Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование производственной деятельности на основе изучения теоретических основ планирования и контроля производственной деятельности.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
исследование содержания функций планирования и контроля производственной деятельности и их роль в управлении предприятием;
изучение системы планирования производственной деятельности;
рассмотрение видов и этапов контроля производственной деятельности;
анализ существующей системы планирования производственной деятельности и механизма контроля на предприятии;
оценка реализации планов и эффективности контроля производственной деятельности предприятия;
совершенствование организационного механизма планирования и контроля;
Введение……………………………………………………..……………….…2
ГЛАВА 1. Роль стратегии в развитии производства…………………..………..4
1.1. Концепции стратегического менеджмента……………………………...4
1.2. Понятие производственной стратегии…………………………………..6
1.3. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия…..8
ГЛАВА 2. Разработка производственной стратегии.…………………………10
2.1. Формирование производственной стратегии…………………………10
2.2. Формирование стратегических решений………………………………12
2.3. Структурные элементы производственной стратегии………………..15
2.4. Решения по товарам и услугам…………………………………………16
ГЛАВА 3. Стратегический анализ.……………………………………………..18
3.1. Содержание и принципы проведения стратегического анализа…………19
3.2. Анализ внешней среды. (Метод SWOT-анализа.)………………………...21
3.3. Анализ внутренней среды. (Прим - анализ)……………………………….24
3.4. Методика анализа и оценки конкурентоспособности фирмы…………....25
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………………………………...32
Приложение 1…………………………………………………………………33
Приложение 2…………………………………………………………………34
Содержание.
Введение……………………………………………………..
ГЛАВА 1. Роль стратегии в развитии производства…………………..………..4
1.1. Концепции стратегического менеджмента……………………………...4
1.2. Понятие производственной стратегии…………………………………..6
1.3. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия…..8
ГЛАВА 2. Разработка производственной стратегии.…………………………10
2.1. Формирование производственной стратегии…………………………10
2.2. Формирование стратегических решений………………………………12
2.3. Структурные элементы производственной стратегии………………..15
2.4. Решения по товарам и услугам…………………………………………16
ГЛАВА 3. Стратегический анализ.……………………………………………..18
3.1. Содержание и принципы проведения стратегического анализа…………19
3.2. Анализ внешней среды. (Метод SWOT-анализа.)………………………...21
3.3. Анализ внутренней среды. (Прим - анализ)……………………………….24
3.4. Методика анализа и оценки конкурентоспособности фирмы…………....25
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...32
Приложение 1…………………………………………………………………33
Приложение 2…………………………………………………………………34
В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя на получение высоких конечных результатов, планирование и контроль приобретает на российских предприятиях новые функции. Планирование призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, правильному и рациональному распределению доходов и росту прибыли.
Современная внешняя среда
характеризуется высокой
Данная ситуация рассматривается во многих учебниках и пособиях для вузов, «Лапыгин-Стратегический менеджмент-учебное пособие-2009», «Стратегический менеджмент. Концепц и ситуац для анализа_Стриклленд Томпсон_2006 (ориг2001 пер2003)», «Стратегический менеджмент_под ред Петрова А.Н_Учебник_2005.» так как экономическая ситуация на мировом рынке быстро меняется и для успешного развития организации жизненно необходимо следить, и подстраиваться к этим изменениям.
Сущность планирования производственной деятельности в рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.
Целью курсовой работы является исследование производственной деятельности на основе изучения теоретических основ планирования и контроля производственной деятельности.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
Объектом исследования является планирование и контроль производственной деятельности.
ГЛАВА 1. Роль стратегии в развитии производства.
А. Чандлер, автор одной из пионерных работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия — ≪это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей≫.
Данное определение
1.1. Концепции стратегического менеджмента.
Так что же представляет
собой стратегический менеджмент? Каковы
его основные компоненты и отличается
ли он от других видов менеджмента?
Чтобы ответить на эти вопросы, следует
рассмотреть различные
В стратегическом менеджменте доминирующая парадигма характеризуется двумя основными принципами: формирование стратегии и ее применением. Основной вклад в развитие этих подходов внесли такие выдающиеся ученые, как Ansoff, Andrews, Porter. В целом суть стратегического менеджмента состоит в том, как разрабатываются и реализуются стратегии. С другой стороны, формирование стратегий определяется тем, каким образом компания предпочитает определять свою стратегию и как она ее реализует посредством стратегического менеджмента. В конечном счете именно подход к формированию стратегии определяет возможный стиль менеджмента. С другой стороны, управленческий стиль и степень эффективности высшего звена руководства могут в свою очередь оказать влияние на процесс формирования стратегий в организациях. В результате на вооружение принимается конкретный подход к стратегическому менеджменту. Только после того как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем стратегического менеджмента. Разработка стратегии может быть либо формальной, либо рациональной, появляющейся или последовательно развивающейся по логически обоснованной траектории. Стратегический менеджмент призван управлять процессом разработки стратегии и тем, как и где анализируются внешняя среда деятельности организации – это предшествует выбору и реализации стратегии.
Прежде чем приступить к рассмотрению процесса стратегического менеджмента, целесообразно дать ему определение. Что же такое стратегический менеджмент? Thompson утверждает, что область, которой адресован стратегический менеджмент, - это «управленческие процессы и решения, определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации». В это определение включены пять ключевых понятий: управленческий процесс, управленческие решения, временной масштаб, структура организации, ее деятельность.
По мнению Johnson и Scholes, недостаточно ограничиваться утверждением, что стратегический менеджмент представляет собой процесс принятия стратегических решений, поскольку стратегический менеджмент по своей природе в корне отличается от других аспектов менеджмента. Конечно, для эффективной реализации стратегии эти задачи жизненно важны, но их нельзя отождествлять со стратегическим менеджментом. Johnson и Scholes полагают, что стратегический менеджмент не ограничивается принятием решений по основным проблемам, с которыми сталкивается организация, но также обеспечивает реализацию выработанной стратегии. Они выделяют три основных элемента стратегического менеджмента: стратегический анализ, Стратегический выбор и реализацию стратегии.
В противоположность этой точке зрения Stacey определяет стратегический менеджмент как процесс постановки фундаментальных целей или задач организации, направляемый высшим руководством. В рамках стратегического менеджмента высшее руководство вырабатывает ряд решений, позволяющих в долгосрочном плане достичь поставленных целей или задач, в то же время обеспечивая меры ответной реакции на возникающие в краткосрочном плане проблемы.
Goldsmith утверждает: что новая возникающая подобласть (стратегического менеджмента) начинает рассматривать реализацию и оценку стратегий скорее как критические компоненты организационного успеха, чем как анализ фирмы, среды ее деятельности и формирования стратегий. Это – стадии действий и их оценки в рамках процесса стратегического менеджмента. Далее он допускает, что «стратегический менеджмент в целом представляет собой обширное поле деятельности, включающее планирование стратегии, ее реализацию и корректировку или применение стратегии в целях достижения желаемых результатов».
Считается, что существо
стратегического менеджмента
Таким образом, стратегический менеджмент представляет собой набор таких управленческих решений и действий, которые определяют долгосрочное функционирование корпорации.
Для этого необходимо разобраться, что такое стратегия производства.
1.2. Понятие производственной стратегии.
Общая стратегия организации (предприятия) определяет основные направления ее деятельности и охватывает всю организацию в целом. Производственная стратегия относится прежде всего к производственному аспекту деятельности (продукция, процессы, методы и ресурсы производства, качество и цены, сроки изготовления и графики работ).
Для того чтобы производственная
стратегия была действительно эффективной,
необходимо обеспечить ее четкое взаимодействие
с основной стратегией, т.е. эти две
стратегии не должны разрабатываться
изолированно друг от друга. Наоборот,
общая стратегия организации
должна учитывать сильные и слабые
стороны производства, усиливая первые
и по возможности устраняя последние.
В свою очередь, производственная стратегия
должна быть согласована с общей
и формулироваться таким
Стратегия производства поддерживает стратегию организации таким образом, чтобы в центре внимания находились задачи, формируемые с учетом потребностей клиента.
Benetton:
глобальная компания,
занимающаяся производством и
реализацией повседневной
Элементы стратегии
1) управление сетью своих
предприятий и партнеров при
передаче части
2) совершенная система
информации (с современными
3) использование компьютерной
программы раскроя с
4) применение жесткой компьютерной системы проверки качества пошива (у субподрядчиков);
5) окраска тканей в
цвета модной гаммы по
6) полная автоматизация в центре логистики — разрыв происходит только в местах перегрузки (разгрузки), что обеспечивает низкие затраты;
7) ежедневное поступление информации по франшизе во всем мире;
8) полный контроль фирменной марки;
9) собственные дизайн и разработка стиля, рекламы.
Важно, чтобы функциональные
стратегии не конфликтовали, а дополняли
и поддерживали друг друга. Необходимо
сфокусировать энергию
В последнее время в
России часто пренебрегали производственной
стратегией в пользу маркетинговой
и финансовой стратегии. Это происходило
потому, что многие исполнительные
директора предприятий часто
не имели производственного опыта
и не могли в полной мере оценить
важность для предприятия
1.3. Подходы к процессу разработки стратегии
развития предприятия.
В теории стратегического управления можно выделить несколько подходов к процессу выработки стратегии, каждый из которых имеет своих сторонников и оппонентов. Рассмотрим их более детально.
Подход Б. Ричардсона и Р. Ричардсона.
Корпоративное планирование (corporate planning): как подход к выработке стратегии исторически сформировался первым. У его истоков стояли такие «классики» теории стратегического планирования, как И. Ансофф, А. Чандлер, К. Эндрюс и др. Суть данного подхода — определение логических предписаний об организации самого процесса, который представляется как линейно-последовательная процедура принятия решений, включающая высшее руководство в поиск по использованию необходимой информации для генерирования, оценки и выбора путей будущего развития предприятия.
Итеративное планирование (logical incrementalism) по сравнению с предыдущим подходом является более деструктивным, чем конструктивным. Как считает Дж. В. Квин, оно определяется как процесс выработки стратегии, реализуемой на предприятии в действительности. Роль высшей администрации определяется как «организатора» процесса, объединяющего в единое целое частные стратегии, которые генерируются в различных структурных подразделениях. Однако высшее руководство все равно остается «архитектором» стратегии, так как, во-первых, определяет базовые ориентиры развития, а во-вторых, создает условия, при которых протекает процесс стратегического планирования, - информационную базу и компетентность персонала. Именно поэтому выработка окончательной стратегии развития осуществляется в итеративном режиме.
Описанные выше подходы к
процессу стратегического планирования
являются базовыми. Обычно они противопоставляются
друг другу как подходы «сверху—
Информация о работе Планирование производственной деятельности на предприятии