой исследования послужили работы ведущих исследователей в области менеджмента, в которых отражены важнейшие подходы к управлению организацией в процессе её функционирования:  Б.З. Мильнера, А.И. Пригожина, С.С. Фролова. В работе использованы труды современных отечественных и зарубежных учёных, которые посвящены анализируемой проблеме управления организационными изменениями: Э. Камерона, Ф. Лютенса, Ю.А. Лунева, И.Н. Маринец, Е.Г. Сазанова, С.С. Фролова, Г.В. Широковой и др. Базовые составляющие этой проблемы проанализированы с учетом современных достижений кибернетики. В связи с этим системный, структурно-функциональный и процессный подход составляют методологическую основу работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы функционирования и развития  организаций

    1. Организация как объект управления: понятие и сущность

Понятие «организация» часто используется в повседневной практике, причем в это понятие вкладывается самое различное содержание. Слово «организация» происходит от латинского organize - делать сообща, стройный вид, устраиваю1.

Три самых распространенных значения термина «организация» дает А.И. Пригожин2.

Во-первых, организация  обозначает некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию  устойчивых связей, координации усилий отдельных членов социальной группы. Такая деятельность лучше всего характеризуется словом «организовывание». Ее можно определить также как деятельность, направленную на достижение эффекта синэргии путем обеспечения условий для согласованных действий, кооперации и интеграции индивидов в группе.

Во-вторых, организация  часто понимается как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру. Это значит, что социальный объект имеет некоторое внутреннее строение и состоит из частей, связанных определенным образом. Обычно термин «организация» в этом смысле применяется для различения организованных и неорганизованных структур. В частности, говорят, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социальные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружающими группами.

В-третьих, под организацией понимается искусственно созданная социальная группа институционального характера, выполняющая определенную общественную функцию.

Все три значения понятия  «организация» тесно связаны  между собой. Всякая организованная группа (третье значение термина) формируется в ходе ее «организовывать», т.е. деятельности по созданию ее внутренней структуры, системы коммуникаций, культурных особенностей, условий деятельности, а также по распределению социальных ролей (например, роли руководителя, координатора, коммуникатора, исполнителя и т.д.). Очевидно, что когда такая организованная группа оформится, она будет обладать тем внутренним качеством, которое мы назвали организованностью.

Значения термина «организация», принятые в обыденном общественном сознании, дают ключ к пониманию и формулированию ее научного определения.

Организацию можно определить следующим образом: организация - это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование системной структуры на основе специализации или разделения труда3.

Наибольшее значение в деятельности современных организаций имеют следующие аспекты:

  • объединение ресурсов для достижения желаемых целей и результатов;
  • эффективное производство товаров и услуг;
  • упрощение нововведений;
  • использование новейших информационных и производственных технологий;
  • адаптация к изменениям в окружающей среде и влияние на среду;
  • создание ценности для владельцев, потребителей и работников;
  • соответствие современным требованиям специализации, этики, мотивации и координации деятельности работников.

Наличие системной структуры, определенных целей и связи с окружающей средой являются общими характеристиками для любой организации.

Взгляд на организацию как на систему позволяет лучше понять основные закономерности деятельности организаций. Изучение характеристик организации является важной ступенью в ее исследовании. Характеристики относятся к специфическим чертам построения организации. Можно сказать, что характеристики описывают организацию точно так же, как личностные или физические черты описывают людей.

В 60-х годах ХХ века в менеджменте начал широко использоваться системный подход к рассмотрению организаций. Теория систем предоставляет нам возможность описывать как внутреннее, так и внешнее поведение организаций. В первом случае мы можем видеть, как и почему люди внутри организаций выполняют свои индивидуальные и групповые задания. Во втором случае мы можем соотносить деятельность рассматриваемой организации с другими организациями.

В контексте теории систем организация - это совокупность нескольких элементов, взаимодействующих между собой взаимозависимым образом4. В упрощенной форме организация получает ресурсы (вход) из более крупной системы (внешней среды), осуществляет обработку этих ресурсов (процессы) и возвращает их во внешнюю среду в измененной форме (выпускаемые товары и услуги). На рисунке 1. представлены основные элементы организации как системы.

Необходимо заметить, что теория систем применительно к организациям делает акцент на двух важных соображениях5:

  1. выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям внешней среды (важность «обратной связи»);
  2. для удовлетворения этих требований цикл «вход — процесс — выход» должен находиться в центре внимания руководства организации.

 

Рис. 1.Организация как система

Характеристики организаций  подразделяются на два типа: структурные и контекстные.

Структурные характеристики дают возможность выделить особенности внутреннего строения организации, описать их количественно и сравнивать организации между собой на основе этих описаний.

Контекстные характеристики описывают организацию в целом, включая ее размер, технологии и оборудование, которые она использует, и цели, которые она преследует. Они описывают также и окружающую обстановку, которая влияет на организацию и формирует ее структурные характеристики. Контекстные характеристики можно рассматривать как набор отчасти перекрывающих друг друга элементов, лежащих в основе организационной структуры и процессов работы.

Чтобы понять и оценить организацию, нужно исследовать как ее структурные, так и контекстные характеристики. Все характеристики организации взаимодействуют друг с другом, и их можно регулировать, чтобы добиться наилучшего выполнения задач организации.

Рассмотрим более подробно структурные характеристики организации6.

Формализованность относится к количеству письменной документации, используемой организацией. Документация включает в себя инструкции, технические описания, приказы и устав. Эти письменные документы характеризуют деятельность организации. Формализованность часто измеряется с помощью простого подсчета количества страниц документации, которая используется в работе организации.

Специализация показывает, насколько задачи организации разделены по профессиональному признаку. Если специализация высока, каждый из работников отвечает только за свой, достаточно узкий круг задач. Если специализация низкая, один и тот же работник может выполнять очень разнообразные обязанности. Специализацию называют также разделением труда.

Иерархия власти описывает, кто в организации кому подчинен и область ответственности каждого менеджера. Понятие иерархии связано с понятием диапазона контроля. Диапазон контроля — это число работников, подчиненных одному начальнику. Если диапазон контроля отдельного менеджера предприятия узок, иерархическая лестница, скорее всего, будет высокой. Если диапазон контроля каждого руководителя достаточно широк, тогда иерархическая лестница будет короче.

Централизация относится к тому, на каком уровне иерархии принимаются решения. Если люди, принимающие решения, сосредоточены на верхних ступенях иерархической лестницы, то организация централизована. Если же ответственность за важные решения делегируется на более низкие уровни иерархии, то организация является децентрализованной. В число организационных решений, которые могут приниматься централизованно или децентрализованно, входит приобретение оборудования, постановка задач для подразделений, выбор поставщиков, установление цен на выпускаемую продукцию, принятие новых работников или определение рынка сбыта. Как правило, если для принятия даже непринципиальных решений требуется санкция высшего руководства, то компания слишком централизована.

Информация о работе Подходы к управлению изменениями в организации