Подходы к управлению изменениями в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение механизмов управления изменениями в организации, а также выявление подходов к обеспечению эффективности данного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность организации как объекта управления;
проанализировать организационное развитие как процесс управленческих изменений в организации;
выявить сущность и содержание изменений в организации;
определить принципы и механизм управления процессом изменений.

Содержание

Введение
3
1.
Теоретические основы функционирования и развития организаций
5
1.1.
Организация как объект управления: понятие и сущность
5
1.2.
Организационное развитие как процесс управленческих изменений в организации
11
2.
Подходы к управлению изменениями в организации
22
2.1.
Сущность и содержание изменений в организации
22
2.2.
Принципы и механизм управления процессом изменений
28

Заключение
40

Библиографический список
43

Работа содержит 1 файл

управление организационными изменениями.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

Третьим шагом в этом процессе следует считать демонстрацию инноваций, цель которой - закрепление результатов обучения вплоть до формирования положительных стереотипов в отношении содержания предполагаемых изменений. Этот эффект достигается на основе проведения смотров новой техники и технологий, наглядного показа действия новых схем управления на примере других организаций, презентации новых условий труда или возможностей новых информационных систем.

В целом в ходе социализации у членов организации появляется понимание назначения и полезности инноваций.

Другой момент создания общего видения инновационных изменений - эмоциональный призыв активной части организации к остальным ее членам, в котором заложен мотивационный побуждающий импульс18. Действие этого импульса приводит к формированию мотивирующего видения изменений, когда члены организации начинают не только понимать необходимость и значимость инноваций, но и активно поддерживать их внедрение.

Этап 3. Институционализация изменений. Первый шаг на данном этапе - практические действия, направленные на создание новых социальных связей, обеспечивающих работу в измененных условиях. Новые связи заменяют старые или на первых порах существуют параллельно с ними, но во всех случаях новые социальные связи должны считаться приоритетными.

На втором шаге происходит слом старых норм и процедур деятельности. При правильно спланированной и  проведенной предварительной работе на предыдущих этапах эта операция будет максимально безболезненной. Общее видение нового позволяет  членам организации немедленно после уничтожения старых норм, правил и процедур приступить к созданию новых организационных подсистем или отдельных структурных составляющих организации.

На третьем шаге решается основная задача - внедрение инноваций во все структуры организации и заимствований из других системных единиц внешней среды. При этом проверяется степень влияния инноваций на все компоненты организации и производятся действия по преодолению сопротивления изменениям и снятию неопределенности.

На четвертом шаге осуществляется полное освоение новых ролевых требований и нормативных процедур, которые представляют деятельностную составляющую новых элементов культуры организации. При практическом освоении нововведений нужно обращать внимание на конформность членов организации к новым образцам культуры и новым ролевым требованиям. Степень социализации к изменениям должна быть такой, чтобы все ролевые требования и нормы были приняты, интернализованы членами организации на данный момент, считались наиболее удобными и полезными достижения целей как организации, так и отдельных ее членов.

На  разных  стадиях  управления  организационными  изменениями  используются  различные совокупности  инструментов (таблица 2),  состав  которых зависит также от  характеристик корпоративной культуры, стиля руководства, срочности преобразований и других факторов. Рассмотрим некоторые из них.

Инструментом определения  необходимых организационных преобразований является бенчмаркинг.

Термин «бенчмаркинг»  образован от английского «benchmark» – стандарт, ориентир.

Бенчмаркинг – это  сопоставление принципов работы и предоставления услуг в данной компании с наиболее успешными примерами  из практики других организаций с  целью определения изменений, которые  могли бы привести к высококачественным результатам19.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Инструментарий управления организационными изменениями

Стадии управления изменениями

Инструменты управления изменениями

Анализ  среды  и  идентификация 

проблемы

SWOT, PEST-анализ,  бенчмаркинг,  матрица  анализа  воздействия  неожиданностей на фирму, анализ «силового поля» К. Левина, методы экспертных оценок, дерево целей, дерево проблем, морфологический метод, неформальный обмен мнениями

Подготовка к изменениям

методы  экспертных  оценок,  модель «силового  поля»  с использованием  ролевого  подхода  к  оценке  диспозиций,  карта ключевых  участников  проекта,  тренинги  по  развитию  навыков командной  работы,  техники  изменения  убеждений,  выделение времени на новаторство, неформальный обмен мнениями

Планирование изменений

сбалансированная  система  показателей,  сетевое  планирование, имитационное моделирование, матрица разделения административных задач  управления (РАЗУ),  информационно-технологическая  модель, метод дерева целей, морфологический метод

Осуществление  плана 

преобразований

тренинги по развитию навыков командной работы, техники  изменения убеждений, бонусы, фондовый опцион, специальные гранты

Оценка  и  институционализация 

результатов

сбалансированная  система  показателей,  неформальный  обмен  мнениями, бонусы, фондовый опцион, специальные гранты


 

Процесс бенчмаркинга состоит  из следующих этапов:

1)  анализ деятельности  своей организации и определение  объекта бенчмаркинга, которым может  быть предприятие в целом, отдельные  подразделения, процессы, товары;

2)  выбор партнеров по  бенчмаркингу,  т.  е.  лучших  компаний,  опыт  которых станет  предметом исследования;

3)  сбор  информации,  который  предполагает  изучение  качественных  и  количественных  характеристик деятельности партнеров,  объясняющих их превосходство;

4)  анализ  полученной  информации,  выявление  возможностей  улучшения  деятельности  своего  предприятия, разработка соответствующих  рекомендаций.

В зависимости от выбора партнеров выделяют следующие виды бенчмаркинга:

  • внутренний предполагает изучение опыта собственных подразделений, филиалов организации;
  • конкурентный занимается исследованием деятельности непосредственных конкурентов;
  • внешний предусматривает изучение работы аналогичных предприятий, обслуживающих другие рынки;
  • функциональный исследует опыт организаций, имеющих наилучшие товары, услуги, процессы.

Одним  из  инструментов  конкретизации,  представления  и  реализации  стратегии  является сбалансированная система показателей. Она была разработана в начале 90-х  годов ХХ в. исследователями Гарвардской  бизнес-школы  под  управлением  Р.  Каплана.  Данная  методика  предполагает  установление стратегических  целей  на  основе  имеющегося  видения  и  стратегии.  Чтобы  спланировать  и  обеспечить процесс  реализации  целей,  для  каждой  из  них разрабатываются соответствующие финансовые  и нефинансовые  показатели,  по  которым,  в свою  очередь,  определяются  целевые и фактические значения.

Достижение  разработанных  целей  должны  обеспечить  соответствующие  мероприятия,  по  каждому  из которых определяют сроки реализации, бюджет и ответственных. Разработчики сбалансированной системы показателей предложили использовать четыре перспективы: «Финансы», «Клиенты», «Внутренние бизнес-процессы», «Обучение  и  рост».  Однако  этот  базовый  набор  перспектив  может  быть  адаптирован  к специфике конкретной отрасли или предприятия. Стратегические цели увязываются между собой причинно-следственной цепочкой в форме так называемых «стратегических карт».

В  процессе  стратегического  управления  на  основе  сбалансированной  системы  показателей выделяют следующие основные этапы20

1)  перевод видения  и стратегии в сбалансированную  систему целей; 

2)  коммуникация  и   дальнейшая  конкретизация  стратегии   через  разработку  сбалансированной  системы показателей структурных  подразделений или согласование  целей с исполнителями; 

3)  преобразование  стратегии  в  планы  через   разработку  стратегических  мероприятий и бюджетирование;

4)  анализ результатов  и, при необходимости, адаптация  стратегии. 

Организационные  преобразования  связаны  с  необходимостью  преодоления  множества психологических  барьеров,  с  которыми  сталкиваются  как  рядовые  сотрудники,  так  и менеджеры,  и  часто требуют  индивидуальных  изменений.  Поэтому  важную  роль  в  такой  ситуации  играет  психологический инструментарий управления.

Руководители имеют  в своем распоряжении разнообразнейшие методы вмешательства, с помощью которых они способны облегчать развитие и изменения в отдельных людях, группах и организациях. Именно знания и практический опыт в выборе соответствующей методики и ее использование в жизненной ситуации является сильным оружием в руках руководителей и менеджеров в процессе осуществления изменений.

Существует много различных  методик мониторинга и контроля процесса изменений. Среди них есть наиболее популярные и часто используемые. Все методики можно использовать с разными целями и на разных стадиях процесса преобразований: для демонстрации необходимости в переменах, разработки программы действий, снижения сопротивления, помощи людям в решении новых задач в новых условиях, выработки чувства долга, ускорения внедрения, стимулирования инициативы и творческого подхода к достижению первоочередных целей и т.д. Знание этих методик частично можно получить, изучая данные исследований и научных публикаций, но чаще всего они вырабатываются на практике. Мониторинг и контроль является важной составляющей частью процесса управления переменами. Осуществлять постоянный мониторинг необходимо для любого члена организации. Руководство должно не только непосредственно управлять и осуществлять проведение изменений, но и помогать организации в преодолении трудностей, которые могут возникать в процессе перемен.

Если правильно использовать обучение, оно может быть мощным методом, способствующим изменениям.

Семинары по управлению, как во вне, так и внутри компании, могут заставить руководство и рядовых сотрудников прочувствовать необходимость перемен; осознать ограничения, накладываемые окружающей средой, а также увидеть новые возможности; различные альтернативные варианты для организаций и для них лично; стандарты работы, уже достигнутые в других местах, и т.д. Опыт показывает, что менеджеры могут многому научиться там, где другие руководители описывают и анализируют конкретные примеры организационных изменений.

Обучение может помочь людям выработать навыки и развить способности, необходимые для эффективного осуществления перестройки, как, например, методы диагностики и решения проблем, планирования и оценки, коммуникации.

Целенаправленное и последовательное обучение может помочь в процессе изменений на различных стадиях, давая недостающую техническую информацию и умения, помогая таким образом персоналу переходить на следующий этап и преодолевать сопротивление, оказываемое из-за невежества или недостатка уверенности в себе.

Для проведения мониторинга  можно проводить собрания. Задача собрания как метода вмешательства - обеспечить возможность совместной работы разных людей по данной проблеме. Важно создать соответствующий климат, например, проводить собрание на «нейтральной почве», где ни у одной из сторон нет территориального преимущества. Для того чтобы собрания проходили плодотворно, необходимо чтобы роли и ожидания всех присутствующих были выяснены и определены до встречи.

В  процессе  подготовки  к  осуществлению  организационных  изменений  создаются  специальные  команды  реформаторов,  на  которые  возлагаются  полномочия  по  планированию  и реализации преобразований.  В связи с этим  важную  роль  приобретают тренинги  по  развитию  навыков командной работы.  В зависимости от  стадии  формирования  команды и ситуации,  складывающейся  в процессе изменений, они могут быть направлены на21:

  • более быстрое знакомство между собой членов команды, утверждение, или перераспределение присвоенных им формальных ролей;
  • отработку  эффективных  схем  взаимодействия  между  членами  команды  для  достижения результатов; 
  • конструктивное решение конфликтных ситуаций;
  • периодическое проведение мозговых штурмов и групповых обсуждений возникающих проблем. 

Постановку целей можно  рассматривать как способ вмешательства  для оказания содействия в проведении изменений. При этом типе вмешательства используется много подходов. Основной акцент делается на том, что отобранные члены организации участвуют в постановке целей для себя и своих частей организации. Иногда, но не обязательно, это сочетается с «управлением по целям». В процессе постановки целей возникают различные проблемы, такие, как борьба за ограниченные ресурсы или расхождения по вопросу целей организации. В этот момент руководители должен использовать другие методы вмешательства.

Информация о работе Подходы к управлению изменениями в организации