Планирование производственной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование производственной деятельности на основе изучения теоретических основ планирования и контроля производственной деятельности.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
исследование содержания функций планирования и контроля производственной деятельности и их роль в управлении предприятием;
изучение системы планирования производственной деятельности;
рассмотрение видов и этапов контроля производственной деятельности;
анализ существующей системы планирования производственной деятельности и механизма контроля на предприятии;
оценка реализации планов и эффективности контроля производственной деятельности предприятия;
совершенствование организационного механизма планирования и контроля;

Содержание

Введение……………………………………………………..……………….…2
ГЛАВА 1. Роль стратегии в развитии производства…………………..………..4
1.1. Концепции стратегического менеджмента……………………………...4
1.2. Понятие производственной стратегии…………………………………..6
1.3. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия…..8
ГЛАВА 2. Разработка производственной стратегии.…………………………10
2.1. Формирование производственной стратегии…………………………10
2.2. Формирование стратегических решений………………………………12
2.3. Структурные элементы производственной стратегии………………..15
2.4. Решения по товарам и услугам…………………………………………16
ГЛАВА 3. Стратегический анализ.……………………………………………..18
3.1. Содержание и принципы проведения стратегического анализа…………19
3.2. Анализ внешней среды. (Метод SWOT-анализа.)………………………...21
3.3. Анализ внутренней среды. (Прим - анализ)……………………………….24
3.4. Методика анализа и оценки конкурентоспособности фирмы…………....25
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………………………………...32
Приложение 1…………………………………………………………………33
Приложение 2…………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работаСТРАТЕГ.МЕН-Т.docx

— 225.14 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Разработка производственной стратегии.

 

Стратегия предприятия представляет собой комплекс мероприятий, ведущих  в долгосрочной перспективе к  достижению поставленных целей.

К достижению целей предприятия  могут вести не одна, а множество  различных стратегий. Достоинства  и недостатки различных стратегий  оцениваются динамикой изменения  показателей доходности и риска  предприятия.

 

2.1. Формирование производственной стратегии.

 

В условиях определенных ограничений  со стороны общих целей и стратегий  организации оптимальным является принцип целенаправленного поиска структуры производственной стратегии и ее элементов рис 1.

 

Рис 1. Составляющие стратегии  компании.

Стратегия развития производственных объектов, допускающая типовые решения, может основываться на методах подобия. Лучшие из найденных решений рассматриваются  как некоторые стандарты (эталоны), к которым должны приближаться практические решения. Это позволяет управлять  развитием производственных (сервисных) процессов и операций и осуществлять контроль за их состоянием и использованием производственных мощностей на основе стандартных стратегических решений.

Выбор компонентов стратегии  должен обеспечить долгосрочную целевую  сбалансированность всех сторон производственной деятельности и структуры производственной системы. С помощью коэффициентов  эластичности учитывается относительная  значимость элементов производственной стратегии.

Оптимальная стратегия управления развитием производственной системы  предполагает, что планируемые мероприятия  максимально приближают стартовое  состояние производственного объекта  к его целевому состоянию.

В качестве основных структурных  элементов производственной стратегии  могут быть приняты:

  1. структурные решения;
  2. технологические решения;
  3. ресурсные решения.

Разработка стратегии  развития производственных систем представляет собой совокупность итерационных процедур, приближающих объект к желаемому (целевому) конечному состоянию.

Такой подход наиболее полно  отражает процесс формирования стратегии  развития производственных систем и  предполагает целенаправленный поиск  элементов стратегии в реально изменяющейся среде. (Здесь использован принцип максимума Л. Потрягина, согласно которому для многих управляемых систем существует такой процесс регулирования, при котором само состояние системы в каждый данный момент указывает наилучший способ действия.) многие крупные компании начали осознавать, что такой подход не работает. Они поняли, что стали менее конкурентоспособными. Это заставило их сосредоточить внимание на производственной стратегии. Для использования той или иной стратегии необходимо принимать решения, на основе маркетинговых исследований, из которых и формируется будущая стратегия.

 

2.2. Формирование стратегических решений.

 

При разработке элементов  производственной стратегии учитываются  стратегические цели и задачи организации  в целом, а также взаимодействующих  функциональных служб (исследований, разработок, маркетинга, финансов и др.). Стратегия  формируется из ряда важнейших решений  по цене, качеству, характеристикам  продукции (услуг), их отличительным  свойствам, срокам поставки.

Производственная стратегия  требует принятия целого ряда решений  относительно производственных мощностей, оборудования, вертикальной интеграции, технологии производства, АСУ, схемы  разработки нового поколения продукции  и др. Эти решения должны приниматься  с учетом потребностей клиента и  быть взаимосвязанными.

Обычно финансовые возможности  организаций не позволяют одновременно планировать решения всех производственных задач, и общая стратегия организации  определяет приоритетность каждой из них.

Так, если перед компанией  стоит задача добиться преимущества в цене, то это означает, что она  должна выпускать продукцию или  услуги с минимально возможными затратами. Задача производственной службы сводится к тому, чтобы снизить расходы  материалов, затраты труда и накладные  расходы, связанные с производством  продукции.

Преимущества в качестве достигаются в результате удовлетворения требований заказчика (или предложения  продукции более высокого качества), что в свою очередь требует от производства создания эффективной системы комплексного управления качеством.

При производстве часов Swatch учитываются четыре основных фактора:

  1. Дизайн;
  2. Информация;
  3. Качество;
  4. Цена;

 Важным условием обеспечения  этих преимуществ является технология. Но помимо технологий перед  нами стояли более серьезные  проблемы — это стратегия,  структура и менеджмент. «Мы не просто предлагаем людям определенный стиль. Мы предлагаем им концепцию.»

Концепция продукта Swatch складывается из многих элементов:

  1. Высокое качество;
  2. Низкая стоимость;
  3. Внешняя привлекательность;
  4. Жизнерадостность;

Но самым главным элементом  концепции Swatch является сложность копирования товара. В конечном счете, мы не просто предлагаем часы, мы предлагаем нашу собственную культуру.

Важными условиями эффективности  производственной стратегии являются способность организации поставить  продукцию или услугу туда и тогда, куда и когда необходимо, а также  способность реагировать на изменения  требований рынка и появляющиеся новые возможности. Производство вносит свой вклад в реализацию задач  организации, если оно гибко реагирует  на все внешние факторы. И наконец, производство может придать конструкции  продукта или услуге уникальные свойства, если оно быстро реагирует на все  технологические нововведения.

Основные направления  производственной стратегии отечественных  предприятий в настоящее время  — это краткосрочная реструктуризация, включающая изменение ассортимента выпускаемой продукции, гибкое манипулирование им, приближение сортности выпускаемой продукции к специфическим требованиям заказчика, своевременное приобретение отдельных единиц оборудования, частичное усовершенствование технологии.

Преобладает работа на заказ, уменьшаются объемы партии изготовления готовых изделий. Производственная стратегия включает также работы по поддержанию технического уровня производства. Здесь сказываются  своеобразная «инженерная этика» (у  большинства руководителей образование  техническое) и понимание того, что  снижение качества продукции в нынешних условиях явно недопустимо.

Следует отметить, что при  формировании производственной стратегии  промышленные предприятия в целом  не учитывают необходимость приоритетного  развития ассортимента: часто освоение и подготовка производства планируются  для ряда не связанных между собой  продуктов, отмечается слабая связь  между стратегиями разработки, производства и маркетинга.

К стратегическим аспектам производственной деятельности относятся  вопросы реконструкции и кардинального  изменения технологии, обновления номенклатуры, проведение в жизнь масштабных проектов долгосрочного характера, диверсификация выпускаемой продукции, улучшение  ее качества, смена профиля производства, которым на предприятиях в настоящее  время, как правило, не уделяется достаточного внимания. Как известно система состоит из маленьких элементов, которым необходимо уделять большое внимание, иначе вся система не будет работать должным образом и в конечном итоге «сломается».

 

2.3. Структурные элементы  производственной стратегии.

 

Рассмотрим комплекс производственных стратегических решений, которые являются типовыми структурными элементами стратегии производственных предприятий. В условиях конкретной управленческой ситуации можно говорить об оптимизации состава и выбора альтернативных вариантов комплекса таких элементов, учитывая особенности России, отраслевого и регионального окружения, а также потенциала производства.

С ростом самостоятельности  подразделений круг стратегических решений в производственной стратегии  значительно расширяется и охватывает вопросы создания и развития сферы  производства, наращивания и модернизации его потенциала, а также эффективного использования производственных процессов  и мощностей для изготовления продукции и оказания услуг. Таким  образом, с ростом самостоятельности  подразделений расширяется и  диапазон принятия стратегических решений  по элементам производственной стратегии.

Степень самостоятельности  подразделений бывает различной:

1) производственные подразделения  не являются хозрасчетными и  выполняют работы по заданию  руководства организации;

2) производственные подразделения  являются хозрасчетными и финансируются  за счет бизнеса в целом;

3) производственные подразделения  как центры прибыли финансируются  за счет разницы между ценой  реализованной продукции (услуг)  и величиной производственных  издержек;

4) дочерние производственные  предприятия являются юридическими  лицами, но имеют преобладающую  долю в уставном капитале материнской  компании;

5) самостоятельные производственные  предприятия.

Еще одним элементом стратегии  производства являются товары или услуги которые будут производиться на предприятии.

 

2.4. Решения по товарам  и услугам.

 

Решения по товарам и услугам  формируются по двум направлениям:

  1. товарной (номенклатурной) стратегии, определяющей структуру, объем и качество групп производимой продукции (услуг);
  2. стратегии поведения предприятия на рынке продукции, определяющей способы поведения с потребителями (клиентами).

Товарная (номенклатурная) стратегия  определяет приоритеты ввода (вывода) в производство существующих товаров (услуг). Определяются также сроки  поставок товаров (услуг) заказчику  или на рынок и время запуска  их в производство. Совокупность номенклатурных решений позволит производству в  результате их выполнения сформировать новый набор товаров (услуг) и  обеспечить переход от прежнего набора к новому, выбрать технологию и  ресурсы производства, место новой  продукции в среде существующих товаров, а также определить характер и особенности потребления, способы  поведения с клиентами (заказчиками).

Стратегия поведения предприятия  на рынке товаров (услуг) определяется выбором структуры рынка сбыта  продукции и его сегментов, стратегией присутствия на рынке, расширения, сохранения, сокращения сектора рынка, а также  стратегией рыночной конкуренции —  вытеснение конкурентов или формирование взаимосвязей и партнерств с ними.

Влияние на потребителя может быть как прямым , так и опосредованным -через разработку новых технологических процессов, увеличение мощностей и масштабов производства, совершенствование форм и методов организации труда, а также через формирование потребительских предпочтений на рынке продукции.

Структурные аспекты производственной стратегии отечественных предприятий:

  1. вхождение предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), преобразованные из отраслевых или создаваемые заново. Такие объединения обычно помогают в снабжении и сбыте, в установлении хозяйственных связей между предприятиями СНГ. Они создают собственные финансовые институты, оказывают лоббистское давление на правительство, центральный банк и др.;

2) создание различных  горизонтальных структур — объединений  предприятий, акционерных обществ,  товариществ под совместные инвестиционные  и производственные проекты. Встречаются  и объединения типа картелей, когда между предприятиями заключаются  соглашения о минимальном уровне  цен;

3) образование временных  венчурных групп для управления  разработкой и производством  новых наукоемких продуктов.

Особое значение интеграция имеет для инновационных производств, использующих сложную технологию изготовления продукции, изменение которой требует  значительных затрат времени и ресурсов. Создание деловых союзов (партнерств), изменение схем производственных процессов, когда заготовительные и механообрабатывающие процессы передаются партнерам (себе оставляется  лишь окончательная сборка), позволяют  подготовить производство к прогрессивным  технологическим сдвигам, улучшить качество продукции.

Посредством структурных  решений возможно определять степень интеграции и дезинтеграции производственных подразделений, формировать новую структуру, наращивать производственные мощности.

 

Исходя из всех элементов  при разработке стратегии и выбрав определенную «комбинацию» для оптимального пути развития, можно принимать решение  о выборе той или иной стратегии. Но при этом нельзя забывать о быстром  изменении внешней среды, так  как ее влияние сильно сказывается  на результатах работы всей организации, начиная от самого низшего работника и заканчивая генеральным директором, и вскоре может оказаться, что выбранная стратегия работает не в полном объеме или совсем не работает. Для этого необходимо постоянно следить и анализировать положение организации на рынке, об этом и пойдет речь в следующей главе.

Информация о работе Планирование производственной деятельности на предприятии