Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование производственной деятельности на основе изучения теоретических основ планирования и контроля производственной деятельности.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
исследование содержания функций планирования и контроля производственной деятельности и их роль в управлении предприятием;
изучение системы планирования производственной деятельности;
рассмотрение видов и этапов контроля производственной деятельности;
анализ существующей системы планирования производственной деятельности и механизма контроля на предприятии;
оценка реализации планов и эффективности контроля производственной деятельности предприятия;
совершенствование организационного механизма планирования и контроля;
Введение……………………………………………………..……………….…2
ГЛАВА 1. Роль стратегии в развитии производства…………………..………..4
1.1. Концепции стратегического менеджмента……………………………...4
1.2. Понятие производственной стратегии…………………………………..6
1.3. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия…..8
ГЛАВА 2. Разработка производственной стратегии.…………………………10
2.1. Формирование производственной стратегии…………………………10
2.2. Формирование стратегических решений………………………………12
2.3. Структурные элементы производственной стратегии………………..15
2.4. Решения по товарам и услугам…………………………………………16
ГЛАВА 3. Стратегический анализ.……………………………………………..18
3.1. Содержание и принципы проведения стратегического анализа…………19
3.2. Анализ внешней среды. (Метод SWOT-анализа.)………………………...21
3.3. Анализ внутренней среды. (Прим - анализ)……………………………….24
3.4. Методика анализа и оценки конкурентоспособности фирмы…………....25
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………………………………...32
Приложение 1…………………………………………………………………33
Приложение 2…………………………………………………………………34
ГЛАВА 2. Разработка производственной стратегии.
Стратегия предприятия представляет собой комплекс мероприятий, ведущих в долгосрочной перспективе к достижению поставленных целей.
К достижению целей предприятия
могут вести не одна, а множество
различных стратегий. Достоинства
и недостатки различных стратегий
оцениваются динамикой
2.1. Формирование производственной стратегии.
В условиях определенных ограничений
со стороны общих целей и
Рис 1. Составляющие стратегии компании.
Стратегия развития производственных
объектов, допускающая типовые решения,
может основываться на методах подобия.
Лучшие из найденных решений
Выбор компонентов стратегии должен обеспечить долгосрочную целевую сбалансированность всех сторон производственной деятельности и структуры производственной системы. С помощью коэффициентов эластичности учитывается относительная значимость элементов производственной стратегии.
Оптимальная стратегия управления
развитием производственной системы
предполагает, что планируемые мероприятия
максимально приближают стартовое
состояние производственного
В качестве основных структурных элементов производственной стратегии могут быть приняты:
Разработка стратегии развития производственных систем представляет собой совокупность итерационных процедур, приближающих объект к желаемому (целевому) конечному состоянию.
Такой подход наиболее полно отражает процесс формирования стратегии развития производственных систем и предполагает целенаправленный поиск элементов стратегии в реально изменяющейся среде. (Здесь использован принцип максимума Л. Потрягина, согласно которому для многих управляемых систем существует такой процесс регулирования, при котором само состояние системы в каждый данный момент указывает наилучший способ действия.) многие крупные компании начали осознавать, что такой подход не работает. Они поняли, что стали менее конкурентоспособными. Это заставило их сосредоточить внимание на производственной стратегии. Для использования той или иной стратегии необходимо принимать решения, на основе маркетинговых исследований, из которых и формируется будущая стратегия.
2.2. Формирование стратегических решений.
При разработке элементов производственной стратегии учитываются стратегические цели и задачи организации в целом, а также взаимодействующих функциональных служб (исследований, разработок, маркетинга, финансов и др.). Стратегия формируется из ряда важнейших решений по цене, качеству, характеристикам продукции (услуг), их отличительным свойствам, срокам поставки.
Производственная стратегия требует принятия целого ряда решений относительно производственных мощностей, оборудования, вертикальной интеграции, технологии производства, АСУ, схемы разработки нового поколения продукции и др. Эти решения должны приниматься с учетом потребностей клиента и быть взаимосвязанными.
Обычно финансовые возможности организаций не позволяют одновременно планировать решения всех производственных задач, и общая стратегия организации определяет приоритетность каждой из них.
Так, если перед компанией стоит задача добиться преимущества в цене, то это означает, что она должна выпускать продукцию или услуги с минимально возможными затратами. Задача производственной службы сводится к тому, чтобы снизить расходы материалов, затраты труда и накладные расходы, связанные с производством продукции.
Преимущества в качестве достигаются в результате удовлетворения требований заказчика (или предложения продукции более высокого качества), что в свою очередь требует от производства создания эффективной системы комплексного управления качеством.
При производстве часов Swatch учитываются четыре основных фактора:
Важным условием обеспечения
этих преимуществ является
Концепция продукта Swatch складывается из многих элементов:
Но самым главным элементом концепции Swatch является сложность копирования товара. В конечном счете, мы не просто предлагаем часы, мы предлагаем нашу собственную культуру.
Важными условиями эффективности
производственной стратегии являются
способность организации
Основные направления
производственной стратегии отечественных
предприятий в настоящее время
— это краткосрочная
Преобладает работа на заказ,
уменьшаются объемы партии изготовления
готовых изделий. Производственная
стратегия включает также работы
по поддержанию технического уровня
производства. Здесь сказываются
своеобразная «инженерная этика» (у
большинства руководителей
Следует отметить, что при
формировании производственной стратегии
промышленные предприятия в целом
не учитывают необходимость
К стратегическим аспектам
производственной деятельности относятся
вопросы реконструкции и
2.3. Структурные элементы производственной стратегии.
Рассмотрим комплекс производственных стратегических решений, которые являются типовыми структурными элементами стратегии производственных предприятий. В условиях конкретной управленческой ситуации можно говорить об оптимизации состава и выбора альтернативных вариантов комплекса таких элементов, учитывая особенности России, отраслевого и регионального окружения, а также потенциала производства.
С ростом самостоятельности
подразделений круг стратегических
решений в производственной стратегии
значительно расширяется и
Степень самостоятельности подразделений бывает различной:
1) производственные
2) производственные
3) производственные
4) дочерние производственные
предприятия являются
5) самостоятельные
Еще одним элементом стратегии производства являются товары или услуги которые будут производиться на предприятии.
2.4. Решения по товарам и услугам.
Решения по товарам и услугам формируются по двум направлениям:
Товарная (номенклатурная) стратегия определяет приоритеты ввода (вывода) в производство существующих товаров (услуг). Определяются также сроки поставок товаров (услуг) заказчику или на рынок и время запуска их в производство. Совокупность номенклатурных решений позволит производству в результате их выполнения сформировать новый набор товаров (услуг) и обеспечить переход от прежнего набора к новому, выбрать технологию и ресурсы производства, место новой продукции в среде существующих товаров, а также определить характер и особенности потребления, способы поведения с клиентами (заказчиками).
Стратегия поведения предприятия на рынке товаров (услуг) определяется выбором структуры рынка сбыта продукции и его сегментов, стратегией присутствия на рынке, расширения, сохранения, сокращения сектора рынка, а также стратегией рыночной конкуренции — вытеснение конкурентов или формирование взаимосвязей и партнерств с ними.
Влияние на потребителя может быть как прямым , так и опосредованным -через разработку новых технологических процессов, увеличение мощностей и масштабов производства, совершенствование форм и методов организации труда, а также через формирование потребительских предпочтений на рынке продукции.
Структурные аспекты производственной
стратегии отечественных
2) создание различных
горизонтальных структур —
3) образование временных
венчурных групп для
Особое значение интеграция
имеет для инновационных
Посредством структурных решений возможно определять степень интеграции и дезинтеграции производственных подразделений, формировать новую структуру, наращивать производственные мощности.
Исходя из всех элементов при разработке стратегии и выбрав определенную «комбинацию» для оптимального пути развития, можно принимать решение о выборе той или иной стратегии. Но при этом нельзя забывать о быстром изменении внешней среды, так как ее влияние сильно сказывается на результатах работы всей организации, начиная от самого низшего работника и заканчивая генеральным директором, и вскоре может оказаться, что выбранная стратегия работает не в полном объеме или совсем не работает. Для этого необходимо постоянно следить и анализировать положение организации на рынке, об этом и пойдет речь в следующей главе.
Информация о работе Планирование производственной деятельности на предприятии