Подбор и обучение персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:51, реферат

Описание работы

Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?
Опыт показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии (не пригодны), не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.

Содержание

1. Методы диагностики профессиональной пригодности работника.
2. Методы профессиональной подготовки персонала.
2.1. Обучение персонала на рабочем месте.
2.2. Обучение персонала вне рабочего места.
3. Подготовка резерва руководителей.
3.1. Источники резерва руководителей.

Работа содержит 1 файл

Копия подбор и обучение персонала.doc

— 79.00 Кб (Скачать)
 

Содержание

  1. Методы диагностики профессиональной пригодности работника.
  2. Методы профессиональной подготовки персонала.

    2.1. Обучение  персонала на рабочем месте.

    2.2. Обучение  персонала вне рабочего места.

  1. Подготовка резерва руководителей.

    3.1. Источники  резерва руководителей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     Как часто мы не знаем, кем хотим быть, не только в юные годы, но и по прошествии нескольких лет? Часто даже в зрелом возрасте мы сомневаемся, а в нужном ли направлении идём, на своём ли месте трудимся?

     Опыт  показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии (не пригодны), не только значительно дольше других и  с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.

     Возникает законный вопрос: целесообразно ли подбирать людей для работы, не считаясь с их индивидуально –  психологическими особенностями, целесообразно ли тратить время и средства на обучение людей, отдача которых впоследствии будет минимальной? Сразу же возникает следующий вопрос - как этого избежать? Что послужило причиной данной проблемы?

     Для решения данных вопросов нужно разобраться в причинах данной проблемы, именно их выявление поможет нам найти пути выхода из сложившихся ситуаций, ведь выделив причины, мы сможем попытаться воздействовать на них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Методы диагностики  профессиональной  пригодности работника

     К основным методам диагностики профпригодности специалистов можно отнести ряд методов. Первый метод ограничивается определением профпригодности, при втором методе устанавливается соответствие деловых, личностных и профессиональных качеств работника требованиям предполагаемой должности, рабочего места.

     Обоснованному профессиональному отбору должны предшествовать:

     1) профессиографические исследования;

     2) определение списка ПВК, необходимых  для выполнения соответствующей  профессиональной деятельности  и подлежащих измерению и оценке (психограмма);

     3) разработка методик и организационных  процедур определения профпригодности претендентов при отборе в процессе найма;

     4) организация специального кабинета  и подготовка специалистов для проведения профотбора.

     Профессиографические исследования состоят в изучении и анализе условий, содержания и опасностей определенного вида работ или определенной профессии. Профессиограмма как конечный результат профессиографического исследования содержит список ПВК и требований, которыми должен обладать работник для успешного выполнения данного вида работ и степени их выраженности.

     В психологии труда личностные свойства группируются по разным основаниям, вычленяются  и оцениваются по критерию важности для определенной профессиональной деятельности. Для каждого вида деятельности обосновывается список профессиональных качеств, которые относятся к категорий важных.

     Проведенные исследования позволяют выделить и  рекомендовать четыре группы профессиональных качеств, коррелирующих с успешностью  деятельности. К группам профессиональных качеств относятся:

     а) Профессиональные знания:

     - общие профессиональные знания;

     - знания, умения, навыки безопасного  выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности;

     - знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные (экстремальные) ситуации.

     б) Деловые качества:

     - дисциплинированность, ответственность;

     - честность, добросовестность;

     - компетентность; инициативность;

     - целеустремленность, настойчивость;

     - самостоятельность, решительность.

     в) Индивидуально-психологические и  личностные качества:

     - мотивационная направленность;

     - уровень интеллектуального развития; эмоциональная и нервно-психическая  устойчивость;

     - внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение);

     - память (долговременная, оперативная);

     - мышление (особенности мыслительной  деятельности, способность к обучению);

     - гибкость в общении, стиль межличностного  поведения; склонность к злоупотреблению  алкоголем (наркотиками).

     г) Психофизиологические качества:

     - выносливость, работоспособность;

     - острота зрения; глазомер;

     - цветовосприятие; 

     - острота слуха;

     - дифференциация звука; 

     - дифференциация запаха;

     - простая и сложная сенсомоторная  реакция (скорость, точность).

     Приведенный список ПВК является ориентировочным.

     При проведении профессиографических исследований по конкретным видам деятельности и  конкретным рабочим местам в список вносятся соответствующие коррективы или при необходимости специально формируется новый перечень качеств.

     Для оценки ПВК качеств рекомендуются  следующие методы: экзамен, экспертные оценки, ситуативные методы, психологическое  тестирование, инструментальные измерения.

     Экзамен - метод, основанный на проверке уровня профессиональных знаний, умений, навыков путем устного или письменного испытания по тест-заданиям, составленным по стандартной форме.

     Экспертные  оценки - метод, основанный на обобщении характеристик качеств испытуемого, полученных путем опроса определенного круга лиц, хорошо знающих оцениваемого: непосредственного руководителя, коллег, подчиненных и др. Он включает опрос, интервью, заполнение анкет, обработку и оценку результатов опроса.

     Эффективность метода интервью оценки персонала, очень  сильно зависит от содержания, техники  проведения и уровня подготовки человека, который интервью проводит. На практике обычно применяется так называемое полуструктурированное интервью: основные темы и часть вопросов интервью определяются заранее, при подготовке плана интервью в соответствии с целями, ради которых интервью проводится.

     С точки зрения целей, можно выделить два вида интервью:

     1) интервью для оценки кандидатов при приеме на работу (включает в себя обычно следующие основные диагностические темы: происхождение, образование, профессиональная карьера, самооценка, цели и планы на будущее, особые интересы и т.п.);

     Кроме решения задач диагностики в  рамках интервью кандидату приходится сообщать интересующую его информацию о предприятии и о вакансии, т. е. даются ответы на естественные вопросы  кандидата. Эта информация, естественно, согласовывается с руководством, а специфика интереса к ней кандидата является дополнительной диагностической информацией. Структура интервью задаёт и определённый порядок перехода от темы к теме. Можно выделить основные фазы интервью.

     Интервью  дает не только словесный диагностический  материал, но и возможность наблюдать поведение в ситуации интервью, т. е. интерес представляет не только то, что говорит кандидат, но и как он говорит и как ведет себя.

     2) интервью для оценки персонала в рамках программ развития персонала. При оценке действующего менеджерского персонала тематика интервью меняется. Анализ жизненного пути основательно делается один раз, данные сохраняются, и в последующих периодических интервью жизнеописание только пополняется данными о новых событиях.

     Ситуативные методы диагностики основаны на наблюдении за поведением испытуемых в инсценированных (симулированных) ситуациях. Каждый из этих методов включает в себя две  части; провоцируемую ситуацию и  технику наблюдения. По содержанию ситуаций можно выделить следующие наиболее часто используемые разновидности ситуативных методов: «почтовая корзина», доклады и презентации, ролевые игры, групповые дискуссии, анализ случаев («кейс-метод»), игры на планирование, сценарный метод.

     Методы выбираются по результатам предварительного анализа деятельности, чтобы в провоцируемых с их помощью ситуациях существовала возможность и необходимость проявления требуемых профессионально важных качеств менеджера. Создаваемыми ситуациями управляет специально подготовленный модератор, наблюдение ведут обученные.

     Психологическое тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы, имеющие определенную шкалу значений. Он включает набор стандартизированных тестов, адаптированных опросников, процедуру тестирования и оценку результатов.

     Использование тестов удобно в силу высокого уровня их методической разработанности. Для  каждого в зависимости от исследования, от задачи стоящей перед психологом, достаточно использовать 3-4 методики. Важно, что бы набор использованных тестов позволил описать целостный портрет и охватывал разные аспекты личности.

       Набор используемых методик может  включать тесты характеризующие:  мотивы труда (деятельности), оценки  интеллектуального развития, эмоциональной сферы, индивидуально-психологических и темпераментных качеств, качеств руководителя и психофизиологических качеств.

     Эффективность психодиагностической модели подтверждена на практике. Прослеженные в течении 5-20 лет судьбы людей, которым были даны рекомендации по выбору профессиональной деятельности, позволили убедиться в высокой прогностической надёжности тестов, особенно тогда когда исследования проводились специально обученным психологом.

     Далее следует метод - инструментальные измерения, основанный на непосредственном измерении качеств или физиологических параметров с помощью аппаратных средств, описании измерений и интерпретации данных.

     Оценка  профессиональных знании (умений, навыков) осуществляется в виде экзамена, по специальным тест-вопросам и тест-заданиям. Она может проводиться в устной, письменной форме, а так же и в автоматизированном варианте в зависимости от того, какими тестовыми материалами располагает предприятие.

     Деловые качества кандидатов оцениваются экспертным путем с помощью специальных анкет. В качестве экспертов выступают лица, хорошо знающие кандидата по совместной работе, желательно по три эксперта на каждом из трех уровней: вышестоящие руководители, коллеги, подчиненные.

     Индивидуально-психологические, психофизиологические, личностные качества кандидатов оцениваются методом психологического тестирования с использованием при необходимости инструментальных измерений.

     Психологическое тестирование может проводиться  как в бланковом, так и в  автоматизированном варианте. Батарея тестов для психологического обследования определяется исходя из требований к уровню развития профессионально важных психологических качеств, предъявляемых конкретным рабочим местом, на которое принимается кандидат.

      По  результатам психологического тестирования делается заключение, которое кратко представляется в листе согласований. Заключение психолог должен делать развернутым, отразив в нем основные индивидуально-психологические особенности тестируемого, его сильные и слабые стороны, возможные трудности адаптационного периода и т.д.. 

Информация о работе Подбор и обучение персонала