Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:29, курсовая работа
Целью исследования является определение механизмов управления изменениями в организации, а также выявление подходов к обеспечению эффективности данного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность организации как объекта управления;
проанализировать организационное развитие как процесс управленческих изменений в организации;
выявить сущность и содержание изменений в организации;
определить принципы и механизм управления процессом изменений.
Введение
3
1.
Теоретические основы функционирования и развития организаций
5
1.1.
Организация как объект управления: понятие и сущность
5
1.2.
Организационное развитие как процесс управленческих изменений в организации
11
2.
Подходы к управлению изменениями в организации
22
2.1.
Сущность и содержание изменений в организации
22
2.2.
Принципы и механизм управления процессом изменений
28
Заключение
40
Библиографический список
43
Третьим шагом в этом процессе следует считать демонстрацию инноваций, цель которой - закрепление результатов обучения вплоть до формирования положительных стереотипов в отношении содержания предполагаемых изменений. Этот эффект достигается на основе проведения смотров новой техники и технологий, наглядного показа действия новых схем управления на примере других организаций, презентации новых условий труда или возможностей новых информационных систем.
В целом в ходе социализации у членов организации появляется понимание назначения и полезности инноваций.
Другой момент создания
общего видения инновационных
Этап 3. Институционализация изменений. Первый шаг на данном этапе - практические действия, направленные на создание новых социальных связей, обеспечивающих работу в измененных условиях. Новые связи заменяют старые или на первых порах существуют параллельно с ними, но во всех случаях новые социальные связи должны считаться приоритетными.
На втором шаге происходит
слом старых норм и процедур деятельности.
При правильно спланированной и
проведенной предварительной
На третьем шаге решается основная задача - внедрение инноваций во все структуры организации и заимствований из других системных единиц внешней среды. При этом проверяется степень влияния инноваций на все компоненты организации и производятся действия по преодолению сопротивления изменениям и снятию неопределенности.
На четвертом шаге осуществляется полное освоение новых ролевых требований и нормативных процедур, которые представляют деятельностную составляющую новых элементов культуры организации. При практическом освоении нововведений нужно обращать внимание на конформность членов организации к новым образцам культуры и новым ролевым требованиям. Степень социализации к изменениям должна быть такой, чтобы все ролевые требования и нормы были приняты, интернализованы членами организации на данный момент, считались наиболее удобными и полезными достижения целей как организации, так и отдельных ее членов.
На разных стадиях управления организационными изменениями используются различные совокупности инструментов (таблица 2), состав которых зависит также от характеристик корпоративной культуры, стиля руководства, срочности преобразований и других факторов. Рассмотрим некоторые из них.
Инструментом определения
необходимых организационных
Термин «бенчмаркинг» образован от английского «benchmark» – стандарт, ориентир.
Бенчмаркинг – это сопоставление принципов работы и предоставления услуг в данной компании с наиболее успешными примерами из практики других организаций с целью определения изменений, которые могли бы привести к высококачественным результатам19.
Таблица 2. Инструментарий управления организационными изменениями
Стадии управления изменениями |
Инструменты управления изменениями |
Анализ среды и идентификация проблемы |
SWOT, PEST-анализ, бенчмаркинг, матрица анализа воздействия неожиданностей на фирму, анализ «силового поля» К. Левина, методы экспертных оценок, дерево целей, дерево проблем, морфологический метод, неформальный обмен мнениями |
Подготовка к изменениям |
методы экспертных оценок, модель «силового поля» с использованием ролевого подхода к оценке диспозиций, карта ключевых участников проекта, тренинги по развитию навыков командной работы, техники изменения убеждений, выделение времени на новаторство, неформальный обмен мнениями |
Планирование изменений |
сбалансированная система показателей, сетевое планирование, имитационное моделирование, матрица разделения административных задач управления (РАЗУ), информационно-технологическая модель, метод дерева целей, морфологический метод |
Осуществление плана преобразований |
тренинги по развитию навыков командной работы, техники изменения убеждений, бонусы, фондовый опцион, специальные гранты |
Оценка и институционализация результатов |
сбалансированная система показателей, неформальный обмен мнениями, бонусы, фондовый опцион, специальные гранты |
Процесс бенчмаркинга состоит из следующих этапов:
1) анализ деятельности
своей организации и
2) выбор партнеров по бенчмаркингу, т. е. лучших компаний, опыт которых станет предметом исследования;
3) сбор информации,
который предполагает изучение
качественных и количественных
характеристик деятельности
4) анализ полученной
информации, выявление возможностей
улучшения деятельности своего
предприятия, разработка
В зависимости от выбора партнеров выделяют следующие виды бенчмаркинга:
Одним из инструментов конкретизации, представления и реализации стратегии является сбалансированная система показателей. Она была разработана в начале 90-х годов ХХ в. исследователями Гарвардской бизнес-школы под управлением Р. Каплана. Данная методика предполагает установление стратегических целей на основе имеющегося видения и стратегии. Чтобы спланировать и обеспечить процесс реализации целей, для каждой из них разрабатываются соответствующие финансовые и нефинансовые показатели, по которым, в свою очередь, определяются целевые и фактические значения.
Достижение разработанных целей должны обеспечить соответствующие мероприятия, по каждому из которых определяют сроки реализации, бюджет и ответственных. Разработчики сбалансированной системы показателей предложили использовать четыре перспективы: «Финансы», «Клиенты», «Внутренние бизнес-процессы», «Обучение и рост». Однако этот базовый набор перспектив может быть адаптирован к специфике конкретной отрасли или предприятия. Стратегические цели увязываются между собой причинно-следственной цепочкой в форме так называемых «стратегических карт».
В процессе стратегического управления на основе сбалансированной системы показателей выделяют следующие основные этапы20:
1) перевод видения
и стратегии в
2) коммуникация и
дальнейшая конкретизация стратегии
через разработку сбалансированной
системы показателей
3) преобразование стратегии в планы через разработку стратегических мероприятий и бюджетирование;
4) анализ результатов
и, при необходимости,
Организационные преобразования связаны с необходимостью преодоления множества психологических барьеров, с которыми сталкиваются как рядовые сотрудники, так и менеджеры, и часто требуют индивидуальных изменений. Поэтому важную роль в такой ситуации играет психологический инструментарий управления.
Руководители имеют в своем распоряжении разнообразнейшие методы вмешательства, с помощью которых они способны облегчать развитие и изменения в отдельных людях, группах и организациях. Именно знания и практический опыт в выборе соответствующей методики и ее использование в жизненной ситуации является сильным оружием в руках руководителей и менеджеров в процессе осуществления изменений.
Существует много различных методик мониторинга и контроля процесса изменений. Среди них есть наиболее популярные и часто используемые. Все методики можно использовать с разными целями и на разных стадиях процесса преобразований: для демонстрации необходимости в переменах, разработки программы действий, снижения сопротивления, помощи людям в решении новых задач в новых условиях, выработки чувства долга, ускорения внедрения, стимулирования инициативы и творческого подхода к достижению первоочередных целей и т.д. Знание этих методик частично можно получить, изучая данные исследований и научных публикаций, но чаще всего они вырабатываются на практике. Мониторинг и контроль является важной составляющей частью процесса управления переменами. Осуществлять постоянный мониторинг необходимо для любого члена организации. Руководство должно не только непосредственно управлять и осуществлять проведение изменений, но и помогать организации в преодолении трудностей, которые могут возникать в процессе перемен.
Если правильно использовать обучение, оно может быть мощным методом, способствующим изменениям.
Семинары по управлению, как во вне, так и внутри компании, могут заставить руководство и рядовых сотрудников прочувствовать необходимость перемен; осознать ограничения, накладываемые окружающей средой, а также увидеть новые возможности; различные альтернативные варианты для организаций и для них лично; стандарты работы, уже достигнутые в других местах, и т.д. Опыт показывает, что менеджеры могут многому научиться там, где другие руководители описывают и анализируют конкретные примеры организационных изменений.
Обучение может помочь людям выработать навыки и развить способности, необходимые для эффективного осуществления перестройки, как, например, методы диагностики и решения проблем, планирования и оценки, коммуникации.
Целенаправленное и
Для проведения мониторинга можно проводить собрания. Задача собрания как метода вмешательства - обеспечить возможность совместной работы разных людей по данной проблеме. Важно создать соответствующий климат, например, проводить собрание на «нейтральной почве», где ни у одной из сторон нет территориального преимущества. Для того чтобы собрания проходили плодотворно, необходимо чтобы роли и ожидания всех присутствующих были выяснены и определены до встречи.
В процессе подготовки к осуществлению организационных изменений создаются специальные команды реформаторов, на которые возлагаются полномочия по планированию и реализации преобразований. В связи с этим важную роль приобретают тренинги по развитию навыков командной работы. В зависимости от стадии формирования команды и ситуации, складывающейся в процессе изменений, они могут быть направлены на21:
Постановку целей можно рассматривать как способ вмешательства для оказания содействия в проведении изменений. При этом типе вмешательства используется много подходов. Основной акцент делается на том, что отобранные члены организации участвуют в постановке целей для себя и своих частей организации. Иногда, но не обязательно, это сочетается с «управлением по целям». В процессе постановки целей возникают различные проблемы, такие, как борьба за ограниченные ресурсы или расхождения по вопросу целей организации. В этот момент руководители должен использовать другие методы вмешательства.
Информация о работе Подходы к управлению изменениями в организации