Планирование как функция производственного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.
Цель достигается постановкой следующих задач.
- раскрыть сущность функции планирования;
- рассмотреть виды планирования в организации;
- раскрыть особенности стратегического и тактического планирования;
- определить значение функции планирования в процессе управления в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Планирование как функция менеджмента
1.1. Сущность планирования 5
1.2. Задачи, принципы и методы планирования 7
1.3. Планирование и планы 11
1.4. Процесс планирования 14
Глава 2. Сущность тактического и стратегического и оперативного планирования в организации
2.1. Тактическое планирование в организации 16
2.2. Стратегическое планирование организации 19
2.3. Оперативное планирование 25
Глава 3. Значение планирования в процессе управления организацией в современных условиях 27
Заключение 31
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дисцеплине Производственный менеджмент.docx

— 83.17 Кб (Скачать)

Национальный  Открытый Институт России

г. Санкт-Петербург 

Кафедра «Производственный менеджмент»

Дисциплина «Менеджмент организации» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Студентки группы М101С/2в

Смирновой Олеси Игоревны

«Планирование как функция производственного  менеджмента» 
 
 
 

Проверил _______________________

Дата ___________________________ 
 

Оценка ________________________ 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр.
Введение 3
Глава 1. Планирование как функция менеджмента  
1.1. Сущность планирования 5
1.2. Задачи, принципы и методы планирования 7
1.3. Планирование  и планы 11
1.4. Процесс  планирования 14
Глава 2. Сущность тактического и стратегического и оперативного планирования в организации  
2.1. Тактическое планирование в организации 16
2.2. Стратегическое планирование организации 19
2.3. Оперативное планирование 25
Глава 3. Значение планирования в процессе управления организацией в современных условиях 27
Заключение 31
Список  литературы 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

     Менеджмент  – это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности  рынка, постоянное стремление к повышению  эффективности производства с наименьшими  затратами, с целью получения  оптимальных результатов.

     Процесс управления организацией – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально-экономической  системы (организации). Всю многообразную  деятельность по управлению организацией можно представить в виде процесса выполнения ограниченного числа  функций.

     Функцией  в менеджменте называют особый вид  управленческой деятельности, с помощью  которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

     Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей  подсистемы (субъекта управления).

     Планирование  дает основу для принятия решений  и развития предприятия в целом. Знание того, что организация хочет  достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий.

     Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать  единство общей цели внутри организации.

     Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе руководителям  российских предприятий и организаций  необходимо принимать решения, которые  бы способствовали выживанию и закреплению  позиций в условиях жесточайшей  конкурентной борьбы. Тема организации  управления на предприятии, а также  выполнение функции планирования чрезвычайно  насущной на сегодняшний день. В  последнее время в прессе, на многочисленных конференциях, в неформальном общении  специалисты все чаще обсуждают  задачу перехода от тактического планирования к стратегическому. Однако создать  только оптимальные системы управления такими структурами недостаточно для  эффективного развития компаний. Необходимо построить корпоративную культуру, соответствующую структуре и  целям организации и полностью  сформировать мировоззрение всех сотрудников, ориентированные на стратегическое развитие.

     Цель  работы – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его  значение в процессе управления в  современных условиях.

     Цель  достигается постановкой следующих  задач.

     - раскрыть сущность функции планирования;

     - рассмотреть виды планирования в организации;

     - раскрыть особенности стратегического и тактического планирования;

     - определить значение функции планирования в процессе управления в современных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Планирование как функция менеджмента

     1.1. Сущность планирования

     Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

     Планирование - это определение системы целей  функционирования и развития организации, а также путей и средств  их достижения. Любая организация  не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать  управленческие решения относительно:

     - распределения ресурсов;

     - координации деятельности между отдельными подразделениями;

     - координации с внешней средой (рынком);

     - создания эффективной внутренней структуры;

     - контроля за деятельностью;

     - развития организации в будущем.

     Планирование  обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности  в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

     В общем, в процессе планирования можно  выделить:

     - процесс целеполагания (определение системы целей);

     - процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;

     - процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

     Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.

     Само  по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При  этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия  в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее №  млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание  цели и средства ее достижения. Как  результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия  по достижению целей, сроки, средства и  исполнители.

     Для реализации процесса планирования также  необходимо иметь налаженную организационную  систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована  эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут  реализованы без соответствующей  организации. Должна существовать исполнительская  структура. Кроме того, у организации  должна существовать возможность будущего развития, так как без этого  организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит  от условий среды, в которой она  работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация  занимает в отрасли (регионе, стране).

     Весь  процесс планирования в организации  разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система  управления организацией на текущий  период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом  с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации  действий. Если брать организацию  в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:

     1. Разрабатывается миссия организации.

     2. Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).

     3. Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.

     4. Определяются стратегические альтернативы.

     5. Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос "что делать?".

     6. После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:

     - тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;

     - политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;

     - процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;

     - правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации. 

     1.2. Задачи, принципы  и методы планирования.

     Задачи  планирования:

  1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.
  2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.
  3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.
  4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу "факт-план".
  5. Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.
  6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

     Планирование  деятельности предприятия основано на ряде принципов (табл. 3.1).

     Таблица 3.1

     Принципы  планирования

     Принцип      Краткая характеристика
Единство  научно- технических, социальных и экономических  задач развития организации Этот принцип  находит выражение в составе  целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых  планов, в критериях оценки плановых решений
Научная обоснованность и оптимальность  решений Обеспечивается  применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов, использованием методов  оптимального планирования, экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и обработки данных
Доминирование стратегических аспектов в планировании Ориентация  на отдаленные результаты требует обязательного  использования специфических форм стратегического планирования на предприятии  и подчинения ему всех других видов  оперативного планирования
Комплексность планирования Означает системную  увязку всех разрабатываемых на предприятии  планов
Ресурсная сбалансированность планов Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях  предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов
Гибкость  и эластичность планирования Означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения  внутренних или внешних факторов, а также способности сохранять  необходимые резервы и предусматривать  плановые альтернативы
Непрерывность планирования Реализация  принципа находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего  планирования, в которой, благодаря  периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием

Информация о работе Планирование как функция производственного менеджмента