Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:50, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.
Цель достигается постановкой следующих задач.
- раскрыть сущность функции планирования;
- рассмотреть виды планирования в организации;
- раскрыть особенности стратегического и тактического планирования;
- определить значение функции планирования в процессе управления в современных условиях.
Введение 3
Глава 1. Планирование как функция менеджмента
1.1. Сущность планирования 5
1.2. Задачи, принципы и методы планирования 7
1.3. Планирование и планы 11
1.4. Процесс планирования 14
Глава 2. Сущность тактического и стратегического и оперативного планирования в организации
2.1. Тактическое планирование в организации 16
2.2. Стратегическое планирование организации 19
2.3. Оперативное планирование 25
Глава 3. Значение планирования в процессе управления организацией в современных условиях 27
Заключение 31
Список литературы
1.
Сравнить профиль компании с
возможностями, реальными
2.
Сравнить сильные и слабые
стороны своей фирмы с фирмами-
Когда SWOT-анализ завершен, менеджер начинает поиск различных стратегий, которым может следовать фирма, чтобы извлечь максимальные преимущества из имеющихся возможностей. Сначала они рассматривают нынешнюю стратегию фирмы и проводят процедуру, которая называется «выборочный анализ». На этом этапе определяют, насколько позволила нынешняя стратегия достичь целей, которые были поставлены перед фирмой.
На
следующем этапе процесса стратегического
планирования менеджеры оценивают
варианты стратегии. Основная задача менеджеров,
занимающихся оценкой альтернативных
стратегий, заключается в пристальном
изучении каждой стратегии и выяснении,
какими конкурентными преимуществами
должна обладать фирма, чтобы сделать
эту стратегию успешной, а также,
насколько вероятно, что фирма
сумеет получить или создать эти
конкурентные преимущества. Выбор стратегии
обычно тесно связан с оценкой
альтернативных стратегий. Успех любой
стратегии зависит частично от того,
насколько внимательно менеджер
следит за прогрессом в ключевых сферах,
за изменением состояния наиболее важных
ресурсов, положением конкурентов, за
рыночными и другими внешними
факторами. Менеджеры должны постоянно
контролировать процесс осуществления
стратегии, особенно в ключевых сферах
и на основных этапах. Это необходимо,
чтобы оценить, двигается ли организация
полным ходом по направлению к
своим долгосрочным целям или топчется
на месте.
2.3. Оперативное планирование
Оперативное планирование является завершающей стадией внутризаводского планирования, непосредственно предшествующей исполнительной деятельности на рабочих местах. Доминирующую роль в нем играет развертывание плана выполнения работ во времени или, иными словами, составление календарных планов-графиков. Вследствие этого оперативное планирование также называется оперативно-календарным планированием (ОКП)
ОКП должно осуществляться с учетом следующих требований:
- обеспечения ритмичной работы всех звеньев производства и создания условий для равномерного выполнения плана;
- обеспечения сокращения перерывов в движении предметов труда по отдельным стадиям производства и тем самым минимизации длительности производственного цикла;
- обеспечения равномерности комплектности загрузки оборудования и производственных площадей;
- иметь достаточную гибкость, т.е. оно должно быстро и четко реагировать на технологические и номенклатурные изменения производства.
Данные особенности ОКП предопределяют трудности решения задач по составлению календарных планов в различных производственных условиях:
По сферам планирования – планирование сбыта, производства, персонала, финансов и т.д.
В зависимости от организационной структуры управления:
- планы предприятия;
-
планы структурных подразделений и филиалов.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования.
1.
Вновь возникшие частные фирмы.
2.
Государственные и бывшие
К основным факторам возрастающей роли планирования в современных рыночных условиях можно отнести следующие
1. Увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности. Несмотря на возрождение и успешное развитие малого и среднего бизнеса, лидирующее положение на современном рынке занимают крупные фирмы.
Так,
по подсчетам специалистов, около
половины потребностей западного мира
удовлетворяют чуть более двухсот
крупных компаний. В российской экономике
исторически сложилось
Предвидение будущего без преувеличения требует научного подхода.
2. Подвижность внешней среды.
Современная
внешняя среда бизнеса
Постоянно меняющиеся требования со стороны спроса диктуют сдвиги других факторов внешней среды: технологий, средств связи – коммуникаций, социальных отношений и т.д. Следовательно, такие же быстрые и глубокие изменения вынужден совершать бизнес.
В российской экономике подвижность среды обусловлена прежде всего переходным характером отечественного хозяйства и, как следствие, нестабильностью социально-политической сферы.
3. Новый стиль руководства персоналом.
Фирма
индустриального периода
Новый
стиль управления предоставляет
работнику гораздо большую
4. Усиление центробежных сил в организации.
Чтобы
лучше приспособиться к сложной
и неопределенной внешней среде,
лучше реагировать на запросы
различных секторов рынка, которые
обслуживает фирма, осваивать новые
прибыльные виды деятельности, коммерческая
организация предоставляет
Такая организация деятельности увеличивает гибкость и предпринимательскую активность подразделений.
Автономия подразделений находит свое выражение в моделях, которые называют плоскостным и венчурным менеджментом. Положительные качества таких моделей управления объясняются высокой степенью адаптации к изменяющейся среде. Но одновременно плоскостный и венчурный (рисковый) менеджменты создают целый ряд проблем, отрицательных эффектов
Например:
• потеря центром контроля за работой подразделений: иногда подразделения настолько приобретают вкус к свободе и самостоятельному руководству собственными действиями, что нередки случаи или попытки выхода их из состава фирмы и организации собственного дела;
• дробление фундаментальных целей фирмы на множество частичных, большая часть из которых не может быть выполнена или же полное размывание общих целей.
Существует
ряд апробированных на практике способов
преодоления отрицательных
• матричная форма организации и назначение менеджера, ответственного за проект;
• общие бюджетные программы;
• модели (в том числе компьютерные) экономической организации.
Наиболее
общий подход к интеграции всех частей
организации – внутрифирменное планирование,
выработка единой корпоративной стратегии
и механизма ее реализации.
Заключение
По результатам проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
Итак, планирование – это умение предвидеть цели фирмы (организации), результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.
Планирование решает следующие основные задачи:
• формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются;
• создает необходимую основу для перестройки структуры фирмы и системы управления ею;
• создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;
• обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;
• формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся работников.
С помощью планирования достигается эффективная, ритмичная работа всего сложного организма фирмы, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается более полное использование имеющегося производственного потенциала предприятия.
Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации (оперативное, или, тактическое планирование).
В
настоящее время сложилось
Список литературы
Информация о работе Планирование как функция производственного менеджмента