Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:35, реферат
Информация, полученная в результате анализа и спецификации рабочих мест дает основу для проектирования рабочих процессов, то есть создания структуры рабочих элементов, обязанностей и задач работников данного профиля. Ниже описываются два подхода к такому проектированию: первый, который можно назвать "нормативным", и второй — оставляющий основное место максимальной удовлетворенности и творческой активности работников ("бихевиористический").
Оглавление
Информация, полученная в результате анализа и спецификации рабочих мест дает основу для проектирования рабочих процессов, то есть создания структуры рабочих элементов, обязанностей и задач работников данного профиля. Ниже описываются два подхода к такому проектированию: первый, который можно назвать "нормативным", и второй — оставляющий основное место максимальной удовлетворенности и творческой активности работников ("бихевиористический").
Нормативный подход. Планирование рабочего процесса составляло основу теории научного менеджмента Ф.У.Тэйлора. В 1911 году он написал: "Пожалуй, наиболее важным элементом современной теории научного менеджмента является понятие рабочей задачи. Рабочий процесс каждого работника планируется менеджером хотя бы на один день вперед, и в большинстве случаев каждый работник получает инструкции и указания в письменной форме, в которых подробно описывается точное количество времени, за которое он должен выполнить задачу".
Вот основные принципы теории научного менеджмента, которые применяются и в настоящее время:
· любой рабочий процесс должен быть тщательно исследован (это как раз то, что пытаются сделать аналитики рабочих мест);
· рабочий процесс должен быть организован таким образом, чтобы труд работников был эффективным;
· работники, выбранные для выполнения данного рабочего процесса, должны отвечать предъявляемым к ним профессиональным и личностным требованиям;
· работники должны быть специально обучены выполнению данного рабочего процесса;
· необходимо всемерно использовать денежные вознаграждения за успешное выполнение задачи.
Хотя эти принципы научного менеджмента были предложены в начале двадцатого века, они важны до сих пор. Работы Тэйлора и его принципы научного менеджмента впервые пробудили интерес к изучению рабочих процессов. Была проведена большая исследовательская работа по анализу рабочих процессов с тем, чтобы полученная информация могла использоваться при приемах на работу, отборе сотрудников, обучении, установлении заработной платы и принятии решений по продвижению сотрудника по должности.
Многих менеджеров эти принципы привлекают потому, что они нацелены на усиливающуюся специализацию работников. Они полагают, что специализация позволяет работнику в короткое время стать настоящим знатоком своего дела и создает условия для максимального роста производительности труда.
Однако специализированная и рутинная работа нравится далеко не всем. При ней отсутствуют мотивы повышать квалификацию и снижается чувство ответственности.
"Бихевиористический"
(поведенческий) подход
Одним из таких подходов
является метод, именуемый системой
должностных характеристик. В основу
метода положен тезис о том, что
на желание работать и степень
удовлетворенности работника
Чем выше каждая их этих трех мерок, тем больше желания работать.
В свою очередь, существует ряд факторов, от которых зависят три упомянутых психологических параметра. На схеме 3-8 представлено пять характеристик значимости рабочей должности, а схема 3-9 содержит описание механизма мотивации инициативной работы.
Как видно из схемы 3-8, должность выглядит в глазах работника более значимой, если ее исполнение требует более широкого арсенала средств и дает работнику четкое ощущение своего, объективно важного участия в хорошо понимаемой им общей задаче (конечном результате).
Схема 3-8. Значимые характеристики должности работника
Широта требуемых для выполнения данной работы навыков |
В какой мере исполнение
должности требует наличия у |
Осознание своей задачи в целом, во всей ее полноте и завершенности |
В какой мере работа в данной должности представляет собой решение каких-то крупных задач «от начала до конца», с получением конечного результата? |
Роль выполняемой работы в решении более общих задач коллектива |
Имеет ли данный рабочий процесс существенное влияние на жизнь и работу других людей в самой организации или за ее пределами? |
Самостоятельность |
Степень возможной самостоятельности работника в определении им своих задач, способов их решения и личного режима работы |
Обратные связи |
Получает ли работник в результате выполнения своих рабочих обязанностей четкую и ясную информацию об эффективности своей работы? |
Самостоятельность имеет
прямое отношение к чувству
Схема 3-9 содержит четыре блока — характеристики значимости рабочей должности, психологические параметры, результаты деятельности работника и усилия, необходимые для его продвижения. Поскольку разным людям свойственны разные возможности и степень стремления к чему-то, важно учитывать эти индивидуальные отличия, так как они могут в свою очередь влиять на отношения, показанные стрелками на схеме 3-9 (например, если у работника отсутствует желание повысить квалификацию, то никакие соображения, приведенные в схемах 3-7 и 3-8, не имеют значения).
Поведение на работе и личная удовлетворенность работника находятся в большей гармонии, если работник и его работа "подходят" друг другу. На схеме 3-10 показано, какими бывают результаты при разной степени взаимодействия работы и работника.
Анализ рабочей должности, ее описание и спецификация имеют большее значение, когда требуется определить, может ли быть повышена эффективность работы по какому-либо конкретному параметру. Еще перед тем, как предпринимать попытки увеличить эффективность рабочего процесса, следует рассмотреть два вопроса.
Схема 3-9. Механизмы мотивации инициативной работы
Первый: результаты анализа рабочей должности должны быть хорошо осмыслены, поскольку именно анализ представляет для этого необходимую информацию. Второй — заключается в рассмотрении личных склонностей работника в отношении своей работы. Хочет ли работник повышения. Результативности своего труда и сможет ли он трудиться с повышенной интенсивностью?
Схема 3-10. Взаимодействие работы и работника
Степень увеличения результативности своего труда |
Насколько велико желание
работника | |
сильное |
слабое | |
Результативность увеличивается |
Взаимосоответствие Высокое качество работы. Высокая степень. удовлетворенности. Редкие случаи невыхода на работу и низкая текучесть. |
Взаимное несоответствие Работник перегружен и путается в своей работе. Качество работы низкое. Частое отсутствие на
рабочем месте и большая |
Результативность не растет |
Взаимное несоответствие Работник чувствует, что используются не все его возможности. Малая удовлетворенность работой. Частые невыходы на работу и большая текучесть кадров. |
Взаимное соответствие Желание работать можно создать денежными стимуляциями для тех, у кого отсутствуют внутренние стимулы. Высокое качество работы. |
Наиболее частыми проблемами, связанными с увеличением интенсивности рабочего процесса, с которыми сталкиваются менеджеры по управлению персоналом, следующие:
Чисто технологические
трудности — интенсивность
Материальные трудности — затраты на то, чтобы разработать и воплотить в жизнь программу увеличения результативности, слишком высоки.
Не учтены личные склонности и пожелания работников.
Изменения в рабочем процессе — слишком незначительные и не могут сыграть большой роли.
Проектирование рабочего места и процесса влияет на отношение работника к своему труду. Рабочий процесс сам по себе настолько важен, что прежде всего он должен быть хорошо осмыслен, и в каждой конкретной ситуации он может быть видоизменен. По своей природе он динамичен и изменчив. Анализ рабочих мест и процессов представляет собой важный метод, который может изменить всю их сущность и получить гораздо лучшие результаты.
Структура организации - это основной элемент любой организации, не только характеризующий её, но и представляющий собой сам механизм построения и функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры - необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или организации.
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Оргструктура определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Элементы организационной структуры управления – это либо отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), либо службы и органы аппарата управления.
В процессе исследования оргструктур был выработан ряд требований, которым они должны удовлетворять, чтобы деятельность организации была эффективной:
Факторы, влияющие на формирование оргструктуры организации
Кроме вышеуказанных требований на разработку структуры управления оказывают влияние внутренние и внешние факторы.
Внутренние факторы:
- технические (масштаб и сложность производства, уровень механизации и автоматизации производства и управления и др.);
- организационные (тип
производства, производственная структура,
уровень специализации и
- экономические (хозрасчетные отношения, система планирования и оценки деятельности, система материального стимулирования и др.);
- социально-психологические (психологический климат, авторитет руководства, неформальные отношения и др.).
Внешние факторы:
- территориальное размещение (объем и характер внешних связей и т.д.);
- климатические условия.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели. При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.
Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения любого уровня стоит руководитель-единоначальник, который осуществляет все функции управления и осуществляет единоличное руководство подчиненными ему работниками.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов.
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.