Планирование производственной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование производственной деятельности на основе изучения теоретических основ планирования и контроля производственной деятельности.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
исследование содержания функций планирования и контроля производственной деятельности и их роль в управлении предприятием;
изучение системы планирования производственной деятельности;
рассмотрение видов и этапов контроля производственной деятельности;
анализ существующей системы планирования производственной деятельности и механизма контроля на предприятии;
оценка реализации планов и эффективности контроля производственной деятельности предприятия;
совершенствование организационного механизма планирования и контроля;

Содержание

Введение……………………………………………………..……………….…2
ГЛАВА 1. Роль стратегии в развитии производства…………………..………..4
1.1. Концепции стратегического менеджмента……………………………...4
1.2. Понятие производственной стратегии…………………………………..6
1.3. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия…..8
ГЛАВА 2. Разработка производственной стратегии.…………………………10
2.1. Формирование производственной стратегии…………………………10
2.2. Формирование стратегических решений………………………………12
2.3. Структурные элементы производственной стратегии………………..15
2.4. Решения по товарам и услугам…………………………………………16
ГЛАВА 3. Стратегический анализ.……………………………………………..18
3.1. Содержание и принципы проведения стратегического анализа…………19
3.2. Анализ внешней среды. (Метод SWOT-анализа.)………………………...21
3.3. Анализ внутренней среды. (Прим - анализ)……………………………….24
3.4. Методика анализа и оценки конкурентоспособности фирмы…………....25
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………………………………...32
Приложение 1…………………………………………………………………33
Приложение 2…………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работаСТРАТЕГ.МЕН-Т.docx

— 225.14 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение……………………………………………………..……………….…2

ГЛАВА 1. Роль стратегии в  развитии производства…………………..………..4

1.1.  Концепции стратегического менеджмента……………………………...4

1.2.  Понятие производственной стратегии…………………………………..6

1.3.  Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия…..8

ГЛАВА 2. Разработка производственной стратегии.…………………………10

2.1.  Формирование производственной стратегии…………………………10

2.2.  Формирование стратегических решений………………………………12

2.3.  Структурные элементы производственной стратегии………………..15

2.4.  Решения по товарам и услугам…………………………………………16

ГЛАВА 3. Стратегический анализ.……………………………………………..18

3.1. Содержание и принципы проведения стратегического анализа…………19

3.2. Анализ внешней среды. (Метод SWOT-анализа.)………………………...21

3.3. Анализ внутренней среды. (Прим - анализ)……………………………….24

3.4. Методика анализа и оценки конкурентоспособности фирмы…………....25

Заключение…………………………………………………………………….30

Список использованных источников………………………………………...32

Приложение 1…………………………………………………………………33

Приложение 2…………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя на получение  высоких конечных результатов, планирование и контроль приобретает на российских предприятиях новые функции. Планирование призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, правильному и рациональному распределению доходов и росту прибыли.

Современная внешняя среда  характеризуется высокой скоростью  изменений. Подвижность среды объясняется  в первую очередь высокой насыщенностью  потребительского спроса. Постоянно  меняющиеся требования со стороны спроса диктуют сдвиги и других факторов внешней среды: технологий, средств связи, социальных отношений и т.д.

Данная ситуация рассматривается  во многих учебниках и пособиях для  вузов, «Лапыгин-Стратегический менеджмент-учебное пособие-2009», «Стратегический менеджмент. Концепц и ситуац для анализа_Стриклленд Томпсон_2006 (ориг2001 пер2003)», «Стратегический менеджмент_под ред Петрова А.Н_Учебник_2005.» так как экономическая ситуация на мировом рынке быстро меняется и для успешного развития организации жизненно необходимо следить, и подстраиваться к этим изменениям.

Поэтому необходима стратегия планирования производственной деятельности – это один из важнейших экономических рычагов не только в системе управления производством в целом.

Сущность планирования производственной деятельности в рыночной экономике  состоит в том, чтобы наилучшим  образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ  и оказания услуг, которые при  умелом использовании имеющихся  ресурсов могут принести предприятию  наибольший доход.

Целью курсовой работы является исследование производственной деятельности на основе изучения теоретических основ планирования и контроля производственной деятельности.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих  задач:

  1. исследование содержания функций планирования и контроля производственной деятельности и их роль в управлении предприятием;
  2. изучение системы планирования производственной деятельности;
  3. рассмотрение видов и этапов контроля производственной деятельности;
  4. анализ существующей системы планирования производственной деятельности и механизма контроля на предприятии;
  5. оценка реализации планов и эффективности контроля производственной деятельности предприятия;
  6. совершенствование организационного механизма планирования и контроля;

Объектом исследования является планирование и контроль производственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Роль стратегии в  развитии производства.

 

А. Чандлер, автор одной из пионерных работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия — ≪это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей≫.

Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии.

 

1.1.   Концепции стратегического менеджмента.

 

Так что же представляет собой стратегический менеджмент? Каковы его основные компоненты и отличается ли он от других видов менеджмента? Чтобы ответить на эти вопросы, следует  рассмотреть различные определения  стратегического менеджмента.

В стратегическом менеджменте  доминирующая парадигма характеризуется  двумя основными принципами: формирование стратегии и ее применением. Основной вклад в развитие этих подходов внесли такие выдающиеся ученые, как Ansoff, Andrews, Porter. В целом суть стратегического менеджмента состоит в том, как разрабатываются и реализуются стратегии. С другой стороны, формирование стратегий определяется тем, каким образом компания предпочитает определять свою стратегию и как она ее реализует посредством стратегического менеджмента. В конечном счете именно подход к формированию стратегии определяет возможный стиль менеджмента. С другой стороны, управленческий стиль и степень эффективности высшего звена руководства могут в свою очередь оказать влияние на процесс формирования стратегий в организациях. В результате на вооружение принимается конкретный подход к стратегическому менеджменту. Только после того как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем стратегического менеджмента. Разработка стратегии может быть либо формальной, либо рациональной, появляющейся или последовательно развивающейся по логически обоснованной траектории. Стратегический менеджмент призван управлять процессом разработки стратегии и тем, как и где анализируются внешняя среда деятельности организации – это предшествует выбору и реализации стратегии.

Прежде чем приступить к рассмотрению процесса стратегического  менеджмента, целесообразно дать ему  определение. Что же такое стратегический менеджмент? Thompson утверждает, что область, которой адресован стратегический менеджмент, - это «управленческие процессы и решения, определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации». В это определение включены пять ключевых понятий: управленческий процесс, управленческие решения, временной масштаб, структура организации, ее деятельность.

По мнению Johnson и Scholes, недостаточно ограничиваться утверждением, что стратегический менеджмент представляет собой процесс принятия стратегических решений, поскольку стратегический менеджмент по своей природе в корне отличается от других аспектов менеджмента. Конечно, для эффективной реализации стратегии эти задачи жизненно важны, но их нельзя отождествлять со стратегическим менеджментом. Johnson и Scholes полагают, что стратегический менеджмент не ограничивается принятием решений по основным проблемам, с которыми сталкивается организация, но также обеспечивает реализацию выработанной стратегии. Они выделяют три основных элемента стратегического менеджмента: стратегический анализ, Стратегический выбор и реализацию стратегии.

В противоположность этой точке зрения Stacey определяет стратегический менеджмент как процесс постановки фундаментальных целей или задач организации, направляемый высшим руководством. В рамках стратегического менеджмента высшее руководство вырабатывает ряд решений, позволяющих в долгосрочном плане достичь поставленных целей или задач, в то же время обеспечивая меры ответной реакции на возникающие в краткосрочном плане проблемы.

Goldsmith утверждает: что новая возникающая подобласть (стратегического менеджмента) начинает рассматривать реализацию и оценку стратегий скорее как критические компоненты организационного успеха, чем как анализ фирмы, среды ее деятельности и формирования стратегий. Это – стадии действий и их оценки в рамках процесса стратегического менеджмента. Далее он допускает, что «стратегический менеджмент в целом представляет собой обширное поле деятельности, включающее планирование стратегии, ее реализацию и корректировку или применение стратегии в целях достижения желаемых результатов».

Считается, что существо стратегического менеджмента заключается  в постановке фундаментальных целей  организации, выборе задач, в наибольшей степени способствующих достижению этих целей, и в постоянном осуществлении  обеих этих функций.

Таким образом, стратегический менеджмент представляет собой набор  таких управленческих решений и  действий, которые определяют долгосрочное функционирование корпорации.

Для этого необходимо разобраться, что такое стратегия производства.

 

   1.2.  Понятие производственной  стратегии.

 

Общая стратегия организации (предприятия) определяет основные направления  ее деятельности и охватывает всю  организацию в целом. Производственная стратегия относится прежде всего к производственному аспекту деятельности (продукция, процессы, методы и ресурсы производства, качество и цены, сроки изготовления и графики работ).

Для того чтобы производственная стратегия была действительно эффективной, необходимо обеспечить ее четкое взаимодействие с основной стратегией, т.е. эти две  стратегии не должны разрабатываться  изолированно друг от друга. Наоборот, общая стратегия организации  должна учитывать сильные и слабые стороны производства, усиливая первые и по возможности устраняя последние. В свою очередь, производственная стратегия  должна быть согласована с общей  и формулироваться таким образом, чтобы отвечать задачам и целям  организации.

Стратегия производства поддерживает стратегию организации таким  образом, чтобы в центре внимания находились задачи, формируемые с  учетом потребностей клиента.

Benetton:

 глобальная компания, занимающаяся производством и  реализацией повседневной одежды, имеет контакты с производителями  во всем мире.

Элементы стратегии производства компании Benetton:

1) управление сетью своих  предприятий и партнеров при  передаче части производственных  процессов подрядчикам;

2) совершенная система  информации (с современными информационными  технологиями);

3) использование компьютерной  программы раскроя с минимальными  потерями ткани;

4) применение жесткой  компьютерной системы проверки  качества пошива (у субподрядчиков);

5) окраска тканей в  цвета модной гаммы по результатам  спроса;

6) полная автоматизация  в центре логистики — разрыв  происходит только в местах  перегрузки (разгрузки), что обеспечивает  низкие затраты;

7) ежедневное поступление  информации по франшизе во  всем мире;

8) полный контроль фирменной  марки;

9) собственные дизайн  и разработка стиля, рекламы.

Важно, чтобы функциональные стратегии не конфликтовали, а дополняли  и поддерживали друг друга. Необходимо сфокусировать энергию функциональных служб организации на достижение единой цели: сделать компанию более  конкурентоспособной и совершенствовать обслуживание потребителя. Некоторые  новейшие подходы, когда создаются  команды, отражают все возрастающее осознание преимущества совместной работы перед внутренней конкуренцией.

В последнее время в  России часто пренебрегали производственной стратегией в пользу маркетинговой  и финансовой стратегии. Это происходило  потому, что многие исполнительные директора предприятий часто  не имели производственного опыта  и не могли в полной мере оценить  важность для предприятия производственной функции. Основное внимание такие руководители уделяли слияниям и поглощениям: создавались конгломераты, ФПГ, объединявшие совершенно несходные типы производства. Все эти реорганизации мало способствовали созданию продукции и носили чисто  финансовый характер. Решения часто  принимались людьми, незнакомыми  с делом, и часто в ущерб  ему.

 

1.3.  Подходы к процессу разработки стратегии

развития предприятия.

 

В теории стратегического  управления можно выделить несколько  подходов к процессу выработки стратегии, каждый из которых имеет своих  сторонников и оппонентов. Рассмотрим их более детально.

Подход Б. Ричардсона и  Р. Ричардсона.

Корпоративное планирование (corporate planning): как подход к выработке стратегии исторически сформировался первым. У его истоков стояли такие «классики» теории стратегического планирования, как И. Ансофф, А. Чандлер, К. Эндрюс и др. Суть данного подхода — определение логических предписаний об организации самого процесса, который представляется как линейно-последовательная процедура принятия решений, включающая высшее руководство в поиск по использованию необходимой информации для генерирования, оценки и выбора путей будущего развития предприятия.

Итеративное планирование (logical incrementalism) по сравнению с предыдущим подходом является более деструктивным, чем конструктивным. Как считает Дж. В. Квин, оно определяется как процесс выработки стратегии, реализуемой на предприятии в действительности. Роль высшей администрации определяется как «организатора» процесса, объединяющего в единое целое частные стратегии, которые генерируются в различных структурных подразделениях. Однако высшее руководство все равно остается «архитектором» стратегии, так как, во-первых, определяет базовые ориентиры развития, а во-вторых, создает условия, при которых протекает процесс стратегического планирования, - информационную базу и компетентность персонала. Именно поэтому выработка окончательной стратегии развития осуществляется в итеративном режиме.

Описанные выше подходы к  процессу стратегического планирования являются базовыми. Обычно они противопоставляются  друг другу как подходы «сверху—вниз»  и «снизу—вверх», следовательно руководству необходимо тщательно изучить внутренние и внешние факторы влияющие на процесс производства, и разрабатывать стратегию предприятия исходя из этих факторов, это и описано во второй главе. 

Информация о работе Планирование производственной деятельности на предприятии